Найти в Дзене

Боевые машины Урала. Танки.

Средний танк Т-54.

Часть 4.

22 марта был подписан приказ Министра обороны № 0061 «О принятии на вооружение Советской Армии танка Т-54А, оборудованного стабилизатором вооружения СТП-1 и электроприводом наведения ТАЭН-3».

Средний танк Т-54А. Барятинский М. Средний танк Т-54 // Бронеколлекция. 2006. № 4. С.11.
Средний танк Т-54А. Барятинский М. Средний танк Т-54 // Бронеколлекция. 2006. № 4. С.11.

Завод № 183 в Нижнем Тагиле начал производство Т-54А с 1 апреля 1955 г. и продолжал его по июнь 1957 г.

Завод № 75 в Харькове строил Т-54А с 1 июня 1955 г. по апрель 1957 г.

Завод № 174 в Омске – с 1 июня 1955 г. по 4-й квартал 1957 г.

Оптовая цена на серийный танк составила на заводе № 183 – 283 тыс. рублей, на заводе № 75 – 320 тыс. рублей.

Средний танк Т-54А. Барятинский М. Средний танк Т-54 // Бронеколлекция. 2006. № 4. С.21.
Средний танк Т-54А. Барятинский М. Средний танк Т-54 // Бронеколлекция. 2006. № 4. С.21.

Высокая степень унификации с предшествующим образцом позволила не снижать темпов серийного выпуска и до конца 1955 г. было построено 1820 танков Т-54А. В 1956 г. заводы выпустили еще 1775 штук и в 1957 г. – 1007. Таким образом, всего было передано вооруженным силам 4 602 танка Т-54А.

Т-54А в войсках. Барятинский М. Т-54 и Т-55. «Танк-солдат». 2015. С.27.
Т-54А в войсках. Барятинский М. Т-54 и Т-55. «Танк-солдат». 2015. С.27.
Т-54А, подбитый и сгоревший во время уличных боев в Будапеште. Октябрь 1956 г. https://vk.com/photo-93248495_456243823
Т-54А, подбитый и сгоревший во время уличных боев в Будапеште. Октябрь 1956 г. https://vk.com/photo-93248495_456243823

Кроме того, в 1956 г. было построено 50 командирских танков Т-54АК. От линейной машины командирский танк отличался наличием дополнительной КВ радиостанции Р-112 в кормовой части башни и зарядного агрегата «Урал-180» за сиденьем механика-водителя у левого борта. На стоянке предусматривалось использование 10-метровой телескопической антенны.

Т-54АК Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55. 2006. с.134-135.
Т-54АК Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55. 2006. с.134-135.

В ходе серийного производства продолжалось совершенствование машины.

Уже в 1955 г. в системе питания двигателя воздухом вместо «Мультициклона» был установлен новый 2-х ступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 с эжекционным удалением пыли из пылесборника.

ВТИ-4 и его установка в танке
ВТИ-4 и его установка в танке

В систему питания топливом с июня 1955 г. был добавлен третий дополнительный топливный бак емкостью 95 л, установленный на правой надгусеничной полке вместо ящика для ЗИП. Запас хода по шоссе увеличился до 440 км.

Топливная система Т-54 с июня 1955 г.
Топливная система Т-54 с июня 1955 г.

С августа 1955 г. маслозакачивающий насос МЗН-1 был заменен на МЗН-2 с электромотором МН-1. С октября облегчили и упростили фрикцион вентилятора системы охлаждения.

Насос МЗН-2
Насос МЗН-2

С ноября на лобовом листе устанавливались две фары. Одна фара в зависимости от установленного фильтра использовалась для освещения дороги обычным или инфракрасным светом. На второй фаре находилась светомаскировочное устройство СМУ.

Фара со СМУ
Фара со СМУ

В 1956 г. зенитный пулемет ДШК был замен на ДШКМ, а с сентября этого года стали применяться опорные катки нового типа с увеличением динамического хода катка со 120 до 142 мм, улучшенные по надежности торсионные валы, усовершенствованные гидроамортизаторы и опоры балансиров. На втором, третьем и четвертом балансирах были сняты буферные устройства.

Т-54А с новыми опорными катками.  http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuT5455/SuT5455574.jpg
Т-54А с новыми опорными катками. http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuT5455/SuT5455574.jpg

С января 1957 г. вместо радиостанции 10РТ-26 началась установка УКВ-радиостанции Р-113, с которой использовалось танковое переговорное устройство Р-120.

