Из цикла "Мемориал".
Люди не имеют твёрдых очертаний.
Они меняются в зависимости от того, кто их окружает.
Лион Фейхтвангер
Был канун Нового 1985 года. Самый весёлый и любимый праздник в году приближался. Яркое освещение улиц Мурманска, помноженное на предпраздничную иллюминацию, заставило отступить полярную ночь. Горожане не воспринимали всерьёз трудности заполярного климата. О тьме, вьюге и стуже никто даже не вспоминал. Люди торопливо сновали по улицам, перемещались из магазина в магазин в ускоренном темпе. Покупали подарки для родных, продукты для праздничного стола. Совершенно наоборот вёл себя некий курсант мореходки. Две жиденькие лычки желтели бы на левом рукаве его шинели, но он был в увале по гражданке. Не спешил никуда, так как был приезжим; он не имел знакомств в городе, и торопиться ему было попросту некуда. Увольнение тянулось уныло и впустую. Скорее всего, грядущий Новый год предстояло встречать в роте, откушав праздничный ужин на камбузе.
Неспешным шагом, вдоль витрин магазинов, он шагал, убивая время. Шагал бы и дальше, но случилось ему попасться в поле зрения двух весёлых подружек. И в миг всё переменилось. Теперь он был при хозяйственной сумке, заполненной всякой продуктовой снедью, и зажатый с обеих сторон двумя румяными хохотушками. Одна из них, та что по имени Инна, уже пригласила молодого человека к себе домой встречать Новый год.
Теперь, только с этого момента, нашего героя можно было назвать “молодым человеком”.
Конечно, неожиданное приглашение было с охотой принято; в сиятельной компании двух красоток время потекло стремительно и наполнилось существенным содержанием. Пришли в квартиру. Здесь семья Инны готовилась к праздничному застолью. Её отец в приподнятом расположении духа руководил процессом. Мама заканчивала стряпню на кухне. И наш молодой человек вместе со своими новыми подружками без особых церемоний, облачившись в кухонный фартук, тоже включился в эту весёлую суету: носил на стол вилки, тарелки, поднос с нарезанным хлебом. Носил бы и дальше, но…
Домой вернулся старший брат Инны, Сергей.
— Ты тут ещё откуда взялся?! — вопрос озадаченного Сергея был обращён к молодому человеку в фартуке, встретившемуся ему в прихожей. Вопрос, согласитесь, не очень гостеприимный. Ирония случая — нежданно встретить своего однокашника!
А вот с этого момента нашего героя уже следует именовать не "молодым человеком", а просто “молодым”, так как в роте Сергей был командиром отделения, отслужившим в армии, а молодой был рядовым курсантом после школы.
Мысли молодого можно было б описать словами “трындец” Новому году! В памяти всплыло, как суровый Тичер (так звали Сергея в роте) мог на первом курсе вломиться в кубарь после отбоя со своим другом Прокопом и учинить молодёжи “подъём со взлётом”; или то, как в Тюве на сборах Тичер исполнял роль цирюльника. Тогда командир роты Владимир Иванович Плаксунов приказал, чтоб у всех кантик волос был выровнен по уровню мочки ушей. А Тичер решал на своё усмотрение старослужащего по уровень какой мочки ровнять: по верхней или по нижней. То ещё испытание прочности скальпа машинкой для стрижки волос с ручным приводом! И ещё вспомнилась уставная сверхтребовательность Тичера к молодёжи, когда тот заступал дежурным по роте…
В Системе избегал лишней встречи с Тичером, а тут оказался него дома! Шутки с девочками теперь уже не клеились. Сказать по–честному, у молодого возникла мысль поскорее смыться восвояси. К тому же появление сына в доме не слишком воодушевило и главу семьи. Отец был сильно огорчён тем, что тот не сдал какой-то экзамен, был им недоволен. Это сильно чувствовалось в их общении. Было видно, что Сергей очень уважал отца, хотел загладить свою вину перед ним. Он повязал себе тот фартук, что был у молодого. Принялся добросовестно выполнять распоряжения отца. Дома он был совершенно другим парнем: любящим и уважающим своих близких; совсем не тем отчаянным и бедовым удальцом, как в роте.
В какой-то момент он невзначай обмолвился, якобы этот самый его однокашник учится на все пятёрки.
Вот с этого момента роль молодого опять круто переменилась. Он стал Гостем, стал вызывать интерес, его усадили за стол по правую руку главы семейства. Потекла степенная беседа, уважительные и обстоятельные расспросы отца. Сергей тем временем быстренько закончил сервировку. Начали праздновать. Атмосфера за столом наладилась, вспоминали разные курьёзные семейные истории. В ряду других историй запомнилась та, что непосредственно касалась Тичера. Оказалось, что в юности он однажды в сопках нарыл разных боеприпасов и принёс их домой. А спрятал их в диване, на котором спал отец. Конечно, этот склад гранат и патронов был обнаружен и, конечно, в самый неподходящий момент! Нагоняй юному Тичеру был серьёзный. Но к тому времени это был просто памятный эпизод семейной истории. А гостю надлежало играть свою солидную роль, присущую отличнику. С красивой девочкой Инной можно было только переглядываться через стол.
Такой выдался Новый год в семье Сигаевых, именно о ней данный рассказ. Неожиданно открылось, что внутри Сергея скрывалось два разных человека. Тот разгильдяй и задира, что в роте, был диаметральной противоположностью сыну любящему и почитающему родителей . А каким авторитетом старший брат являлся для своей сестры Инны!
Серёга со временем справился с проблемами в учёбе. Сдал успешно все экзамены. Выпустился вместе со всеми. А с тем отличником у него сложился безмолвный договор джентльменов не вспоминать в роте ту семейную встречу Нового года, чтоб не выдать ненароком той другой домашней человеческой сущности Тичера. В мореходке так и оставался он бесшабашным хулиганом. Играл задорно в шеш-беш в курилке. Игральные кости закручивал и непостижимым образом выкидывал коши один за другим. В строю, когда командир роты делал свои многочисленные объявления, обязательно возникал со своими бесконечными вопросиками по различным поводам и без оных. Частенько его эти вопросики обнажали пустоту и абсурдность тех объявлений, вызывали всеобщий смех.
Притчей во языцех была история и о том, что наш Тичер самым первым с потока дослужился до капитана. Он связал свою жизнь не с морем, а с органами внутренних дел и, соответственно, стал капитаном милиции. Его неуёмный и рисковый склад характера, возможно, сыграл роль в выборе профессии. Он выбрал путь борьбы с криминалом. Служил в службе безопасности торгового порта и в службе охраны рыбного порта.
Нынче его не стало. Слова скорби и соболезнования близким от автора, в сущности мало знакомого с Сергеем Сигаевым.
09 января 2023 года.