Сейчас на фенологическом календаре глубокая зима — время, когда воздух и почва максимально охлаждаются, снежный покров продолжает нарастать и составляет уже больше 30 сантиметров, водоёмы полностью замерзают, а суточные температуры не поднимаются выше -10.
Это время, когда природа немного замирает, но всё равно продолжает жить, и свидетельства этой жизни можно заметить по птичьему щебету, суете на кормушке и отпечаткам лап зверей на снегу.
Но у нас в Ленинградской области, глубокая зима сейчас совсем не глубокая. Нет ни стабильно отрицательной температуры, ни постоянного снежного покрова, ни нормального ледостава на реках.
Лишь несколько дней до и после Рождества стояла по-настоящему январская погода с морозами и солнцем. А сейчас снова оттепель. Пока я пишу эти строчки, с крыши нашего дома с шумом скатываются смерзшиеся глыбы снега, а температура воздуха поднялась на две отметки выше нуля.
Когда на улице ещё было морозно, мы отправились на реку Лугу, протекающую недалеко от нашей деревни, чтобы сделать традиционные фенологические снимки. По ним я отслеживаю, как меняется окружающий пейзаж, что происходит в природе с течением времени. Очень интересно потом смотреть и сравнивать снимки летние, осенние и зимние.
Последний раз мы были на Луге в двадцатых числах декабря, и она, хоть и имела обширные ледяные забереги, но ещё не собиралась совсем замерзать. Думаю, что в первый период настойчивой оттепели, который пришелся на Новый год, все эти ледовые образования декабря растаяли без следа, ведь температура в нашей части области поднималась до +5, и даже снег местами успел стаять до зелёной травы.
Но за несколько дней настоящих морозов, которые доходили до -20, а ночью, может, и ниже, обстановка на реке как будто восстановилась.
Сначала все вокруг запорошила метель, пришедшая в первый день нового года, а потом лёд и изморозь сковали берега, небольшие травянистые острова и узкие медлительные протоки. Хотя с русла исчез плавучий остров льда, сам пейзаж казался более белым и зимним, чем в конце декабря, ведь лес по берегам тоже побелел.
Конечно, ярким и поистине зимним пейзаж Луги сделало солнце, щедро освещавшее долину и заставившее высокие бетонные опоры моста, с которого я делаю снимки, отбросить тяжёлую синюю тень на реку.
А с другой стороны моста разворачивалась более ослепительная картина — там река почти полностью замёрзла, оставив лишь узкие чёрные полоски воды, которые тоже, казалось, вот-вот сомкнутся.
Над открытыми участками реки низко плыли облака пара, окрашенные солнцем в теплый оранжевый цвет. Смотришь вниз с моста на них — облака плывут быстро на фоне убегающей от них синей воды — и через некоторое время начинается казаться, что мир перевернулся, и что ты смотришь не на реку, а на небо, которое теперь почему-то внизу.
Это был очень красивый и морозный день, предшествовавший самой холодной ночи и самому холодному и яркому рассвету. Небо над горизонтом тогда окрасилось в удивительный кислотно-розовый цвет, около получаса переливалось и играло набежавшими кудрявыми облаками, а потом всё затянуло серым.
Поднялся ветер, который не унимается до сих пор. Он принёс сначала умеренные по количеству снега, но очень колкие и неприятные для прогулок метели, а теперь и вторую за зиму оттепель.
Луга, скорее всего, снова освободится ото льда, последовав примеру стоящих на берегу деревьев, которые уже несколько дней как сбросили серебристые наряды изморози. Пейзаж снова станет тусклым и серым.
Но надежда на крещенские морозы остаётся. Ждём!