Найти тему
Разделочная

Наши новые новогодние комедии под салатик с нарезкой

не будите Лукашина, этот пост не для него.
не будите Лукашина, этот пост не для него.

Этот материал должен был появиться в конце декабря. Потом - перед старым новым годом. Но природная лень перечеркивает все планы делать по три поста в неделю, тут бы один в месяц выдать...

Ниже обзор нескольких новогодних (рождественских) отечественных комедий. И они хорошие. В отличие от всех прочих жанров, критерий оценки этих картин тут один – интерес и симпатии зрителя. Ибо ждать от новогодней комедии социалки, глубины актерской игры и творческих находок уровня Тарковского не стоит просто в силу специфики жанра. Но и откровенная туфта никак не попала бы в число тех фильмов, о которых вы прочтёте ниже. Так что, поехали!

1. «Елки-иголки», 2022 (классика жанра)

31 декабря Катя имеет все перспективы снова встретить новый год в одиночестве. Усилия мамы познакомить Катю с сыновьями лучших подруг из года в год проваливаются, и легкий прибабах Кати на темах экологии, веганства, равноправия и прочих шалостей современных московско-питерских барышень только способствует. Но судьба, нет, не так, - Судьба решает Катину жизнь изменить, и именно 31 декабря наставить Катю на путь истинный. Орудием Судьбы становится подруга Кати, которая просит героиню сгонять в аэропорт и встретить дядю её мужа из Лос-Анжелеса. Прихватив за компанию сына подруги, 7-летнего Митю, Катя мчится в аэропорт но по ошибке встречает совсем другого дядю, улыбчивого старика с окладистой бородой в кресле-каталке. С этого момента начинается, как пишут рецензенты на зарплате, череда веселых новогодних приключений, которые приведут героиню к сбыче всех её девичьих мечт (описание сюжетной завязки, конечно же, дано в сжатом виде, дабы не заспойлерить и так угадываемые зрителем повороты сюжета).

И ведь действительно, так всё и происходит, не врут рецензенты. Фильм весёлый, легкий, следить за приключениями Кати интересно, новогоднее волшебство присутствует в буквальном смысле, актерский ансамбль яркий, популярных, но не набивших оскомину актеров больше половины всего актерского состава. Главная звезда в актерском составе – Прилучный, и в отличие от прочих его проектов, где он раздувается от собственной звёздности, как жаба, тут он вполне на своем месте: играет крутого гонщика, который тяготится своей популярностью и мечтает о какой-нибудь простой и настоящей Кате. Алина Алексеева, играющая Катю, составляет Прилучному отличный дуэт, иногда даже отодвигая партнера по съемочной площадке на второй план, что только к лицу всему фильму в целом.

Что в итоге: фильм с действительно классическим сюжетом новогодней сказки для взрослых, где даже злодеи вызывают только симпатии, а в финале у всех всё будет хорошо. Снято по-современному, ярко, и замени Катю на Кэтти, Москву на Нью-Йорк, а Прилучного на Питта, получился бы добротный голливудский ромком для проката в рождественские каникулы. Слава Богу, таких замен не произошло, и у нас с Вами есть своя новогодняя комедия, которую не стыдно посмотреть под оливьешку с шампусиком (в том числе и в следующем 2024 году).

2. «Самый новый год», 2020 (Новогодняя сказка с элементами фантастики, ситкома и ненавязчивой моралью).

Саня занимается любимым делом – он ветеринарный фельдшер, которого обожают четвероногие питомцы. И вроде, как в жизни всё отлично: есть девушка, любимая работа, лучший друг и родители живы и здоровы. Но с другой стороны… отношения с девушкой надо переводить на следующий уровень (ну, Вы поняли, чего она от него ждет); отец требует перестать чистить уши собакам и заняться достойным делом (например, у него на СТО работать); лучший друг всё сильнее попадает под каблук жене, и, как ни странно, тоже требует найти нормальный заработок, например, как у него – таксистом работать (ну, Вы поняли). А тут еще и любимая девушка 31 декабря, в день его, Сани, рождения, радостно показывает ему две полоски… мир плывет перед глазами Сани, он ищет точку опоры, находит её в туалете в квартире родителей, где все собрались и его поздравить, и новый год отметить. Придя в себя после головокружения и темноты в глазах, Саня открывает дверь родительского туалета и выходит в… 31 декабря 1992 года.

И теперь Сане надо, во-первых понять, для чего он попал в день собственного рождения, а во-вторых вернуться назад в 2020. Начинаются типичные приключения попаданца во времени, где он пересечётся со всеми теми, кто окружает его и в 2020, только за минусом восемнадцати лет. В результате герой обретет новую точку сборки, которая и сделает его счастливым там, и в том времени, где он есть. Правда, будут нюансы, ведь он нарушит все правила путешественников во времени и вернётся немножко в другой 2020...

Непритязательная комедийная история с мыслью о том, что надо ценить то, что у тебя есть, и оставаться таким, какой ты есть. Актерская игра звезд с неба не хватает, но и глаз не режет; история сама по себе не претендует ни на какую глубину, но получилось очень душевное кино с элементами ностальгии по 90-м, ведь какими бы они не были тяжелыми, а иногда чудовищными, для многих из нас – это годы детства и юности, а значит, и «трава тогда была зеленее, и небо выше». При этом никаких политических и социальных подтекстов в фильме нет, за что ему огромное спасибо, нас всей этой мрачнотой в другие 364 дня в году кормят.

А мораль фильма представлена последними кадрами, и в них есть то, что лично у меня вызвало огромное уважение к создателям фильма, спасибо им большое.

