Найти тему
Путевой обходчик

"Таран", "Буран" и "Ветерок". Чем железнодорожники пути зимой чистят.

Оглавление

Каждую зиму наши железнодорожники ведут неравную битву со снежной стихией. Из года в год, тысячи работников в оранжевых жилетах откидывают с пути и стрелочных переводов сотни тонн снега и льда. Каждую весну путейцы празднуют свою победу, но осенью коварный враг возвращается снова и битва разгорается с прежней силой! Ведь, поезда на стальных магистралях нашей Родины не должны останавливаться из-за капризов природы!

О том, как проходит снегоборьба на наших железных дорогах вы можете почитать в моей статье: "Почему железнодорожники не любят снег". А сегодня поговорим о верных помощниках путейцев - о железнодорожной снегоочистительной технике.

Вопрос, как убирать снег с перегонов, возник еще во время строительства первых железных дорог в Российской Империи. Некоторое время для очистки пути использовали конную упряжку, которая тянула по рельсам специальный плуг. Позже, отвалы для расчистки пути стали устанавливать на паровозы, которые могли работать как на однопутных, так и на двухпутных участках.

Дальнейшее развитие устройств для борьбы со снегом, привело к появлению целого класса путевых машин - снегоочистителей. Первые такие устройства представляли из себя деревянный вагон, который был оборудован специальными щитами, или отвалами, которые при движении отбрасывали снег в стороны. Для перемещения таких штуковин использовали паровозы, которые толкали их впереди себя.

Самыми брутальными, из выпускавшихся в СССР снегоочистителей, были, как мне кажется, несамоходные "Тараны", у которых для очистки пути имелся двугранный угловой плуг. Выпускали их в небольших количествах в послевоенные годы, но сейчас такие уже не используют.

Снегоочиститель "Таран".
Снегоочиститель "Таран".

Ну а какие же снегоочистители применяют на железных дорогах России в настоящее время? Основными, и самыми распространёнными, являются плужные снегоочистители типа СДПМ, а также, снегоуборочные поезда СМ2 и их более новые модификации. Кроме того, используются путевые струги СС1 и СС1М и пневмоочистительные машины типа ПОМ. В некоторых регионах, где высота снежного покрова может достигать нескольких метров, используют роторные снегоочистители.

А теперь, предлагаю рассмотреть некоторые из вышеперечисленных машин в отдельности.

Снегоочиститель СДПМ.
Снегоочиститель СДПМ.

Плужные снегоочистители СДП и СДПМ.

В 1964 году, в Советском Союзе началось серийное производство снегоочистителей СДПМ, которые заменили выпускавшуюся ранее модель - СДП. По сути, отличия между ними были только в форме отвального плуга. Конструкция снегоочистителя представляла из себя цельнометаллический четырехосный вагон, оборудованный по торцам плужными отвалами, установленными под углом 50 градусов к оси пути.

-3

Отвалы снегоочистителя СДПМ состояли из трех частей: лобового щита и двух боковых крыльев, которые убирались в стороны при приведении машины в транспортное положение. Так как эти машины не имели собственного двигателя, для их перемещения использовались тепловозы. Локомотив прицеплялся сзади и толкал снегоочиститель впереди себя.

В 80-х годах, в серию пошли СДПМ-2, которые имели улучшенный, по сравнению с СДП и СДПМ, кузов. Причем выпуск этих машин продолжается и сейчас и общее количество выпущенных снегоочистителей этого типа перевалило за 3500 штук. С советских времен, в каждой дистанции пути имелось как минимум по одному СДПМ, которые стали основным типом снегоочистителей МПС СССР.

Путевой струг СС1М. Фото из открытых источников.
Путевой струг СС1М. Фото из открытых источников.

Путевые струги СС1 и СС1М.

Путевой струг - машина универсальная. Летом они используются при путевых работах, где нарезают и очищают кюветы, срезают обочины, откосы выемок, планируют земляное полотно во время строительства вторых путей. В зимнее время, они используются как плужные снегоочистители, а также, их применяют для очистки от скопившегося в кюветах и выемках снега.

Основными рабочими органами этих машин являются: расположенные по торцам снегоочистительные устройства и боковые крылья. Как и СДПМ, путевые струги являются несамоходными, и для перемещения им необходим локомотив.

-5

На железных дорогах России применяется путевой струг СС1, и его усовершенствованная версия СС1М. Кроме них, используется некоторое количество машин серии СС3, выпуск которых продолжается и сейчас.

Снегоуборочный поезд СМ2
Снегоуборочный поезд СМ2

Снегоуборочные поезда СМ2 и их модификации.

