Разрыв между школой и реальностью огромный. Выпускники российских школ умеют зубрить правила и мыслить шаблонно, но не знают, как решать нестандартные задачи, работать в команде, выдвигать и тестировать гипотезы. У них отсутствуют навыки, которые важны для современных специалистов, — soft skills, цифровая, финансовая грамотность. Чтобы соответствовать реальности, системе образования нужно трансформироваться. Какие тренды должны определять школу будущего?
Возможность выбирать школьные предметы
Если рассмотреть модели образования в зарубежных странах, то можно увидеть, что многие из них предоставляют детям свободу в выборе школьных предметов. Например, такая система работает в США: начиная со средней школы, у каждого класса есть несколько обязательных предметов, а остальные ученики выбирают сами.
У большинства российских школьников такой возможности нет даже в старших классах: дети изучают предметы из перечня, составленного Министерством образования. Однако опрос, проведенный в 2021 году среди российских старшеклассников, продемонстрировал, что 60% детей знают, в какой вуз хотят поступать. Это говорит о том, что большинство старшеклассников хорошо представляют свои интересы, способности, сильные стороны. И для таких детей лучший формат обучения — профориентация.
Углубленное изучение выбранных предметов поможет детям в самоопределении: они на практике смогут понять, то ли направление выбрали. Если опыт будет положительным, ребенок пойдет поступать в выбранный вуз, если отрицательным — у него будет время поменять направление.
В мегаполисах подобная система обучения постепенно появляется. Например, в феврале 2023 года в Москве стартует проект, в котором примет участие 400 городских школ. Проект заключается в гибких учебных планах: у каждого ученика выпускного класса будет свой набор предметов — тех, которые ему нужны для поступления в вуз.
Работа не по шаблону, а самостоятельное осмысление материала
В российских школах дети обучаются по шаблону. Главный в этом процессе не ученик, а учебник. Именно он определяет, какой материал школьник должен «вызубрить», «закрепить» и «сдать». У нас ценится умение работать по образцу, а не самостоятельное осмысление материала.
Характерный пример — алгоритм обучения детей написанию сочинений, который применяется во многих школах. Ученику дается таблица, состоящая из двух колонок. В первой колонке есть готовый шаблон сочинения — названия разделов, тезисы, параметры (количество предложений и слов), примеры, подсказки в виде заезженных фраз типа «я думаю, что» и «таким образом». Во второй колонке ребенок пишет «собственное» сочинение на основе шаблона.
Для чего нужен этот алгоритм — понятно. Чтоб сдали все. По шаблону написать сочинение гораздо проще. Но это приводит к тому, что дети не умеют самостоятельно думать и не развивают дивергентное мышление — спонтанное, творческое, нелинейное.
Во многих современных профессиях именно дивергентное мышление определяет успех. Оно необходимо бизнесменам, руководителям, продукт-менеджерам, разработчикам, дизайнерам, инженерам. Человек с развитым дивергентным мышлением способен обеспечить инновации, творчество и поэтому обладает конкурентными преимуществами.
Большое внимание развитию самостоятельности и нестандартного мышления уделяют в американских школах. Школьники в США не занимаются зубрежкой и не пересказывают параграфы. С начальных классов дети разрабатывают индивидуальные и групповые проекты. Каждая новая тема — новый проект, который может заключаться в создании презентации, видеоролика, экспоната для выставки, увлекательного рассказа.
Например, при изучении какого-нибудь исторического события учитель может попросить детей создать на эту тему видеоролики. Чтобы придумать, как обыграть историческое событие в видео, детям нужно собрать о нем факты и глубоко вникнуть в материал. И такой способ изучения истории оказывается очень эффективным.
Развитие soft skills
Исследование, проведенное среди российских учителей, показало, что 70% из них считают систему школьного образования устаревшей. По мнению учителей, в перечень школьных предметов нужно включить финансовую и цифровую грамотность, психологию, эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект относится к soft skills (мягким навыкам). Еще в начале прошлого века американские ученые доказали, что от мягких навыков зависит 85% достижений человека, а от hard skills (профессиональных компетенций) — лишь 15% успеха.
В российских школах, в отличие от американских, мягкие навыки не развивают. В итоге наши специалисты, которые часто обладают сильными профессиональными компетенциями, уступают в мягких навыках коллегам-иностранцам.
Неформальные отношения между школьниками и учителями
В российских школах дружеские отношения между учителями и учениками — большая редкость. Более того, часто учителя пытаются повысить свой авторитет в детских глазах с помощью криков, принуждения и угроз. Все это приводит к возникновению у детей психологических проблем и нежелания учиться.
В американских школах между учителями и учениками устанавливаются неформальные и дружеские отношения. Во время перемены учитель может спокойно сидеть рядом с учеником на парте, жевать попкорн и обсуждать популярную компьютерную игру.
Американские преподаватели не боятся показаться смешными. Они с энтузиазмом принимают участие в школьных праздниках и вечеринках. Традиционное школьное мероприятие в США — фестиваль «Неделя духа», во время которого все приходят в школу в креативных костюмах. Американский учитель может спокойно заявиться на урок в пижаме-кигуруми или костюме супергероя.
Кроме того, в американских школах к ученикам очень уважительное отношение. Это прослеживается даже в том, что оценку по контрольной преподаватель не оглашает на весь класс, а сообщает ученику наедине.
Не забывайте подписываться на наш канал — там мы делимся проверенными материалами о детском программировании и воспитании.
Курсы программирования для вашего ребёнка на нашем сайте: codims.ru