Средний танк Т-54.
Часть 4.
22 марта был подписан приказ Министра обороны № 0061 «О принятии на вооружение Советской Армии танка Т-54А, оборудованного стабилизатором вооружения СТП-1 и электроприводом наведения ТАЭН-3».
Завод № 183 в Нижнем Тагиле начал производство Т-54А с 1 апреля 1955 г. и продолжал его по июнь 1957 г.
Завод № 75 в Харькове строил Т-54А с 1 июня 1955 г. по апрель 1957 г.
Завод № 174 в Омске – с 1 июня 1955 г. по 4-й квартал 1957 г.
Оптовая цена на серийный танк составила на заводе № 183 – 283 тыс. рублей, на заводе № 75 – 320 тыс. рублей.
Высокая степень унификации с предшествующим образцом позволила не снижать темпов серийного выпуска и до конца 1955 г. было построено 1820 танков Т-54А. В 1956 г. заводы выпустили еще 1775 штук и в 1957 г. – 1007. Таким образом, всего было передано вооруженным силам 4 602 танка Т-54А.
Кроме того, в 1956 г. было построено 50 командирских танков Т-54АК. От линейной машины командирский танк отличался наличием дополнительной КВ радиостанции Р-112 в кормовой части башни и зарядного агрегата «Урал-180» за сиденьем механика-водителя у левого борта. На стоянке предусматривалось использование 10-метровой телескопической антенны.
В ходе серийного производства продолжалось совершенствование машины.
Уже в 1955 г. в системе питания двигателя воздухом вместо «Мультициклона» был установлен новый 2-х ступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 с эжекционным удалением пыли из пылесборника.
В систему питания топливом с июня 1955 г. был добавлен третий дополнительный топливный бак емкостью 95 л, установленный на правой надгусеничной полке вместо ящика для ЗИП. Запас хода по шоссе увеличился до 440 км.
С августа 1955 г. маслозакачивающий насос МЗН-1 был заменен на МЗН-2 с электромотором МН-1. С октября облегчили и упростили фрикцион вентилятора системы охлаждения.
С ноября на лобовом листе устанавливались две фары. Одна фара в зависимости от установленного фильтра использовалась для освещения дороги обычным или инфракрасным светом. На второй фаре находилась светомаскировочное устройство СМУ.
В 1956 г. зенитный пулемет ДШК был замен на ДШКМ, а с сентября этого года стали применяться опорные катки нового типа с увеличением динамического хода катка со 120 до 142 мм, улучшенные по надежности торсионные валы, усовершенствованные гидроамортизаторы и опоры балансиров. На втором, третьем и четвертом балансирах были сняты буферные устройства.
С января 1957 г. вместо радиостанции 10РТ-26 началась установка УКВ-радиостанции Р-113, с которой использовалось танковое переговорное устройство Р-120.
К концу лета 1954 г. были отработаны варианты двухплоскостных стабилизаторов для пушки Д-10.
Испытания показали примерно равные результаты ЦНИИ-58 и ЦНИИ-173, но ЦНИИ-58 передавалось министерству среднего машиностроения, а специалисты по стабилизации переводились из него в ЦНИИ-173.
Таким образом был выбран СТП-2 «Циклон», в котором, по сравнению с СТП-1 был переделан лишь гироблок установкой второго гироскопа.
Конструкторской группой СКБ УВЗ был сконструирован электромашинный усилитель с исполнительным двигателем для привода горизонтального наведения.
Таким образом, стабилизации подверглась непосредственно 100-мм пушка, с которой была жестко связана головная часть телескопического прицела.
24 февраля 1955 г. вышло Постановление СМ СССР № 347-205 о создании стабилизатора основного вооружения в двух плоскостях для танка Т-54.
В мае 1955 г. был изготовлен первый опытный объект 137Г2 с двухплоскостным стабилизатором. Танковая пушка с узлами крепления стабилизатора получила обозначение Д-10Т2С. В качестве прицела использовался телескопический ТШ-2А-22.
Для обеспечения безопасной работы заряжающего в отличие от более ранних модернизаций пол боевого отделения был сделан вращающимся. Вращение пола происходило синхронно с поворотом башни и осуществлялось через поводок, закрепленный хомутом на кронштейне сиденья наводчика.
Кроме того, приборы ночного видения активного типа получили все члены экипажа, кроме заряжающего.
У командира танка это был прибор наблюдения ТКН-1 с подсветкой от прожектора ОУ-3.
