Автор статьи - Марк Трудель
Перевод и редакция - Станислав Копин.
******************************
В этой статье не будет рассмотрено правильное определение в соответствии с основной линией Дайто-рю. Я не лицензированный учитель, и поэтому мне не разрешено обсуждать учения традиции. И я бы, конечно, не стал делать это онлайн.
Было много, много книг, видео, семинаров, претендующих на обучение этой таинственной концепции. И все же, похоже, что каждая организация либо по-разному понимает концепцию, либо по-разному понимает ее применение, либо и то, и другое.
Но нужно задаться вопросом: что такое Айки?
В этой статье мы рассмотрим некоторые исторические корни айки, как оно развивалось на протяжении 19 и 20 веков, как оно стало неотъемлемой частью айкидо, что это значит для Дайто-рю сегодня, и несколько выводов.
Историческая справка
Начнем с того, что, по-видимому, на эту тему было проведено мало исторических исследований (за исключением работы М. Кудо, к которой мы вернемся позже в этой статье). Есть несколько статей, доступных в Интернете на японском языке, но большинство, похоже, имеют отношение к его работе. На английском языке одним из лучших онлайн-ресурсов по этому вопросу, вероятно, была бы эта статья Kishin Juku France.
Я смог подтвердить многие из утверждений, в том числе:
- Наличие термина айки (пишется 相気) в Тока Мондо из Кито рю (1764 г., я приобрел цифровую копию);
- Заметки об Итторю Хэйхо Тохо Кигенко из "Наканиси-ха Итто рю" (1861, который доступен бесплатно в Google Книгах; однако, вероятно, есть более старые копии);
- Заметки о Будо Хикецу Айки но дзюцу (1892 год, которые все еще можно приобрести в магазине);
Благодаря дополнительным исследованиям я смог найти этот термин в следующих дополнительных записях:
- Кито рю Дзюдзюцу кироку (1837, написано 相気);
- Тенсин Синьо рю Дзюдзюцу Дайироку (1852, написано 相気);
- Tenshin Shin'yo ryu дзюдзюцу Gokui Kyoju Zukai (1893, написано 合氣; доступно в цифровом формате в цифровой библиотеке);
- Итто рю Хэйхо Кодзе Мокуроку (1800-е годы, точная датировка неясна; текст доступен в цифровом формате из электронной библиотеки Национального сейма здесь);
- Сасаки Киши Янаги Миямото Мусаси Эйю Бидан (1890, книга о героических рассказах Миямото Мусаси — в одной из глав рассказывается о том, как Цукахара Бокудэн обучал айки-но-дзюцу Миямото Мусаси (1); доступна в цифровом формате в цифровой библиотеки);
- Сейсин Дзиккенпо: Итимей Дзикки Оуе Сайминдзюцу (1904, книга о гипнозе некоего Такэды Юзабуро; текст доступен в цифровом формате из электронной библиотеки);
И многое другое.
Сейчас я сосредоточусь на некоторых основных моментах, имеющих отношение к теме этой текущей статьи.
- По-видимому, существуют разные способы написания термина айки, с явно разными значениями. Можно было бы предположить, что 合氣 примерно означает “энергия встречи” или “смешивание энергии” (2), тогда как 相氣 переводится как "энергия противника". В некоторых традициях, по-видимому, используются два взаимозаменяемых способа написания (неясно, связано ли это с ошибками транскрипции или другими причинами);
- Независимо от того, как это написано, концепция, похоже, имеет разные значения в зависимости от традиции;
- Похоже, что термин вошел в популярную культуру (3) где-то к концу 19-го века, по-видимому, с сомнительным уровнем достоверности (4). По крайней мере, мне еще предстоит найти более старые записи, в которых этот термин использовался вне традиций корю;
- Термин использовался за пределами традиций корю, по-видимому, для того, чтобы попытаться придать правдоподобие тому, что могло быть сомнительной практикой (5). По крайней мере, кажется, что этот термин используется для описания концепции более мистической стороны, чем то, что описывают различные традиции корю;
- Хотя некоторые из приведенных выше материалов — или, по крайней мере, их ссылки на айки — можно найти переведенными на английский, большая их часть все еще не имеет перевода, который я мог бы обработать.