Лицевая панель радиостанции Р-113. http://www.gaz69.ru/ipb/uploads/gallery/album_16363/gallery_2397_16363_2995913.jpg
Лицевая панель радиостанции Р-113. http://www.gaz69.ru/ipb/uploads/gallery/album_16363/gallery_2397_16363_2995913.jpg
Танковое переговорное устройство Р-120. https://military.trcvr.ru/wp-content/uploads/2015/12/image001.png
Танковое переговорное устройство Р-120. https://military.trcvr.ru/wp-content/uploads/2015/12/image001.png

К концу лета 1954 г. были отработаны варианты двухплоскостных стабилизаторов для пушки Д-10.

Испытания показали примерно равные результаты ЦНИИ-58 и ЦНИИ-173, но ЦНИИ-58 передавалось министерству среднего машиностроения, а специалисты по стабилизации переводились из него в ЦНИИ-173.

Таким образом был выбран СТП-2 «Циклон», в котором, по сравнению с СТП-1 был переделан лишь гироблок установкой второго гироскопа.

Конструкторской группой СКБ УВЗ был сконструирован электромашинный усилитель с исполнительным двигателем для привода горизонтального наведения.

-13

Таким образом, стабилизации подверглась непосредственно 100-мм пушка, с которой была жестко связана головная часть телескопического прицела.

24 февраля 1955 г. вышло Постановление СМ СССР № 347-205 о создании стабилизатора основного вооружения в двух плоскостях для танка Т-54.

В мае 1955 г. был изготовлен первый опытный объект 137Г2 с двухплоскостным стабилизатором. Танковая пушка с узлами крепления стабилизатора получила обозначение Д-10Т2С. В качестве прицела использовался телескопический ТШ-2А-22.

Для обеспечения безопасной работы заряжающего в отличие от более ранних модернизаций пол боевого отделения был сделан вращающимся. Вращение пола происходило синхронно с поворотом башни и осуществлялось через поводок, закрепленный хомутом на кронштейне сиденья наводчика.

-14

Кроме того, приборы ночного видения активного типа получили все члены экипажа, кроме заряжающего.

У командира танка это был прибор наблюдения ТКН-1 с подсветкой от прожектора ОУ-3.

-15

В боевом положении прибор ТКН-1 устанавливался в шахту дневного прибора ТПКУ-Б, а прожектор ОУ-3 – на крыше командирской башенки.

-16

В походном положении ТКН-1 убирался в чехол и перевозился на перегородке силового отделения. ОУ-3 укладывался в отсек ящика ЗИП на левой надгусеничной полке.

-17

На рабочем месте наводчика орудия слева от дневного прицела, вместо перископического прибора наблюдения, установили ночной прицел ТПН-1-22-11. Инфракрасную подсветку прицел получал от прожектора Л-2, размещенного на кронштейне, приваренном к маске пушки.

-18

В дневное время головка ночного прицела и прожектор Л-2 также снимались. Отверстие под головку закрывалось броневой крышкой.

-19
Танк со снятыми ИК-осветителями и прицелами. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg
Танк со снятыми ИК-осветителями и прицелами. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg

У механика-водителя в 1957 г. ночной прибор наблюдения ТВН-1 был заменен прибором ТВН-2, а для подсветки местности на лобовом листе установлена фара с инфракрасным фильтром.

-21

В силовом отделении разместили усовершенствованный дизель В-54Б, на котором вместо ручного топливоподкачивающего насоса РН-1А был введен насос РНМ-1. В топливную систему был введен новый фильтр тонкой очистки ТФК-3 вместо ТФ-1, а в систему смазки установлен новый масляный фильтр МАФ вместо фильтра Кимаф ВГТЗ.

В трансмиссии был использован главный фрикцион улучшенной конструкции.

В июне 1955 г. были построены еще три опытных образца объекта 137Г2. Осенью того же года они прошли заводские испытания, а в феврале 1956 г. – полигонные.

После проведенных испытаний комиссия рекомендовала принять на вооружение танк Т-54 со стабилизатором вооружения СТП-2 «Циклон».

Объект-137Г2. Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55. 2006. с.
Объект-137Г2. Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55. 2006. с.

