Привет, дорогой читатель!
Всё, что связано с водным транспортом, всегда ассоциировалось с роскошью и высокими доходами. Вспомнить, хотя бы, яхты олигархов, о которых так много пишут и говорят. Да что там, простой водный мотоцикл — дорогое удовольствие: и сам он стоит недешево, и обслуживание с хранением данной техники требует серьезных материальных вложений.
Думаю, что вы согласитесь с тем, что водные прогулки могут подарить массу незабываемых впечатлений и многим бы хотелось иметь возможность их совершать. В этой статье я хочу рассказать, как при минимуме вложений войти в водномоторную тематику и подарить себе и своей семье прогулки по воде.
В последнее время огромную популярность получили лодки из поливинилхлорида (ПВХ). Этот материал отличается повышенной плотностью (от 700 г/м2 и выше), хорошей износоустойчивостью и не разрушается при воздействии влаги при хранении. Лодка из ПВХ компактна и в сложенном состоянии помещается в пару сумок. Имея несколько разделенных между собой воздушных камер, такая лодка относительно безопасна. Общий вес типичной лодки ПВХ длиной 3,2 м (например, с пайольным полом из бакелитовой фанеры) составляет не более 33 килограммов — ее удобно переносить, а хранить такую лодку можно даже в квартире. А если ваш выбор — лодка с надувным дном низкого давления (НДНД), то и её масса и того меньше. Если говорить о цене, то новая моторная лодка (например, крайне популярная «Аква-2800») стоит не дороже 17 000 рублей, что является весьма доступной ценой для водномоторной техники.
Покупка только лодки — это уже серьезное приобретение, ведь на небольших водоемах вполне комфортно перемещаться на вёсельной тяге. Но для более крупных водоемов, таких как реки и большие озера, предпочтительнее иметь лодочный мотор.
Современные лодочные моторы делятся на два больших класса: бензиновые и электрические. Последние, несмотря на экологичность и бесшумность, требуют наличие специального тягового аккумулятора, который достаточно тяжел (от 20 кг) и дорог. К тому же, электромоторы не обладают достаточным запасом мощности. Так, крайне популярный лодочный электромотор Minn Kota 40 ENDURA обладает мощностью всего 0,57 лошадиных сил.
Бензиновые двигатели разделяются на четырехтактные и двухтактные. Первые из них малошумны на холостых оборотах, не требуют смешивания бензина с маслом, более экономичны, но стоят дороже двухтактных, перевозятся в лишь одном положении. Двухтактные моторы просты в обслуживании, они легче четырехтактных, их можно перевозить в любом положении. Но эти моторы требуют приготовления топливной смеси, они неустойчиво работают на холостых оборотах, они прожорливее, более шумны и менее экологичны. Тем не менее именно двухтактные моторы заслужили огромное распространение на просторах нашей страны.
Среди них огромную популярность получил ставший практически легендарным двухтактный лодочный мотор Yamaha 2 CMHS и его клоны. В чем же причина его популярности? Во-первых, это низкий вес — всего 9.8 кг. Мотор легко переносить даже одной рукой, а хранить его можно даже на полке. Во-вторых, это простота конструкции. Про Yamaha 2 CMHS говорят, что он прост, как автомат Калашникова и ломаться там нечему. В-третьих, это экономичность — при средних оборотах мотор потребляет всего один литр топливной смеси в час. И, наконец, в-четвертых, это неплохие потребительские характеристики. Даже если в вашей лодке разместится 5 человек и куча поклажи, Yamaha 2 CMHS уверенно потянет ее со скоростью 8 км/ч. Если же говорить о легких лодках, таких как “Аква 2800”, то здесь наш малыш при правильной развесовке и использовании удлиннителя румпеля способен вытащить лодку на глиссирование и развить скорость до 17 км/ч. А так, конечно, стандартная скорость лодки с данным мотором и одним пассажиром на борту — 10-12 км/ч. Но и этого достаточно для того, чтобы совершать долговременные переходы.
Лодка с таким мотором движется в водоизмещающем режиме, словно теплоход, но у пассажиров появляется возможность детально рассмотреть берега и окружающую природу. Так, например, автор канала «Онежский странник» уходил на моторе Yamaha 2 CMHS на более чем 60 км в одну сторону. Согласитесь, это достойное расстояние!