Различные, относительно независимые традиции использовали этот термин способами, которые, согласно писаниям, отличались по важности и значению. Или, по крайней мере, можно с уверенностью сказать, что язык, связанный с этим термином, варьируется в зависимости от традиций.
Стоит отметить, что документы, связанные с корю (заметки, деншо и т. д.), в которых упоминается этот термин, скорее всего, не были широко распространены - если не полностью держались в строжайшем секрете. Хотя термин мог проникнуть в мейнстрим (как предполагают некоторые документы), вполне вероятно, что без особо глубокого смысла (поскольку можно было бы предположить, что потребовался бы определенный уровень обучения и прямой передачи).
Подъем Будо
С конца 19-го века дзюдзюцу начинает преобладать как практика будо, во многом благодаря усилиям Кано Дзигоро. Между тем, кендо начинает приобретать свою современную форму благодаря влиянию таких людей, как Такано Сасабуро (6). Япония одновременно испытывает влияние агрессивной модернизации и сильное влияние традиций.
Некоторые проницательные и опытные читатели могут заметить, что оба человека были бы в курсе относительно понятия Айки в их соответствующей традиции; Кано с Тэндзин Синьо рю и Кито рю, а Такано с Итто рю, соответственно.
Я полагаю, не исключено, что они могли открыто обсудить этот термин, тем самым расширив его использование. Также вероятно, что этот термин мог быть упомянут в разговорах между практикующими разных традиций, возможно, в процессе искажая его значение и делая менее понятным, какова первоначальная суть термина, которая могла быть для конкретной традиции.
Между тем, сенсей Такеда Сокаку, начиная с 40 лет, начинает открыто преподавать свое искусство Дайто-рю дзюдзюцу. Будучи сам практикующим Итто-рю, можно предположить, что он столкнулся бы с понятием айки, сложившимся в этой традиции. Нельзя сказать, что в Дайто-рю еще не было понятия айки в традиции, но Сокаку был бы в состоянии противопоставить их и, возможно, немного смешать. Интеграция обучения Оно-ха Итто рю в некоторые направления Дайто-рю, восходящие к Сокаку сенсею, безусловно, предполагает сильную связь между ними.
Исходя из того же хода мыслей, можно предположить, что дискуссии вокруг айки могли происходить между Уэсибой Морихеем и Кано Дзигоро. Здесь также значение могло быть искажено и изменено в результате перекрестного влияния.
На данный момент все это чистая спекуляция, и я надеюсь продолжить изучение данного вопроса в будущем. Во-первых, я не установил, насколько начитанным и хорошо обученным был Кано Дзигоро в обеих своих основных практиках корю (7). Я также не нашел никаких записей, намекающих на гипотетические обсуждения, о которых я упоминал выше.
Здесь я хочу отметить, что существуют разумные пути исследования и правдоподобные теории относительно эволюции этого термина в первой половине 20-го века. Другими словами, хотя это было и остается тайной традиции для каждой соответствующей традиции, вполне можно исследовать признаки того, что значение термина могло измениться или изменяться с течением времени.
По крайней мере, можно легко представить, что этот термин получает относительно большее распространение благодаря росту популярности боевых практик—потомков и их преобладающих фигур - Кано с дзюдо (из Кито-рю и Тэндзин-Синье-рю), Уэсиба с тем, что станет айкидо (из Дайто-рю) и кендо с Сасасбуро (из Итто рю).
От Дзюдзюцу к Айкидзюдзюцу к Айкидо.
Этим направлениям исследований частично следовал М. Кудо Рютан. В своей книге "Современное будо и становление айкидо" он пишет:
そして、『英名録』には「西牟婁郡田邉西ノ谷村四百四拾壱番地 門人 植芝盛平」に「右ハ大正十一年四月二十八日ヨリ同九月十五日迄京都府下ナ何鹿郡綾部町ノ別荘ニ於テ武田大先生ニ就キ大東流合気柔術御教授相受ケ候地」としるされていることから、惣角の講習には盛平も同席しており、さらに講習会以外の期間も惣角に指導を受けていたと考えられる。そして、この時になって初めて『英名録』内の大東流柔術の流派名に「合気」が付け加えられることになる。
Перевод:
В “Эймейроку” под заголовком “441 деревня Нисинотани, Танабэ, ученик Нисимуро-ган Уэсиба Морихэй" написано, что "С 28 апреля по 15 сентября 1922 года великий мастер Такэда преподавал Дайто-рю айкидзюдзюцу на вилле в Аябе, Икаруга-ган, префектура Киото”. Вероятно, что Морихей обучался у Сокаку как на официальных занятиях, так и вне их. Только в это время слово “айки” было добавлено к названию школы Дайто-рю дзюдзюцу в Эймейроку.