Постановлением СМ СССР № 1118-581 от 15 августа 1956 г. объект 137Г2 был принят на вооружение, как Т-54Б. 11 сентября 1956 г. о принятии на вооружение нового танка объявил в своем приказе № 00152 Министр обороны СССР.

Средний танк Т-54Б. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg
Средний танк Т-54Б. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg

В декабре 1956 г. была построена установочная партия, и с 1957 г. планировалось организовать серийное производство.

Так как переход на новый танк не мог произойти мгновенно, в 1957 г. заводы-изготовители построили еще 1007 танков Т-54А, и общее количество произведенных машин этого типа составило 4602 единицы.

После переналадки производства 1 июля 1957 г. УВЗ и завод № 174 перешли на выпуск Т-54Б. На заводе № 75 производство нового танка началось только с 1 января 1958 г.

Средний танк Т-54Б. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg
Средний танк Т-54Б. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg

Всего до конца 1957 г. заводы построили 850 танков этой модификации, а суммарный выпуск в 1957-59 гг. составил 1628 машин. Из этого количества 73 танка были оборудованы на заводе № 75 под установку плавсредств ПСТ-54.

Кроме того, заводом № 183 в 1957 г. было построено 100 единиц в командирском варианте Т-54БК, с отличиями, аналогичными Т-54АК, еще 80 таких танков произвели в 1958 г.

Средний танк Т-54БК. http://www.krasnayazvezda.com/terre/materiels/chars/t54.php
Средний танк Т-54БК. http://www.krasnayazvezda.com/terre/materiels/chars/t54.php

С 1958 г. на корме машины начали устанавливать крепления для дополнительных 200-литровых бочек с топливом. Дымовые шашки БДШ-5 при этом крепились по-походному на кронштейнах задних грязевых щитков. При подготовке к бою дополнительные бочки снимались, а дымовые шашки возвращались на свои штатные места.

Танк Т-54Б с дополнительными бочками. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg
Танк Т-54Б с дополнительными бочками. https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg

С 1947 г. специалистами 22-го НИИИ БТ и заводов танковой промышленности велась разработка для танков оборудования для подводного вождения – ОПВТ.

В 1953 г. на Днепре прошли первые успешные испытания ОПВТ, а в 1955-м был испытан уже серийный комплект.

Опытный танк с ОПВТ. Осень 1955 г. https://warspot.ru/6192-truba-dlya-pyatdesyatchetvyorki
Опытный танк с ОПВТ. Осень 1955 г. https://warspot.ru/6192-truba-dlya-pyatdesyatchetvyorki

Заводы № 183 и № 174 начали установку ОПВТ на Т-54Б с 1 сентября 1957 г., завод № 75 — с 1 апреля 1958 г. Труба ОПВТ в походном положении крепилась на левой надгусеничной полке рядом с башней, а в рабочем – устанавливалась вместо прибора наблюдения заряжающего.

-28
Крепление трубы ОПВТ в походном положении. https://www.kpopov.ru/military/kzn_park_13/dsc_2695.jpg
Крепление трубы ОПВТ в походном положении. https://www.kpopov.ru/military/kzn_park_13/dsc_2695.jpg

Кроме того, экипаж обеспечивался изолирующими противогазами ИП-46 и спасательными жилетами СЖТ-58.

Изолирующий противогаз ИП-46
Изолирующий противогаз ИП-46
Спасательный жилет СЖТ-58
Спасательный жилет СЖТ-58

После прекращения серийного производства танк Т-54Б при проведении капитального ремонта подвергался модернизации с целью повышения его боевых и технических характеристик.

С апреля 1959 г. была введена новая установка инфракрасного прожектора Л-2 на башне танка справа от амбразуры пушки, разработанная Б.П. Денисовым и В.А. Болдовкиным. Передача углов от пушки (броневой маски) к кронштейну прожектора осуществлялась с помощью параллелограмма.

Прежнее крепление прожектора Л-2
Прежнее крепление прожектора Л-2
Новое крепление прожектора Л-2
Новое крепление прожектора Л-2
Т-54Б после капитального ремонта. https://photos.smugmug.com/Military/Tankmans-Day-2019-Park-Patriot/i-W9ssrND/0/9df440d4/X3/TDay2019-Patriot-11-X3.jpg
Т-54Б после капитального ремонта. https://photos.smugmug.com/Military/Tankmans-Day-2019-Park-Patriot/i-W9ssrND/0/9df440d4/X3/TDay2019-Patriot-11-X3.jpg
Т-54Б после капитального ремонта. https://i.postimg.cc/KzwjwGV5/CIMG1298.jpg
Т-54Б после капитального ремонта. https://i.postimg.cc/KzwjwGV5/CIMG1298.jpg

С 1960 г. был введен защитный кожух для нижнего конца штока исполнительного цилиндра стабилизатора и клапанная коробка с измененной конструкцией золотников и пружин.