Снегоуборочные поезда семейства СМ2 предназначены, в первую очередь, для уборки и вывоза снега со станционных путей. Причем, машина может использоваться и в теплое время года, для уборки засорителей с пути. Обычная составность снегоуборочного поезда: головной вагон, два прицепных вагона и концевой вагон. В головном вагоне, который и является снегоуборочной машиной, смонтированы щёточные барабаны, которые подают снег на конвейер и далее в промежуточные полувагоны. Разгрузка производится из концевого полувагона, при помощи поворотного ленточного конвейера.

-7

Существует несколько модификаций снегоуборочных поездов, среди которых СМ2Б, СМ2М и современные СМ7. Кроме того, сейчас выпускается самоходная версия состава СМ2М, которая имеет обозначение СМ2МС.

Бывают и одновагонные самоходные снегоуборочные машины, принцип работы которых, такой же, как и у СМ2. Сейчас, компания "Трансмаш" из города Энгельс, выпускает такие машины под серией СМ5.

Снегоочиститель ПОМ-1. Фото из открытых источников.
Снегоочиститель ПОМ-1. Фото из открытых источников.

Пневматические снегоочистители.

Еще одним интересным устройством, имеющимся в арсенале железнодорожников, являются пневматические снегоочистители. Для очистки пути, они используют направленный поток воздуха, который сметает снег. Наибольшее распространение на железных дорогах России получили путевые машины ПОМ-1М, которые оснащается двумя мельничными вентиляторами ВМ-18 диаметром около 2 м. В техническом описании этих машин заявлено, что они могут отбрасывать снег на расстояние до 40 метров, а производительность может достигать 90000 кубических метров снега в час.

-9

Снегоочистители ПОМ-1М, являются несамоходными, а кроме того, для питания электродвигателей вентиляторов, им необходим специально переоборудованный тепловоз, или универсальный тяговый модуль - УТМ. Чаще всего, для работы с этими машинами применяется тепловоз серии 2М62, прошедший соответствующее переоборудование.

Эти снегоочистители, получили у путейцев название "Ветерок". Интересно, что такое прозвище давали абсолютно всем машинам, которые для очистки пути использовали воздушный поток. Например, на некоторых промышленных предприятиях, применяли снегоочистители оборудованные реактивным двигателем. Они сметали снег и лед с пути потоком выхлопных газов.

Снегоочиститель ЭСО-3. Автор: Stef. С сайта railgallery.ru.
Снегоочиститель ЭСО-3. Автор: Stef. С сайта railgallery.ru.

Роторные снегоочистители.

Для очистки железнодорожного пути от снежных заносов высотой до 4,5 метров, используют роторные снегоочистители. Первые подобные машины появились еще в довоенное время, и для питания рабочих органов, использовался пар вырабатываемый паровозом. В 60-х годах, появились более современные, электрические, снегоочистители серии ЭСО-3, для питания и приведения в движение которого, использовали уже тепловозы.

Снегоочиститель ЭСО-3 представляет из себя специальный вагон, в передней части которого смонтированы два барабана-питателя, а также, подрезной нож и боковые крылья. Внутри кузова имеется выбросной ротор-метатель, который может откидывать снег на расстояние до 40 - 50 метров.

-11

В 80-х годах были разработаны более совершенные, фрезерно-роторные снегоочистители серии ФРЭС-2, которые имеют несколько иную конструкцию рабочего органа.

Машины ЭСО-3 и ФРЭС-2, построены в относительно небольших количествах, и размещены, в основном, в северных регионах нашей страны. Использование их целесообразно только при большой высоте снежного покрова, с которой не смогут справиться плужные снегоочистители.

Снегоочиститель ФРЭС2. Автор: mashinist23. С сайта railgallery.ru
Снегоочиститель ФРЭС2. Автор: mashinist23. С сайта railgallery.ru

В 2022 году, Тихорецкий машиностроительный завод, изготовил первый экземпляр современного роторного снегоочистителя с поворотной базой, который получил название "Буран". Он может применяться для расчистки путей от снежных заносов высотой до пяти метров, и уже проходит испытания в Норильске.

Снегоочиститель "Буран". Заводское фото.
Снегоочиститель "Буран". Заводское фото.

На этом, пожалуй, я закончу перечисление основных типов снегоочистителей, применяющихся на наших железных дорогах. Если вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Мой канал в ТГ: https://t.me/putevoy_obhodchik

И группа в ВК: https://vk.com/putevoyobhodchik

Если вам понравилась статья - можете поддержать автора канала и перевести небольшую сумму на мою карту СБ РФ 2202 2056 7396 0735. Все деньги полученные от вас пойдут исключительно на покупку железнодорожных книг и журналов, необходимых для написания новых статей. Благодарен за любую помощь!