Для начала, давайте “сверим карты” - начнем с определения того, о чем мы тут будем рассуждать:
Фобия - иррациональный неконтролируемый страх или переживание излишней тревоги при встрече с определенной ситуацией или объектом или в ожидании этой встречи.
Тревога - чувство беспокойства и волнения, возбуждение и мобилизация нервной системы в ожидании возможной неприятности или опасности, реакция организма на ситуацию неопределенности.
А теперь давайте рассмотрим как возникают эти феномены:
Для примера представим себе горячий утюг - вполне обыденная в хозяйстве вещь, при правильном использовании вполне безопасная. Однако, о горячий утюг запросто можно получить довольно неприятный опыт ожога.
Что происходит, когда обжигается взрослый человек?
Взрослый руку одернет, может слегка вскрикнет или выругается - отреагирует эмоционально, потом обработает ожог и продолжит гладить свое белье. Возможно с большим вниманием и опаской к горячей поверхности.
Это нормальное переживание неприятной ситуации.
Что происходит, когда обжигается об утюг ребенок?
Ребенок обычно плачет или кричит - ему больно, он испуган, растерян и не знает, что дальше делать и как теперь с этим быть.
Ребенку нужен взрослый, чтобы помочь справиться с ситуацией.
Если рядом оказывается разумный и уравновешенный взрослый, он может помочь ребенку разобраться с ситуацией и эмоциями, успокоить и пожалеть его. Взрослый может поддержать, помочь отреагировать и пережить все эмоции, возникшие в этой ситуации - страх, боль, стыд, вину…
Он может объяснить что и почему произошло, что надо теперь с этим делать и что делать потом, чтобы больше не было так больно и страшно.
Со временем этот ребенок научится правильно пользоваться утюгом и безопасно с ним обращаться.
Так неприятная ситуация перерабатывается и превращается в жизненный опыт. Ребенок учится безопасному поведению, умению справляться с неприятной ситуацией, её последствиями и своими чувствами, возникающими в этой связи.
Так фобия не формируется, и тревога не растет.
Но что будет, если рядом с ребенком не будет взрослого или еще хуже, взрослый будет неадекватно реагировать: вместо поддержки и помощи начнет кричать на ребенка, ругать и стыдить его?
Тогда ситуация будет излишне эмоционально заряженной, страх и боль не будут переработаны, а будут связаны с ситуацией и предметом.
Назовем эту ситуацию эмоционально травмирующей. Переживание этой ситуации крайне неприятное и человеку будет очень нежелательно еще раз встретиться с таким переживанием.
Так может сформироваться фобическая реакция на объект, ситуацию и сильное стремление избежать повторения неприятного переживания.
Если неприятная ситуация не была должным образом переработана в жизненный опыт, не было осознавания как правильно обезопасить себя и как справляться с ситуацией и её последствиями, а главное, не были должным образом отреагированы эмоции, она будет вызывать страх, тревогу и формировать избегающее поведение.
Эта реакция и тревога может распространиться на то что ассоциируется с предметом и ситуацией. Например, тревогу может начать вызывать все что ассоциируется с утюгом и его использованием: гладильная доска, мятое белье и тп…
Получаем множество предметов и ситуаций, с которыми необходимо взаимодействовать в жизни и которые вызывают тревогу. Зачастую, начальная эмоционально травмирующая ситуация, формирующая фобическую реакцию забывается, а тревога остается.
Таким образом, чем больше эмоционально травмирующих ситуаций в жизни человека случалось, тем больше фобических реакций он имеет.
Чем на большее количество ситуаций человек реагирует неосознаваемой тревогой, тем более тревожного человека мы получаем.
Высокая тревога, в свою очередь, требует объективации - опредмечивания источника угрозы. Психике необходимо найти и понять что ей угрожает, чтобы иметь возможность контролировать и обеспечивать свою безопасность от возможного источника тревоги. Таким образом может сформироваться “вторичная” фобия, в основании которой нет реального травмирующего события. Такую вторичную фобию можно считать “надуманной”, возникшей на фоне высокой тревоги и развитого воображения. Зачастую, такая фобия возникает к объектам или событиям никакого прямого отношения к человеку не имеющим. Частый пример - трипофобия. Панические атаки - это фобия повторения приступа, для формирования которой необходим высокий уровень тревоги.
Для того чтобы убрать тревожность надо найти и избавиться от своих первичных фобий, обычно неосознаваемых, ставших частью обыденной жизни.
Если у вас высокий уровень тревожности, Вы можете понаблюдать за собой и с удивлением обнаружить, что некоторые определенные ситуации в вашей жизни являются триггерами, запускающими фобическую реакцию. Они вызывают у вас неконтролируемый страх или сильную тревогу.
Зная свои триггеры, вы можете попробовать самостоятельно или с помощью психолога найти и избавиться от своих фобий. в современной психологии для этого есть довольно много эффективных методов. За достаточно короткое время можно проработать свои эмоциональные травмы, избавиться от фобий и значительно снизить уровень тревожности.
Задумайтесь, как изменится ваша жизнь, если из нее убрать неконтролируемый страх и сильную тревогу?
====
Вы можете записаться на первичную диагностическую консультацию онлайн.
Найдем причину вашей проблемы и наметим шаги решения - это бесплатно и ни к чему не обязывает.
Переходите по ссылке и выбирайте подходящее время в -> расписании