Преподаватель - Роман Круглов
Содержание
Что получится в результате
Материалы
Шаг 1. Компоновка
Шаг 2. Уточнение внешнего силуэта
Шаг 3. Границы теней
Шаг 4. Тональный разбор. Собственная тень
Шаг 5. Падающие тени
Шаг 6. Тональная растяжка собственной тени
Шаг 7. Полутона
Шаг 8. Свет. Контур
Шаг 9. Последние штрихи
Графика простыми карандашами – доступная всем и одновременно не такая простая, как кажется на первый взгляд, техника. Экономя силы на работе с красками и используя только один цвет, здесь необходимо сосредоточиться и познать все тонкости работы с тоном. Ведь только за счет правильно разобранных тональных соотношений можно передать весь характер формы предмета, его объем и фактуру.
На уроке по графике с Романом Кругловым мы выполним несложное задание – изобразим всего один предмет и нарисуем чеснок карандашом, на примере которого решим несколько задач:
- поговорим о моделировке объема за счет распределения тона,
- узнаем, какие тональные зоны существуют, что есть свет, полутон, тень, рефлекс и падающая тень,
- научимся за счет этих тональных зон моделировать объем и форму предмета.
Что получится в результате:
Вам понадобятся:
· белая плотная бумага (180-200 г/м2) без фактуры
· простые чернографитные карандаши твердостью 5В, 3В, HB, 2Н или другие
· ластик или формопласт
Шаг 1. Компоновка
Начнем с того, что закомпонуем предмет в формате, то есть определим его местоположение таким образом, чтобы он не был смещен ни вправо, ни влево, ни вверх, ни вниз. Также он не должен быть слишком крупным, упирающимся в края формата, или слишком мелким, когда вокруг остается много пустого пространства.
Легко нажимая на карандаш, начинаем работу так, чтобы линии можно было без труда стереть или подвинуть. Идем от большой формы, намечая предмет без каких-либо деталей. Главными на начальном этапе работы являются общий силуэт и пропорции предмета – соотношение его ширины к высоте. Также вначале не бойтесь рубить форму, то есть искать и передавать изменения в направлении плоскостей. Следите за тем, как они меняются, что поможет вам точнее передать характер предмета и не усреднять его форму.
Шаг 2. Уточнение внешнего силуэта
Начинаем уточнять силуэт. Продолжайте следить за тем, как развивается форма, как меняются направления плоскостей, и старайтесь отобразить все это многообразие поворотов. По мере необходимости всегда можно закруглить, обобщить эту форму. Стремитесь к тому, чтобы на силуэте не было слишком много линий и он проходил максимально точно. Лишние линии убирайте сразу, избавляясь от рыхлости силуэта.
Шаг 3. Границы теней
Придадим предмету объем за счет правильного распределения тона на нем. Свет, полутон, собственная тень, рефлекс и падающая тень – то, что должно четко прослеживаться в изображении чеснока. Для большего удобства можно сразу наметить границу собственной тени, определить ее массу и силуэт. Обратите внимание, что она идет по форме предмета. Также можно сразу отобразить силуэт падающей тени от ножки чеснока и ее собственную тень.
Теперь отметим падающую тень от всего предмета. Как правило, в рисунке нет необходимости точно выстраивать такую тень, поскольку источник освещения зачастую находится далеко за пределами формата и это создает определенные затруднения. Кроме того, это не имеет и большого художественного смысла, так как падающая тень является вспомогательным средством для установки предмета на условную плоскость. Во многих работах она, скорее, играет важную роль в композиции: с помощью падающей тени можно уравновесить композицию, темные пятна. Ну и нельзя не отметить ее значение как камертона в тональных отношениях.
Чаще всего достаточно обозначить лишь начало, основание падающей тени, а также определить тональную растяжку внутри нее. Наибольший контраст она имеет в своем начале, то есть непосредственно под предметом.
Шаг 4. Тональный разбор. Собственная тень
Начнем с наиболее темных участков – заложим собственные и падающие тени. Будем вести тональный разбор от темного к светлому.
Мягким карандашом 5В заложим все теневые участки. Таким карандашом можно работать не кончиком, а всей поверхностью грифеля – это даст более равномерное пятно. С помощью него мы получим локальную тень, а свет будем моделировать посредством штриха – в итоге получатся разные по характеру фактуры пятна, где тень плоская, а свет фактурный, рельефный, привлекающий внимание.
Также при работе с тенью важно провести тональную растяжку: сделать акцент на границе собственной тени как месте перелома формы и показать переход в сторону рефлекса. За счет такого развития тона удастся передать объем формы, ее повороты.
Набираем пятно собственной тени слева направо, не сильно нажимая на карандаш. Списывайте (ослабляйте) тон книзу, в сторону рефлекса.
Шаг 5. Падающие тени
Закладываем падающую тень так же пятном, но делаем тон более плотным, чуть сильнее нажимая на карандаш. Ближе к краям тени постепенно списываем тон, делаем его светлее. Граница тени, ее абрис на удалении от предмета должен стать совсем мягким, неактивным, чтобы тень плавно списывалась в плоскость, на которой стоит предмет.
