Найти тему
Марфа Сергеевна

Записки о неважном - 10. Дети и телефон

У меня в 8 классе мальчик, который пробует писать. Приносит мне почитать и оценить свои стихи, наброски "романа", просит помочь, дать совет, прокомментировать. Мы сидим после уроков иногда по целому часу, обсуждаем, болтаем о том о сем, нам интересно.

Я спрашиваю его, что его сподвигло писать, как он к этому пришел. Хочется, говорит, есть потребность такая. А кроме потребности на все это есть время, потому что - внимание! - родители не дают ему телефон. Он еще и читает довольно много, чтение у подростков специфическое, но это такое редкое явление в наше время, что я в полном изумлении.

А что ему прикажете делать, если телевизор смотреть скучно, а телефона с интернетом у него нет. Вот и приходится искать себе занятия, вполне себе человеческие и даже творческие. И все это прозвучало так соблазнительно, так захотелось воскликнуть: бинго! способ есть и самый простой! отберите у детей телефоны, и они вернутся к нормальной жизни!

Спокойно, говорю я своему внутреннему воспитателю, слушаем дальше. А дальше выясняется, что телефон превратился для него в самую страстно желаемую вещь, он пытается взять его у бабушки или у дедушки, у друзей, чтобы поскорее нырнуть в заманчивый виртуальный мир. Телефон для него - самый ценный трофей, который нужно непременно где-то найти, включить его и сбежать от всего и от всех.

Этого ли хотели его, без сомнения, неравнодушные родители, когда лишили его вещи, без которой сейчас не обходится практически никто? И сколько лет пройдет до того времени, когда он либо пошлет родителей, либо добудет где-нибудь тайный телефон? До какого возраста возможен родительский контроль в этом вопросе?

Я, конечно, в разговоре с ним встаю на сторону родителей, хотя бы отчасти. Они боятся зависимости, они не знают, не придумали другого способа, тем более пока он вполне работает, чем ты только ни занимаешься, полезным и интересным, вместо того чтобы тупить в телефон. В общем, родителей можно понять и простить за такую строгость и категоричность.

Ага, говорит, а сами-то они постоянно в телефонах. На днях сидим всей семьей, смотрим фильм. На каком-то смешном эпизоде я рассмеялся, а позади меня тишина. Оглянулся - папа с мамой уткнулись в телефоны, фильм никто и не смотрит. Даже у маленькой сестренки есть свой телефон, который она не выпускает из рук.

А вот это уже двойные стандарты, это уже нечестно, как по мне. Я об этом молчу, но первоначальные восторги по поводу такого простого и действенного решения поутихли.

Цифровая зависимость - это проблема, даже проблемище. Я сама зависима от компьютера, сын все свободное время в телефоне, меня это пугает сильно. Что с этим делать, не знаю. Точнее, с собой я как-нибудь разберусь, поскольку вполне осознаю свою зависимость и даже имею какие-никакие инструменты борьбы с ней. А сыну я помочь уже ничем не могу, пока и если он сам не попросит о помощи. А скорее всего, не попросит, а придумает что-то свое, если будет необходимость.

А тут еще статься в Дзене и рассуждения Димы Зицера на эту тему. И вот мне кажется, что пора нам прекращать эту войну с нашими детьми из-за телефонов, а объединяться и придумывать вместе, как вписать этот уже, увы, незаменимый и необходимый предмет в нашу жизнь. Хорошо бы без обмана или двойных стандартов, на основе договора с неизбежными компромиссами с каждой стороны, не в форме борьбы, а в форме игры. Думаю, нам еще и поучиться у своих детей придется, они в этом большие эксперты. чем мы.

Такая стратегия может принести много нового и удивительного в отношения с детьми, много общения, споров, обсуждений. Много кайфа, в общем. Есть у кого-нибудь идеи на эту тему?