Найти в Дзене
Михаил Исаев

Второе дыхание Устуу-Хурээ - исповедь очевидца

Фестиваль Устуу-Хурээ появился 16 лет назад, но заговорили о нем лишь недавно... и его сразу не стало. В 2014 фестиваль "похоронили", но через год решили возродить. Вот и собрался съездить, в первый раз за 16 лет. ))) Захотелось посмотреть на молодые таланты. Эстрада наша мертва. Со времен дикой Земфиры не появилось в ней ничего свежего, а здесь обещали прикольный формат – сначала прослушивание, затем концерт, и на прослушивание мог заявиться любой желающий. В общем, ожидал увидеть толпу волосатой молодежи, без денег, но с горящими глазами.
Устуу-хурээ – это буддийский храм в районе города Чадан.

Город – это, кончено, круто сказано, - районный центр. Автолюбители, как и автопрофессионалы здесь обычно не останавливаются. Именно тут я сам как-то раз едва не попался на удочку местных автогопников на доверии. Поэтому не мало напрягся когда местные полицейские предложили мне бросить автомобиль где-нибудь на улице в двух километрах от фестивальной площадки. Но не мог же я показать жене, что по возвращению боюсь не увидеть колес на своем стальном коне. Она, не знакомая с тяготами дикого туризма по Туве, взяла детей и пошла глазеть на местную экзотику, как в каком-то Тайланде или Турции. Но при подходе к местному стадиону, похоже, и она напряглась – ни одного лица европейской внешности - чувствуешь себя негром в Красноярске. Стадион тысяч на 5 зрителей забит до отказа, одни мужики. На поле всего два актера – местные борцы хурэш. Но рев стоит, будто гол забили. Здесь я уже был готов развернуться. Мне совсем не улыбалось быть белой вороной в толпе тувинцев. К счастью нам попался местный полицейский в звании подполковника. В отличие от остальных он что-то знал и указал правильное направление в лагерь таких же сумасшедших, как и мы.

Это был настоящий островок спокойствия: ОМОН, МЧС, медпункт, водовозка и очередь за водой из долговязых и странно одетых людей европейской внешности. Если вы «чайник» и приехали без еды – здесь есть кафе. Нет нет, это ни как на шушенском фестивале, кафе одно и цены в нем очень даже демократичные. Кофе три в одном всего за 15 рублей. Но если вы «понимающий», то сбоку кофейня, где капучино вам сварят уже за 200 рублей. Главное место – ресепшин))) Здесь есть WI-FI и розетки для подзарядки. Вокруг народу больше, чем в туалет утром. Туалеты, кстати, с лампочками, что важно для ночных обитателей лагеря.

На ресепшине оказались очень милые люди, понимающие все трудности вновь прибывших. Тут же сделали документы - бэйджики с фотографией - чтобы нас ОМОН отличал ))) Но главное - выдали пропуск на автомобиль. С этой бумажкой мы легко проехали все кордоны, и пофигу, что на стадионе толпа народа, пропуск есть – езжай себе тихонечко. Машина, к счастью, дождалась хозяина, а рядом как к родному уже прижался еще один «красноярец» - ха-ха - как я его понимаю))).

Какой фестиваль обходится без политики? Авто из конюшни главы Тувы были замечены еще на подходе к стадиону, но Шолбан вышел не сразу. Сначала публику размял какой-то несчастный русский американец, который до сих пор борется со всем миром. Ему что-то подарили, Шолбан что-то сказал и стадион взревел. Любят его все-таки в Туве.

Тувинцы оказывается очень эмоциональные зрители. Это я понял потом… а сначала всех повеселил парень из Красноярска. Он решил удивить жителей Тувы игрой на варгане. Здесь его называют хомус и владеет им каждый второй… но парню вежливо похлопали, за смелость, наверное.

Тувинский рок, - тот еще «наркотик». Жгут прикольно, жаль без этнических примочек – мы же в Туве, а не в Москве. Удивительно, но в Туве довольно много коллективов, которые вполне неплохо держатся на сцене. Не повезло казахам. Дискотечное этно от Хапа Насаса перебил салют. Народ встал и повернулся от сцены… Музыка со спецэффектами – звучала прикольно, но её никто не видел ))) Затем появились чиновники… почти 10 человек. Кажется, весь стадион тихо застонал не-е-е-т! столько не переслушать. Ситуацию спас гость с Алтая. Горловое рычание бывшего солиста Алтай–Кай не рискнул перебить никто из стоявших - все смиренно сошли в «зал».

Публику от артистов, кстати, никто не отделял, я вообще не видел полиции. По соседству местные парнишки гоняли мяч, и однажды он залетел даже на сцену. Мяч пацанам вернули, и они продолжили свое дело, но осторожней. Зрители с артистами и жили вместе. В трех метрах от меня – в соседней палатке - разминались те самые Алтай-Кай, а напротив в пяти метрах жил «Заповедник гоблинов» из Красноярска. Там же в лагере и слушали друг-друга. На этом прослушивании и родилась звёздочка. Девочке на вид лет 10. С подругой они зажгли «Simple the best» и «зал» окрестил её Тиной Тыва. Вечером к дуэту присоединились профессиональные музыканты из Москвы и Красноярска. Вместе, без репетиций, они взорвали стадион. Тувинцы взревели будто их земляк стал чемпионом по хуреш. Это было выступление достойное финала. Лучшее – враг хорошего - смотреть было больше нечего...

-3

Вернувшись в лагерь, я встретил эту девочку в кафе. Обычный такой папа спросил её «Будешь пирожок?». Он еще не понял, что его дочь только что стала звездой.