17 июня 2010 года Евгений Александрович Евтушенко передал в дар Российской Федерации коллекцию картин и личных вещей. Ныне Музей-галерея в Переделкино – филиал Государственного музея современной истории России. За эти годы его посетили десятки тысяч человек.
Вообще-то это не музей. И не картинная галерея. И уж совсем не
мемориальный кабинет. Это все вместе взятое и нечто большее, нечто
особенное. Потому что здесь нет ни одной равнодушной вещи: все без
исключения предметы – будь то фотографии, картины, скульптуры, книги –
окрашены подлинно личностным колоритом. Или даже несут печать
индивидуальной художественно-философской глубины. И еще это
пронизано поиском истинного и прекрасного в разные периоды большой и сложной жизни. Вы поняли: я приятно потрясен и теперь навсегда очарован этим небольшим двухэтажным домом, запрятанном в центре знаменитого писательского поселка Переделкино.
«Это не было сложным решением. Посидели с женой, подумали и пришли к единому мнению, что пора эти замечательные картины и скульптуры выставить, дать возможность людям прикоснуться к большому искусству, – Евгений Александрович говорит о своем музее тихим, обыденным голосом как о вещи давно и понятно состоявшейся. – В доме места не хватает катастрофически, а прятать произведения таких мастеров по кладовкам и чердакам в какой-то мере преступно. Другое дело – как бы все это разместить, развесить: чтобы с одной стороны создавалось цельное впечатление от очень разрозненной коллекции, с другой – чтобы каждое полотно было в выигрышном положении, притягивало к себе. Вот здесь
были и ночные споры, и многочисленные переделки…»
Залы сами по себе небольшие, но бродить стоит подольше. В первой
собраны уникальные фотографии мастера. Это в основном портреты, так как, по мнению Евгения Александровича, лицо и в первую очередь глаза, и есть душа. Запечатлеть ее трудно, но когда получается – настоящая удача.
«Старался больше снимать простых людей, чем знаменитых политиков или революционеров. В них чувствовалось столько мудрости и теплоты...»
Второй зал сразу поражает. В небольшой коллекции – Макс Эрнст и Пабло
Пикассо, Жорж Брак и Марк Шагал, Фернан Леже и Нико Пиросмани, Давид Сикейрос и Хуан Миро.
«Бог не дал мне таланта к живописи, но всю жизнь я горячо ей интересовался и искренне любил. Старался у каждого художника обязательно что-то «позаимствовать». Кто-то просто дарил свои работы: большие мастера тонко чувствуют, кто хочет извлечь выгоду, а кто будет дрожать над картиной; у кого-то покупал за небольшие деньги. Вот возьмем. К примеру Макса Эрнста, – Евгений Александрович неспешно переводит взгляд от одной картины к другой. В мастерской он прямо меня спросил: какая из работ больше нравится? Я выбрал небольшую со странным насекомым. «Если объяснишь – дарю», - засмеялся Эрнст. «Мы все находимся в болоте, но настоящий талант всегда сумеет поднять свой лепесток над ним» – так я стал обладателем этой картины, похоже, единственной этого художника в России.
… У Пикассо, когда он предложил мне выбрать что-то из его новых работ, мне ничего не понравилось. Было что-то мстительное в них по отношению к женщине. Он был поражен. Потом рассмеялся и предложил тост за Россию. А наутро все газеты написали, что русский поэт отказался от рисунка Пикассо. Когда зашел к вдове Фернана Леже его вдова в знак моей художественной непредвзятости подарила мне рисунок Пикассо – там свои ревнивые отношения, а вот картину мужа уже продала за деньги. За все деньги, что были у меня с собой!
… Марк Шагал, подарив мне свой совершенно очаровательный рисунок, тихо шепнул на ухо, что мечтает в конце жизни вернуться в родной Витебск…
… Давид Сикейрос уговорил меня позировать ему для портрета. «Час, не больше», – заверил мастер. Когда показал, лицо мое, видимо, скривилось. «В чем дело? – «Нет сердца». Художник взял кисть и прямо на груди нарисовал ярко красное сердце. «Мне кажется, что я на себя не похож, но жена уверяет, что это вылитый я…»
Дух захватывает и завидки берут, когда понимаешь, с какими выдающимися людьми удалось познакомиться и подружиться Евгению Евтушенко. Вы можете знать истории появления в галерее этих картин или просто любоваться ими, личность поэта все равно сквозь них проступит.
Третий зал.
Он отмечен поиском и вкусом. Здесь собраны полотна как известных
советских и русских художников, так и тех, кого Евтушенко нашел, кому
помог подняться и состояться. Здесь Михаил Шемякин и Юрий Васильев,
Олег Целков и Виктор Сидоренко, Сергей Моисеенко и Татьяна Шевченко.
Мастера разные по художественному мироощущению, но все без
исключения удивительно талантливые.
Второй этаж особенный. Это кабинет и библиотека поэта. Многие сюда не
доходят, а совершенно напрасно. Здесь не только можно проникнуться
творческой атмосферой – все вещи вплоть до трости Марка Твена
подлинные; не только познакомиться со стихотворным наследием
Евтушенко, причем на всех языках народов мира, не только увидеть дорогие для поэта книги, в том числе и самую памятную: «Сестра моя – жизнь» с напутственным словом Бориса Пастернака. Здесь можно просто посидеть в тишине в удобном кресле, полистать понравившийся сборник, а лучше – поразмышлять о себе, о делах праведных и не очень, об искусстве, о любви…
Поверьте: лучшего места нет!
P.S.
Как-то давно, много лет назад, приехал к Евгению Александровичу в
Переделкино для съемок документального фильма. Нужно было короткое
интервью то ли о поэтах Серебряного века, то ли еще о чем. Помню: времени как всегда было в обрез. Только выставили камеру, свет как Евтушенко задал прямой вопрос: «Вы давно были на могиле Пастернака?». Что-то мямлил про студенческие годы… «Пока не посетите могилу, интервью не дам». И уговоры, что времени нет, что нам полчаса-то и надо, что обязательно как сдадим фильм… – ничто не изменило ситуации. «Ладно, пойдем вместе». Мы пришли на кладбище, и у могилы Евгений Александрович прочел несколько стихотворений Бориса Леонидовича. Я нервничал: время. Тогда оператор тихо на ухо сказал: «Побойтесь Бога! Когда еще в жизни Вам лично один великий поэт будет читать стихи другого великого поэта!». Потом пошли в Дом-музей Пастернака. Был понедельник, Евтушенко открыли. Глухая тишина, и вновь стихи. И голос… резкий и завораживающий. Он то яростно, то намеренно приглушенно читал Пастернака и уже свое. Два часа. Для четырех человек, по волшебству попавших на эту экскурсию. И действительно такого в жизни никогда не было. Да и не будет. И не забудется. Потому что воочию понял, что «поэт в России больше чем поэт».
Александр Чернышев,
член Союза писателей РФ
Переделкино. 2015 г.
Музей-галерея Евгения Евтушенко в Переделкино:
Москва, поселение Внуковское, ДСК «Мичуринец», ул. Гоголя, д.1