Он родился в семье учителей, где каждый из родителей, потом бабушка и дедушка пытались привить мальчишке лучшие привычки и стремления: учиться, много читать, быть добрым к окружающим людям и любить свою Родину.
Заканчивая школу, Эдик никак не мог решить, в какой институт поступать – литературный или театральный. Война избавила его от этого выбора. Будучи потрясённым тем, что враг вероломно напал на его Родину, молодой парнишка уже в день начала войны был в военкомате, а через сутки отбывал к месту назначения. Его назначили для обучения в особый расчёт орудия, которое позднее назовут «катюшей».
Небольшой курс обучения и Эдуард уже воюет в самом пекле – под Москвой на Волховском фронте. Уже тогда на молодого бойца обратили внимания командиры – он никогда не терял присутствия духа, в самые сложные моменты всегда принимал единственно верное решение и отличался какой-то невероятной храбростью. А во времена затишья между боями читал бойцам свои стихи. И они просили писать ещё.
В конце 1943 года ожесточённые бои продолжались в Крыму. Здесь проезжая по батареям 2-й Гвардейской дивизии, генерал артиллерии Стрельбицкий увидел на позиции интересную «картину» - аккуратный и подтянутый молодой лейтенант под массированным обстрелом вёл себя абсолютно спокойно, команды отдавал с оттенком юмора, но чётко и быстро. Чувствовалось, что рядовые не просто выполняли его приказы, но и относились с невероятным уважением. Это был Эдуард, уже командир батареи.
Вернувшись в штаб, генерал даже поинтересовался, как фамилия у этого командира? Ему показалось, что сквозь грохот боя он расслышал «Осадчий». Удивительно, но через пару недель, только уже под Севастополем Стрельбицкий снова увидел этого лейтенанта. Среди дня, когда кругом рвались снаряды, он привёз в медсанбат раненого в ногу бойца. Получив нагоняй за нарушение инструкции, лейтенант лишь в оправдание сказал, что к ночи у раненого могла начаться гангрена. Генерал немедленно отправил молодого командира на позиции. Если бы он только знал, что произойдёт дальше.
В этот день на батарее лейтенанта немцы вывели из строя все орудия. Удивительно, но полностью уцелел боекомплект. На соседней батарее оказалось наоборот – пушки стояли целёхонькие, зато не осталось ни одного снаряда.
Разобравшись в ситуации, Эдуард принял «сумасшедшее» решение. Вместе с шофёром «полуторки» Акуловым они загрузили кузов снарядов и рванули в сторону молчащей батареи. Машина двигалась по открытой местности, по полностью простреливаемой дороге. Скорость по такой дороге и с таким грузом прибавить было невозможно. А в одном месте двигатель заглох вообще. Невзирая на продолжавшийся обстрел, лейтенант выскочил из кабины и стал с невероятной скоростью крутить рукоятку. Машину удалось завести.
Когда взобрались на горку и поехали по ровной местности, оставалось совсем немного. Но тут навстречу вывернули два «юнкерса». Рядовой и лейтенант спрятались в кювете. Рядом грохнула бомба. Но дальше немцам стало не до машины, подоспели два советских истребителя.
Чем ближе к батарее, тем более разбитой становилась дорога. Чтобы машина со снарядами не угодила в воронку, лейтенант пошёл впереди пешком. Оставалось всего несколько метров, когда рядом разорвался снаряд. С батареи увидели, как шедший впереди боец упал.
Свидетели подвига лейтенанта рассказали генералу, как погиб молодой командир. Он привёз снаряды и фактически повернул исход боя в сторону наших войск. А было ему всего 20 лет.
Стрельбицкий на всю жизнь запомнил этого лейтенанта и после войны на встречах с молодёжью часто рассказывал о нём. Однажды он услышал по радио рвущие душу стихи поэта-фронтовика Эдуарда Асадова, и вдруг подумал, что он мог бы рассказать этому человеку про артиллериста.
И вот генерал держит трубку телефона и рассказывает о лейтенанте Осадчем, как будто заново переживая то, что было на войне. А на том конце провода тишина…
За это время Эдуард стал известным поэтом, которым зачитывался народ. Он был потрясён, что генерал его запомнил и рассказал Стрельбицкому о том, как выжил. Тогда снаряд разорвался совсем рядом, и он получил тяжелейшее ранение головы. Даже военные медики не верили, что этот молодой парень доживёт до следующего утра. А он месяц находился между жизнью и смертью, перенёс 12 операций, но выжил. Единственное, что не смогли врачи – спасти зрение.
Он стал любимым поэтом миллионов и никогда не жаловался на жизнь. За свои военные и гражданские заслуги был награждён орденами и медалями.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.