В боевом положении прибор ТКН-1 устанавливался в шахту дневного прибора ТПКУ-Б, а прожектор ОУ-3 – на крыше командирской башенки.
В походном положении ТКН-1 убирался в чехол и перевозился на перегородке силового отделения. ОУ-3 укладывался в отсек ящика ЗИП на левой надгусеничной полке.
На рабочем месте наводчика орудия слева от дневного прицела, вместо перископического прибора наблюдения, установили ночной прицел ТПН-1-22-11. Инфракрасную подсветку прицел получал от прожектора Л-2, размещенного на кронштейне, приваренном к маске пушки.
В дневное время головка ночного прицела и прожектор Л-2 также снимались. Отверстие под головку закрывалось броневой крышкой.
У механика-водителя в 1957 г. ночной прибор наблюдения ТВН-1 был заменен прибором ТВН-2, а для подсветки местности на лобовом листе установлена фара с инфракрасным фильтром.
В силовом отделении разместили усовершенствованный дизель В-54Б, на котором вместо ручного топливоподкачивающего насоса РН-1А был введен насос РНМ-1. В топливную систему был введен новый фильтр тонкой очистки ТФК-3 вместо ТФ-1, а в систему смазки установлен новый масляный фильтр МАФ вместо фильтра Кимаф ВГТЗ.
В трансмиссии был использован главный фрикцион улучшенной конструкции.
В июне 1955 г. были построены еще три опытных образца объекта 137Г2. Осенью того же года они прошли заводские испытания, а в феврале 1956 г. – полигонные.
После проведенных испытаний комиссия рекомендовала принять на вооружение танк Т-54 со стабилизатором вооружения СТП-2 «Циклон».
Постановлением СМ СССР № 1118-581 от 15 августа 1956 г. объект 137Г2 был принят на вооружение, как Т-54Б. 11 сентября 1956 г. о принятии на вооружение нового танка объявил в своем приказе № 00152 Министр обороны СССР.
В декабре 1956 г. была построена установочная партия, и с 1957 г. планировалось организовать серийное производство.
Так как переход на новый танк не мог произойти мгновенно, в 1957 г. заводы-изготовители построили еще 1007 танков Т-54А, и общее количество произведенных машин этого типа составило 4602 единицы.
После переналадки производства 1 июля 1957 г. УВЗ и завод № 174 перешли на выпуск Т-54Б. На заводе № 75 производство нового танка началось только с 1 января 1958 г.
Всего до конца 1957 г. заводы построили 850 танков этой модификации, а суммарный выпуск в 1957-59 гг. составил 1628 машин. Из этого количества 73 танка были оборудованы на заводе № 75 под установку плавсредств ПСТ-54.
Кроме того, заводом № 183 в 1957 г. было построено 100 единиц в командирском варианте Т-54БК, с отличиями, аналогичными Т-54АК, еще 80 таких танков произвели в 1958 г.
С 1958 г. на корме машины начали устанавливать крепления для дополнительных 200-литровых бочек с топливом. Дымовые шашки БДШ-5 при этом крепились по-походному на кронштейнах задних грязевых щитков. При подготовке к бою дополнительные бочки снимались, а дымовые шашки возвращались на свои штатные места.
С 1947 г. специалистами 22-го НИИИ БТ и заводов танковой промышленности велась разработка для танков оборудования для подводного вождения – ОПВТ.
В 1953 г. на Днепре прошли первые успешные испытания ОПВТ, а в 1955-м был испытан уже серийный комплект.
Заводы № 183 и № 174 начали установку ОПВТ на Т-54Б с 1 сентября 1957 г., завод № 75 — с 1 апреля 1958 г. Труба ОПВТ в походном положении крепилась на левой надгусеничной полке рядом с башней, а в рабочем – устанавливалась вместо прибора наблюдения заряжающего.
Кроме того, экипаж обеспечивался изолирующими противогазами ИП-46 и спасательными жилетами СЖТ-58.
После прекращения серийного производства танк Т-54Б при проведении капитального ремонта подвергался модернизации с целью повышения его боевых и технических характеристик.
С апреля 1959 г. была введена новая установка инфракрасного прожектора Л-2 на башне танка справа от амбразуры пушки, разработанная Б.П. Денисовым и В.А. Болдовкиным. Передача углов от пушки (броневой маски) к кронштейну прожектора осуществлялась с помощью параллелограмма.