Прицел ТШ2А-22 был заменен на ТШ2Б-22, а для наводчика в крыше башни вернули смотровой прибор ТНП-165.

Прицел ТШ-2Б-22
Прицел ТШ-2Б-22

В комплект ОПВТ ввели клапаны выпускного тракта двигателя из комплекта ОПВТ для Т-55.

В 1961 г. (по другим данным – в 1962 г.) в боекомплект пушки был введен выстрел УБК4 с кумулятивным невращающимся снарядом БК5 (БК5М) и соответственно телескопический прицел ТШ2Б-32.

100-мм кумулятивный снаряд БК5М. http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubk4/0-55
100-мм кумулятивный снаряд БК5М. http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubk4/0-55

В июне 1962 г. в состав комплекта ОПВТ был введен чехол уплотнения крыши МТО от ОПВТ танка Т-55.

В 1964 г. в боекомплект пушки был введен выстрел УБР-412П с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом катушечной формы БР-412П и прицел ТШ2Б-32П со шкалой для стрельбы этим снарядом.

100-мм снаряд БР-412П. http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_53_ubr_412p/0-58
100-мм снаряд БР-412П. http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_53_ubr_412p/0-58

С августа вместо 7,62-мм пулеметов СГМТ началась установка 7,62-мм пулеметов ПКТ.

С июня 1965 г. в комплект ОПВТ ввели чехол уплотнения крыши МТО по образцу ОПВТ танка Т-62.

С 1966 г. начали устанавливать радиостанцию Р-123 с ТПУ Р-124 и гирополукомпас ГПК-59.

Радиостанция Р-123 с блоком питания. https://48.img.avito.st/1280x960/4314556248.jpg
Радиостанция Р-123 с блоком питания. https://48.img.avito.st/1280x960/4314556248.jpg
Гирополукомпас ГПК-59. https://www.ostron.de/out/pictures/z1/gpk-59_gyrocompass_01_z1.jpg
Гирополукомпас ГПК-59. https://www.ostron.de/out/pictures/z1/gpk-59_gyrocompass_01_z1.jpg

Кроме того, с 1960 г. ранее выпущенные машины Т-54 и Т-54А при капитальном ремонте доводились до уровня Т-54Б путем установки стабилизатора СТП-2 «Циклон», ночного прицела ТПН-1, инфракрасных прожекторов Л-2 и ОУ-3, командирских приборов ТПКУ-2Б и ТКН-1С, вращающегося пола боевого отделения и ограждения казенной части пушки. На дульном срезе пушки для ее уравновешивания с узлами стабилизатора вооружения крепился цилиндрический противовес.

Т-54 обр.1949 г. после модернизации https://vk.com/photo-93248495_456265689
Т-54 обр.1949 г. после модернизации https://vk.com/photo-93248495_456265689
-42

Обеспечивалась установка бульдозерного оборудования БТУ-55 и новых катковых и ножевых минных тралов.

Модернизированный Т-54 с БТУ-55 https://i.postimg.cc/5yQL6tQx/01.jpg
Модернизированный Т-54 с БТУ-55 https://i.postimg.cc/5yQL6tQx/01.jpg
Т-54 обр.1951 г. после модернизации. 336-й гв. полк морской пехоты КБФ. 1965 г. https://ic.pics.livejournal.com/477768/45283359/18957411/18957411_800.jpg
Т-54 обр.1951 г. после модернизации. 336-й гв. полк морской пехоты КБФ. 1965 г. https://ic.pics.livejournal.com/477768/45283359/18957411/18957411_800.jpg

С 1977 г. при капитальном ремонте танки Т-54 прежних выпусков доводились до уровня Т-55, получая индекс Т-54М. Войскам об этом объявил приказ МО СССР № 045 «О модернизации танков типа Т-54 (Т-54М)» от 18 марта 1977 г.