Ближнюю к зрителю часть уплотняем, то есть показываем тональную растяжку не только слева направо, но и снизу вверх. Наибольший акцент тона будет в начале тени, в области под предметом, а развитие тона идет равномерно, плавно, без каких-либо сильных перепадов.
Уплотните падающую тень от ножки, обозначьте тональную растяжку в ней: наибольший акцент придется на основание тени, а затем будет ослабевать.
Шаг 6. Тональная растяжка собственной тени
Карандашом 3В, уже не таким мягким, обозначим тональную растяжку в области собственной тени. Наиболее внимательно поработайте над ее границей, где форма заворачивается: уплотним ее и разберем по касаниям. Обратите внимание, что уплотняющий штрих, ложась уже на тон, а не на белую бумагу, ведет себя совсем по-иному, не создает сильной фактуры, а воспринимается в контексте общего пятна.
Наибольший акцент собственной тени будет там, где форма сильнее всего выходит на зрителя, так как чем предмет на рисунке ближе, тем он насыщеннее по тону.
Форма головки чеснока состоит из отдельных зубчиков, поэтому необходимо моделировать объем всей теневой плоскости исходя из объема каждого такого зубчика. У него есть выпуклая часть и сторона, заворачивающаяся вбок. На этом повороте формы возникает рефлекс (отраженный свет в тени), где важно показать более слабый тон, а возвышенность, опять же, будет темнее.
Помните, что рефлекс – это часть большой тени, поэтому даже самый светлый рефлекс всегда будет темнее любого даже самого темного полутона, принадлежащего области большого света.
Аналогичным образом, выделяя тень и рефлекс как его часть, проработайте собственную тень на ножке чеснока.
Шаг 7. Полутона
От границы собственной тени плавно переходим к полутону. Этот переход должен быть достаточно сглаженным, поскольку у предмета округлая, без четких граней форма. Работаем преимущественно штрихом по форме, уточняем границу собственной тени и уходим в сторону полутона. Старайтесь показать штрихом направления плоскости, подчеркнуть характер формы. Как бы выпуская штрих из границы тени, захватывая ее, мы получаем мягкий переход от одной тональной зоны к другой.
Полутона отличаются друг от друга, их тональность определяется в зависимости от местоположения той или иной плоскости относительно источника освещения. Свет расположен сверху слева, поэтому наиболее светлая часть будет с этой стороны, а справа в верхней части головки преобладают полутона.
Чтобы уплотнить отдельные места полутонов, используем перекрестный штрих. Для этого совсем немного меняем угол штриха и вновь проходимся по уже заштрихованному в одном направлении месту, чтобы его затемнить.
И на свету, и в полутонах стараемся моделировать объем предмета штрихом по форме.
Шаг 8. Свет. Контур
Для моделировки света возьмите карандаш НВ – вы сразу увидите его более тонкий штрих. За счет него можно более точно моделировать характер формы в свету. Помимо перекрестного здесь можно также вводить продольный, однонаправленный штрих.
Всегда сравнивайте полутона с рефлексами: если уплотняем полутона, то возвращаемся к рефлексам и так же уплотняем их.
На данном этапе работы при помощи карандаша НВ можно разыграть касания по внешнему силуэту, то есть контурную линию предмета. Это необходимо сделать для того, чтобы она не казалась слишком одинаковой, «проволочной». Поскольку линия есть не что иное как сократившаяся плоскость, то ее тональность будет определяться так же, как у плоскости – в зависимости от положения к источнику света. Со стороны света она будет более светлой, со стороны тени – более плотной.
Акцент на линии необходимо делать и в месте вставки формы – там, где одна форма встречается с другой, где происходит смена направлений плоскости. Также важно понимать, что контурная линия в тени не должна быть активнее границы собственной тени. Иначе вы остановите поворот формы, объем предмета получится площе.
Шаг 9. Последние штрихи
Уплотняем падающую тень за счет перекрестного штриха. Он ложится на ранее сформированное пятно, поэтому тень остается принципиально цельной.
Твердым карандашом, например 2Н, моделируем участки формы, находящиеся на свету. По-прежнему работаем штрихом по форме. Покажите на границе собственной тени фактуру шелухи чеснока, ее продольные волокна, легкими штрихами.
Уплотните начало падающей тени, еще раз проследите ее тональную растяжку к краю.
Если нарисовать чеснок для вас не составило труда, то множество других понятных и увлекательных уроков на разные темы можно найти на курсе для начинающих «Знакомство с рисунком простым карандашом». Следуя рекомендациям педагога по наглядным видео, вы сможете поэтапно освоить все тонкости работы с этим материалом, разобраться в различиях тона, а еще – почерпнуть новые идеи для собственного творчества.
Грамотно составленный курс, основанный на академической программе художественных вузов – это то, что лучше любых бесплатных уроков даст вам необходимый базис знаний и уникальный набор авторских секретов в рисовании.
Получите бесплатный доступ к Клубу Художник Онлайн и безграничному количеству мастер-классов!