Позже М. Кудо добавляет:
同年8月、盛平は既に1916年の授与された「秘伝奥義之事」に「合気柔術」の名称が加えられた「合気柔術秘伝奥義之事」を惣角より授かっている。
Перевод:
В августе того же года титул “Айкидзюдзюцу” добавляется к “Хидэн Оги но кото” Уэсибы, который уже был присвоен ему в 1916 году, таким образом переименовав документ в "Айкидзюдзюцу Хидэн Оги но кото”.
Неясно, было ли Айкидзюдзюцу Дайто-рю до тех пор название, сохраненное внутри традиции, или было ли фактическое изменение названия в соответствии со временем. Однако стоит отметить, что это тот же период времени, когда Уэсиба получает лицензию на преподавание (9)(более известную как Kyoju dairi).
Однако ясно, что несколько лет спустя Уэсиба начал отделяться, используя несколько названий для своей организации, прежде чем название айкидо стало нормой. Во время этого перехода — и до смерти Уэсибы — стало ясно, что концепция айки в этой новой организации начала неуклонную эволюцию, которая отошла от любых интерпретаций корю, которые я мог найти до сих пор (Дайто-рю или иные). Короче говоря, похоже, что понятие айки все больше переплеталось с религиозными представлениями, все меньше связывалось с традициями древних времен и, возможно, все больше укоренялось в собственном жизненном опыте Уэсибы.
Сегодня официальная история айкидо, согласно Айкикай, заключается в том, что Уэсиба тренировался в “нескольких традиционных стилях боевых искусств”. Это утверждение было поставлено под сомнение Стэнли Пранином, но, несмотря на это, не исключено, что Уэсиба мог перенять и заимствовать некоторые элементы других традиций корю. Возможно, вы помните, что и 相気, и 合氣 можно найти в записях Тэндзин Синье рю, поэтому интересно, что Уэсиба тренировался в соответствии с этой традицией, даже если только в течение короткого периода времени.
Также интересно отметить, что Уэсиба утверждал, что обучался Кито-рю и Синкагэ-рю в интервью 1956 года - два других рю-ха, которые также использовали термин айки, чтобы передать часть своей традиции ученикам (10). Опять же, я должен предупредить, что эти утверждения кажутся сомнительными, но даже в этом случае можно задаться вопросом, почему он упомянул эти конкретные практики (а не, скажем, Итто-рю, например, которое, как известно, практиковал Сокаку сэнсэй).
Однако еще более интересна запись 1922 года в таблице, совпадающая с событиями, которые я описал ранее. Вот как это написано на японском языке:
一層の精神的修行と相まって、その心の向上にともない武道の真髄を「合気」と呼称し主唱する。
Перевод:
Посредством дальнейшего духовного обучения он называет и постулирует суть Будо как “Айки”.
Здесь выясняется, что айки теперь превратилось из одной концепции в некоторых традициях в высшую концепцию всех Будо.
Дайто-рю, айки и корю
Сокаку—сэнсэй скончался во время войны, в то время как его сын, Токимунэ-сэнсэй, служил в армии. Это, по-видимому, стало той самой точкой, когда Дайто-рю начало распадаться на различные направления, известные сегодня.
Интересно, что начиная с 1954 года существует множество документально подтвержденных попыток воссоединить различные линии или, по крайней мере, укрепить отношения между ними. Токимунэ был гостем на демонстрациях, проводимых Кодокай, например. Известно также, что он связался с Сагавой, встретившись с ним в 1972 году. Такумакай также несколько раз отправлял учеников в Дайтокан — додзе Токимунэ—сенсея.
К сожалению, по той или иной причине все усилия оказались безуспешными. С тех пор некоторые из этих линий разделились на независимые подгруппы — многие, по-видимому, не получили полной передачи. Одним из очевидных последствий этого является вероятное разбавление и изменение (путем добавления или опущения) термина айки с течением времени.