Средний танк Т-54М. https://i.postimg.cc/rst0Sw8Z/54.jpg
Средний танк Т-54М. https://i.postimg.cc/rst0Sw8Z/54.jpg

При этом устанавливался двигатель В-55 мощностью 580 л.с., предпусковой подогреватель от Т-62, гусеницы с РМШ, агрегаты трансмиссии от Т-55, бак-стеллаж, увеличивший боекомплект до 43 выстрелов, модернизированный стабилизатор СТП-2М Циклон, лазерный дальномер КТД-1 и прицел наводчика ТШС-32ПВМ, воздушный компрессор АК-150С, система противоатомной защиты, автоматизированное противопожарное оборудование и термодымовая аппаратура.

Средний танк Т-54М  https://i.pinimg.com/originals/86/a6/8f/86a68fc2154986dcdf1659554419c8ab.jpg
Средний танк Т-54М https://i.pinimg.com/originals/86/a6/8f/86a68fc2154986dcdf1659554419c8ab.jpg

На базе Т-54 серийно строили:

огнеметный танк ТО-54, принятый на вооружение в 1954 г.

https://war-book.ru/wp-content/uploads/2019/03/00031700.jpg
https://war-book.ru/wp-content/uploads/2019/03/00031700.jpg

122-мм самоходную артиллерийскую установку СУ-122-54, принятую на вооружение в 1954 г.;

https://wikiwarriors.org/mediawiki/images/2/20/Su-122-54_4.jpg
https://wikiwarriors.org/mediawiki/images/2/20/Su-122-54_4.jpg

57-мм зенитную самоходную установку ЗСУ-57-2, принятую на вооружение в 1955 г.;

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1585195/pub_5ded1d5e05fd9800b1fcc05a_5ded1e04433ecc00aee8e9c0/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1585195/pub_5ded1d5e05fd9800b1fcc05a_5ded1e04433ecc00aee8e9c0/scale_1200

Бронированный средний тягач БТС-2, принятый на вооружение в 1955 г.;

Колмаков Д. Тагильская школа. Фотоальбом. С.61.
Колмаков Д. Тагильская школа. Фотоальбом. С.61.

Танковый мостоукладчик с надвижным колейным мостом МТУ (МТУ-12), принятый на вооружение в 1955 г.;

https://a.d-cd.net/e5377a6s-1920.jpg
https://a.d-cd.net/e5377a6s-1920.jpg

Самоходный подъемный кран СПК-12Г, принятый на вооружение в 1967 г.;

https://i.postimg.cc/YtsVDW27/Hz-Vmee-H-B-Q.jpg
https://i.postimg.cc/YtsVDW27/Hz-Vmee-H-B-Q.jpg

Боевую машину разминирования БМР-2, принятую на вооружение в 1986 г.;

http://www.sammler.ru/uploads/monthly_08_2019/post-26704-0-11563600-1565003625.jpg
http://www.sammler.ru/uploads/monthly_08_2019/post-26704-0-11563600-1565003625.jpg

Гусеничную пожарную машину ГПМ-54, созданную в 1977 г.

https://i.pinimg.com/originals/4f/64/f7/4f64f75a9a252f3502ed2290a6ea116d.jpg
https://i.pinimg.com/originals/4f/64/f7/4f64f75a9a252f3502ed2290a6ea116d.jpg

Для использования в народном хозяйстве на базе Т-54 был создан гусеничный универсальный тягач ГТУ-1.

https://i.pinimg.com/originals/7b/a3/47/7ba34728b0ea1c6e186a1ae03c331272.jpg
https://i.pinimg.com/originals/7b/a3/47/7ba34728b0ea1c6e186a1ae03c331272.jpg

Башни танков Т-54 использовались для вооружения унифицированных фортификационных сооружений УФС-5 в составе рот танковых огневых точек в укрепленных районах на восточной границе СССР.

-56

Основные источники:

Барятинский М. Средний танк Т-54 // Бронеколлекция. – 2006. – № 4.

Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.

Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

Павлов М., Павлов И. Средний танк Т-54 и машины на его базе // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. – 2008 – № 10.

Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm

Юрий Пашолок's Journal//yuripasholok.livejournal.com/

Пашолок Ю. Первый из семейства Т-54//dzen.ru/a/YIWoQntUByp2B8dN

Пашолок Ю. Предшественник революции//warspot.ru/15432-predshestvennik-revolyutsii

Т-34 Информ > Публикации//t34inform.ru/publication/p-pers-4.html

Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.