Что в итоге: полтора часа ненавязчивой, смешной, иногда грустной истории, где Новый год – всего лишь фон, а волшебная магия прячется в людях.
И, кстати говоря, сейчас рекламируют фильм "Быть", который похож на кальку "Самого нового года". Только с хип-хопом и классическими новыми русскими из 90-х.

3. …барабанная дробь… «Ёлки – 9»! 2022 (что мертво, умереть не может. А вот ожить вполне).

Да, да, да, сам знаю, «Ёлки» - отстой, надоело, халтура. Согласен, начиная с третьей номерной части, и как специфический развлекательный проект-франшиза, и как художественный фильм. Это, как «Ирония судьбы», растянутая на 10 частей, и каждую часть показывают раз в год.

Однако, «Ёлки-9» неожиданно приятно удивили. Лично у меня два объяснения успешной реанимации.

Во-первых, из проекта просто вымыло всех тех, кто уже навяз в зубах. Ургант, Нагиев и иже с ними превратили «Ёлки» в междусобойчик для медийной тусовочки внутри Садового, в их возможность лишний раз забить телеэфири и тонко повысмеивать заМКАДышей, то бишь, нас всех. Бесконечное самолюбование и кривляние всех этих персон надоели похлеще Лукашина с его бабами Шредингера.

Во-вторых, и это следствие во-первых, в «Елках-9» появились не просто популярные, но и хорошие российские актёры (хорошие, это про актерские таланты, какие эти актеры в жизни, к фильму отношения не имеет).

Повторюсь: «Ёлки» - это на самом деле не про кино. Капустник, экранизация квновских конкурсов, кинаматографическое хулиганство, добродушный троллинг населения на злобу дня, - что угодно и да, это про «Ёлки». Ждать от них чего-то, что бы вышло за границы новогоднего дурачества, категорически не рекомендуется. Когда-то давно, когда бродячих музыкантов на всю территорию 1/6 части суши не хватало, трудовые коллективы СССР сами себе готовили праздничные программы на Новый год, писали сценарии, придумывали костюмы, и ставили новогодние представления, где главбух становилась какой-нибудь царицей, директор НИИ – дедом Морозом, начальник транспортного цеха на два часа превращался в разбойника, а самую красивую, но, к сожалению, самую младшую научную сотрудницу происками не столь красивых коллег превращали в Бабу Ягу. С той поры утекло много лет, сфера развлекательных услуг заполонила все пространство страны, и «Ёлки» - это квинтэссенция, собирательный образ нашего шоубиза в новогоднюю ночь. И чем уродливее становился наш шоу-бизнес, тем неприятнее было смотреть очередные «Ёлки»

Но 9-ка при всех особенностях франшизы, намеренно или нет, но как-то встряхнулась и, как мне кажется, скинула с себя струпья предыдущих частей. Нет, речь не идет о том, что она вдруг воссияла потрясающими актерскими работами, глубиной и творческой вязью истории. Но по крайней мере вернулась главная функция: рассказать несколько незамысловатых, но добрых новогодних историй, которые талантом сценаристов и актеров к финалу связываются в один удивляющий зрителя узелок. Истории получились добрые, без совсем уж навязчивых трендов-брендов, и их нам рассказывают хорошие российские актеры (Добронравов, Серебряков, Баширов, Цапник и далее по убывающей популярности).

Что в итоге: легкая и добрая новогодняя комедия в жанре кино-капустника; сюжетные ходы угадываются, но в данном случае это только усиливает симпатии к персонажам; актеры искренне развлекают зрителя, а не занимаются самолюбованием; задача создателей - поднять настроение в новогодние каникулы.

4. Новогодний переполох, 2017 (новогодний ситком про семейные ценности)

Генерал в отставке хочет отметить Новый год со своими детьми и внуками. Есть проблема, человек он суровый, и отцом был таким же, поэтому дети не горят желанием. Тогда его денщик решает пойти на обман: он рассказывает детям генерала, что тот умирает и хочет определиться, кому же из них отписать наследство.

И теперь каждый из детей: старший сын-подкаблучник с женой-мегерой и двумя детьми, мечтающий выпить, второй сын, охламон, нанявший соседку с дочкой изображать его жену и дочь, и дочка с ухажёром, страдающим веганством головного мозга активистом - освободителем дельфинов сходятся в битве за звание будущего наследника. Параллельно с войной за наследство, за младшим братом-охламоном охотятся кредиторы - теневой ростовщик со своими двумя придурковатыми бойцами.

Фильм откровенно не претендует не на что, кроме, как позабавить зрителя. В случае со мной у него это получилось. Опять же, хорошие актеры (тот же Цапник, Меньшов, Оболдина, Пышненко, Маклаков, Колчин), часть которых вышла из команд-чемпионов КВН разных лет, отлично реализуют на экране задуманные сценаристами гэги и диалоги; нет никакой политической повестки, герои истории демонстрируют обычные человеческие чувства и качества.

Что в итоге: легкая и ни к чему не обязывающая зрителя история с шутками и ситуациями, не раз мелькавшими в кино за последние лет пятьдесят, но, честь и хвала исполнителям, не вызывающими скуки.

Подводя черту, еще раз хочу сказать: все четыре фильма ни на что не претендуют, кроме одного: развлечь зрителей на новогодних каникулах. Неплохая альтернатива американским рождественским комедиям от студии Hallmark, с нашими хорошими и любимыми актерами, где вместо Таймс сквер наша банька, вместо оленей с эльфами - ёлки с шариками и мишурой, а вокруг родная и узнаваемая атмосфера. Есть желание, смотри, нет желания, смотри что-нибудь другое. Однако я рискну посоветовать дать им шанс: они добрые, а по нынешним временам это лучшая рекомендация.