Так что же представляет собой Yamaha 2 CMHS с технической точки зрения? Это одноцилиндровый двухтактный силовой агрегат с объемом цилиндра 50 куб. см. (как у мопеда «Карпаты»). Под колпаком, собранным из двух половинок, спрятаны бензобак на 1.2 л, ручной стартер, маховик, карбюратор с воздухозаборником, блок цилиндра со свечой зажигания. После открытия бензокрана топливо начинает поступать в карбюратор самотёком, как в автомобиле «Трабант». Нижняя часть мотора — дейдвуд — состоит из небольшого трехлопастного винта с шагом 5, редуктора, состоящего всего из двух шестерней, отверстия для выпуска отработанной воды и выхлопных газов. К транцу лодки мотор крепится винтовой струбциной с двумя зажимами. Также имеется и механизм регулировки угла атаки мотора: меняя его, добиваются максимальной эффективности работы в разных режимах передвижения по воде.
Важно отметить, что есть еще более простые лодочные моторы, такие как Sea Pro T2S с воздушным охлаждением. По сути, это мотоголовка от триммера, закрепленная на «ноге» (дейдвуде). Такой мотор очень шумный и крайне уязвим при длительных переходах, так как не имеет водяного охлаждения. Yamaha 2 CMHS же — это полноценный лодочный мотор с водяным охлаждением: внутри его «ноги» имеется крыльчатка, нагнетающая воду в разветвленную систему каналов нижней части блока цилиндра. Благодаря этой системе под мотором возможно совершать длительные переходы.
Из технического описания мотора следуют и его недостатки. У мотора нет нейтральной передачи и, будучи заведенным, он сразу начинает движение. Чтобы остановить лодку, вам потребуется заглушить двигатель. В классическом исполнении Yamaha 2 CMHS не имеет рукоятки газа на румпеле — она расположена на самом корпусе мотора. Существенным недостатком данного двигателя является его карбюратор: при опрокидывании (подъеме) мотора бензин из поплавковой камеры карбюратора свободно вытекает. Поэтому перед подъемом двигателя бензин из карбюратора нужно вырабатывать.
Еще данный мотор не имеет "контрольки", отработанная вода не течет струйкой, а просто выпрыскивается вместе с выхлопными газами из отверстия на дейдвуде.
Будучи крайне популярным, мотор Yamaha 2 CMHS получил множество китайских клонов. Первый, и самый доступный по цене — Hangkai 3.5 HP. Он имеет центробежное сцепление и передает крутящий момент к винту только на высоких оборотах. Из-за этой особенности Hangkai 3.5 HP не подойдет для любителей ловли на «дорожку», где как раз необходимо движение на малом ходу. При работе на холостых оборотах данный мотор обладает только с воздушным охлаждением и отличается крайней шумностью. Из досадных недостатков — отсутствие пробки уровня масла и сливной пробки и для того, чтобы поменять масло в редукторе, необходимо снимать гребной винт и его крышку.
Есть и более продвинутые копии Yamaha 2 CMHS такие как HDX T2.6 CBMS, Toyama T2.6 CBMS, Sea-Pro T2.6s, в которых исправлены ряд конструктивных недостатков «Ямахи», а именно:
- установлен съемный колпак;
- ручка газа выведена на румпель;
- установлен карбюратор с расширенным диффузором, позволяющим увеличить мощность мотора.
Обычно все запчасти с оригинальной «Ямахи» отлично подходят на его клоны, которые по цене в два, а то и в три раза дешевле своего эталона. Так в чем же подвох с китайскими малосильными лодочными моторами? В умелых руках они работают как часы. Тем не менее, у них выявлены следующие недостатки:
- низкое качество стали, она слишком пластична и в народе получила название «пластилин»;
- качество резинотехнических изделий. Так, сальники помпы и гребного вала мотора Sea-Pro T2.6s имеют пружинки из черного металла, а не из нержавейки, поэтому деградируют спустя 3 года эксплуатации. Такой проблемы не замечено в более качественном, но и более дорогом моторе HDX T2.6 CBMS.
Итак, имея лодку ПВХ и малосильный мотор вроде Yamaha 2 CMHS или его клон, вы уже становитесь полноценным участником речной навигации, получаете возможность совершать хоть и неторопливые, но продолжительные поездки. Цена всего комплекта находится в пределах 50 тысяч рублей, его можно перевозить не только в машине, но даже на электричке, а хранить не только в гараже, но и, например, на балконе. Итак, выбор за вами!