С 1960 г. был введен защитный кожух для нижнего конца штока исполнительного цилиндра стабилизатора и клапанная коробка с измененной конструкцией золотников и пружин.
Прицел ТШ2А-22 был заменен на ТШ2Б-22, а для наводчика в крыше башни вернули смотровой прибор ТНП-165.
В комплект ОПВТ ввели клапаны выпускного тракта двигателя из комплекта ОПВТ для Т-55.
В 1961 г. (по другим данным – в 1962 г.) в боекомплект пушки был введен выстрел УБК4 с кумулятивным невращающимся снарядом БК5 (БК5М) и соответственно телескопический прицел ТШ2Б-32.
В июне 1962 г. в состав комплекта ОПВТ был введен чехол уплотнения крыши МТО от ОПВТ танка Т-55.
В 1964 г. в боекомплект пушки был введен выстрел УБР-412П с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом катушечной формы БР-412П и прицел ТШ2Б-32П со шкалой для стрельбы этим снарядом.
С августа вместо 7,62-мм пулеметов СГМТ началась установка 7,62-мм пулеметов ПКТ.
С июня 1965 г. в комплект ОПВТ ввели чехол уплотнения крыши МТО по образцу ОПВТ танка Т-62.
С 1966 г. начали устанавливать радиостанцию Р-123 с ТПУ Р-124 и гирополукомпас ГПК-59.
Кроме того, с 1960 г. ранее выпущенные машины Т-54 и Т-54А при капитальном ремонте доводились до уровня Т-54Б путем установки стабилизатора СТП-2 «Циклон», ночного прицела ТПН-1, инфракрасных прожекторов Л-2 и ОУ-3, командирских приборов ТПКУ-2Б и ТКН-1С, вращающегося пола боевого отделения и ограждения казенной части пушки. На дульном срезе пушки для ее уравновешивания с узлами стабилизатора вооружения крепился цилиндрический противовес.
Обеспечивалась установка бульдозерного оборудования БТУ-55 и новых катковых и ножевых минных тралов.
С 1977 г. при капитальном ремонте танки Т-54 прежних выпусков доводились до уровня Т-55, получая индекс Т-54М. Войскам об этом объявил приказ МО СССР № 045 «О модернизации танков типа Т-54 (Т-54М)» от 18 марта 1977 г.
При этом устанавливался двигатель В-55 мощностью 580 л.с., предпусковой подогреватель от Т-62, гусеницы с РМШ, агрегаты трансмиссии от Т-55, бак-стеллаж, увеличивший боекомплект до 43 выстрелов, модернизированный стабилизатор СТП-2М Циклон, лазерный дальномер КТД-1 и прицел наводчика ТШС-32ПВМ, воздушный компрессор АК-150С, система противоатомной защиты, автоматизированное противопожарное оборудование и термодымовая аппаратура.
На базе Т-54 серийно строили:
огнеметный танк ТО-54, принятый на вооружение в 1954 г.
122-мм самоходную артиллерийскую установку СУ-122-54, принятую на вооружение в 1954 г.;
57-мм зенитную самоходную установку ЗСУ-57-2, принятую на вооружение в 1955 г.;
Бронированный средний тягач БТС-2, принятый на вооружение в 1955 г.;
Танковый мостоукладчик с надвижным колейным мостом МТУ (МТУ-12), принятый на вооружение в 1955 г.;
Самоходный подъемный кран СПК-12Г, принятый на вооружение в 1967 г.;
Боевую машину разминирования БМР-2, принятую на вооружение в 1986 г.;
Гусеничную пожарную машину ГПМ-54, созданную в 1977 г.
Для использования в народном хозяйстве на базе Т-54 был создан гусеничный универсальный тягач ГТУ-1.
Башни танков Т-54 использовались для вооружения унифицированных фортификационных сооружений УФС-5 в составе рот танковых огневых точек в укрепленных районах на восточной границе СССР.
Основные источники:
Барятинский М. Средний танк Т-54 // Бронеколлекция. – 2006. – № 4.
Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.
Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Павлов М., Павлов И. Средний танк Т-54 и машины на его базе // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. – 2008 – № 10.
Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm
Юрий Пашолок's Journal//yuripasholok.livejournal.com/
Пашолок Ю. Первый из семейства Т-54//dzen.ru/a/YIWoQntUByp2B8dN
Пашолок Ю. Предшественник революции//warspot.ru/15432-predshestvennik-revolyutsii
Т-34 Информ > Публикации//t34inform.ru/publication/p-pers-4.html
Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.