Опять же, не мое дело рассказывать читателю, что такое айки, а что нет. Однако я могу сказать вам, что айки считается секретом традиции. Даже если вы найдете DVD и книги по этому предмету, то то, что они охватывают, всегда будет ограничено лишь частью вещей. И если вы не получили полную передачу, есть вероятность, что ваше понимание не будет полным — или, по крайней мере, что ваше понимание будет каким-то образом отличаться от понимания традиции.
Дайто-рю - это корю, и поэтому механика передачи такая же, как и у других корю.
Заключение
Без предоставления определения айки многие ключевые моменты все еще кажутся относительно ясными:
- Исторически айки не было единой монолитной концепцией, разделяемой различными традициями. Оно имело разное значение в зависимости от характера практики и самой традиции;
- Многие ключевые фигуры или основатели современного Будо — более конкретно, кендо, дзюдо и айкидо — принадлежали к традициям, включающим термин айки в свою литературу, и разумно ожидать, что они были знакомы со значением термина в своей традиции;
- Появление айки в популярной культуре (11), по-видимому, началось либо до, либо одновременно с появлением Дайто-рю или айкидо, и часто было связано либо с псевдомистическим, либо с исторически неточным содержанием;
- 1922 год, похоже, стал поворотным годом для появления айки как популярной, открыто обсуждаемой концепции в боевой практике, и, похоже, он был вызван или находился под влиянием Дайто-рю;
- Айки, как его называют в айкидо сегодня, похоже, раздвоилось по смыслу и представляет собой концепцию, отличную от того, что встречается в традиционном корю;
- Фрагментация Дайто-рю на многочисленные линии и сублинии — в некоторых случаях без полной передачи — вероятно, разнообразила значение айки в различных линиях;
Я далек от того, чтобы утверждать, что эти выводы являются окончательными. Необходимо провести дополнительные исследования по этому вопросу. К сожалению, даже сегодня исследований мало и они далеки друг от друга.
Но мне ясно одно: хотя айки специально определено в основном Дайто-рю, оно имеет другое значение в других направлениях и других традициях корю.
Я бы предположил, что понимание исторического происхождения, способа передачи и эволюции этого термина может помочь студентам и практикующим лучше понять их собственную современную практику и то, как она возникла. Я также осмелюсь предположить, что это может открыть дверь к мудрости поколений, которая может оказаться полезной.
Короче говоря: если кто-то утверждает, что обучает айки, чему именно он учит? Чему вы учитесь?
[1] Очевидно, что эта история не проходит историческую проверку; Бокуден умер за 13 лет до рождения Мусаси.
[2] Разве не было бы интересно, если бы мы в конечном счете узнали, что 合気 означает “энергия на коротком расстоянии"?
[3] Популярная культура здесь используется в относительном смысле; насколько широко были распространены материалы для чтения — и, как следствие, знание этого термина - остается неясным.
[4] Под этим я подразумеваю, что термин, по-видимому, был заимствован без полного понимания его значения.
- [5] Стоит отметить, что Сейсин Дзиккенпо также ссылается на Мусаси и Бокудена как на освоивших айки, но не явно на ту же историю, упомянутую в Миямото Мусаси Эйю Бидан.
[6] Интересно, что Такано Сасабуро также был учеником Ямаоки Тэссю и несколько раз встречался с Такэдой Сокаку сенсеем и Такэдой Токимунэ сенсеем. Но, похоже, никаких других связей, кроме этой, нет.
[7] Лэнс Гатлинг, возможно, обнаружил некоторые подсказки в этом отношении, но я думаю, что может возникнуть необходимость копнуть глубже, чтобы прийти к каким-либо окончательным выводам.
[8] М. Кудо также тренируется в мэйнстрим Дайто-рю. Согласно его книге, упоминания об айки можно найти еще в 1687 году!
[9] Это видео от M. Pranin довольно точное, за исключением, по-видимому, суммы, требуемой для оплаты.
[10] Как я упоминал ранее в этой статье, я смог увидеть такие документы для Кито-рю, но не для Синкагэ-рю; однако в книге М. Кудо есть глава и подробности, касающиеся обоих.
[11] Опять же, в относительном выражении. См. Сноску [2].
Оригинал статьи: https://daito-ryu.blog/what-is-aiki-63d27f286a24
Подписывайтесь на наш телеграмм-канал: