Чем отличается наше время от начала XX века? Среди прочего тем, кого именно толпы носят на руках. У кого сейчас миллионы подписчиков, кто собирает огромные залы, что слушают люди? На 90% что-то низкопробное и безвкусное, два аккорда-три прихлопа, тыц-тыц-тыц.
Не буду называть имен, хотя они у всех на слуху - одинаковые на лицо безголосые певички, такие же одинаковые на лицо, музыку и голос реперы, мальчиковые группы и т.п. И вот у них реально толпы поклонников, миллионные гонорары/корпоративы и т.п.
Есть и модные писатели-поэты, художники-скульпторы, которых все знают, но от их творчества иногда просто тошнит в прямом смысле. (Хотела тут для иллюстрации поставить такие современные картины, но реально тошнит, не буду).
И мне прямо стыдно - причем не за них. Мне стыдно за публику, которая готова платить за низкопробное и сама возносит это все на пьедестал. И совершенно не замечает, что вокруг есть истинные таланты.
В книге Ирины Одоевцевой "На берегах Сены" есть такой интересный эпизод. Поэт Игорь Северянин в эмиграции рассказывает о своих выступлениях в дореволюционной России:
"Небывалый, громокипящий успех. Уличное движение останавливали, когда я выступал в зале под Думской каланчой. А в Керчи, в Симферополе, на Волге лошадей распрягали, и поклонники на себе везли меня, триумфатора! Страшно вспомнить, какое великолепие! Купчихи бросали к моим ногам на эстраду бриллиантовые браслеты, серьги, брошки... На меня, как из рога изобилия, сыпались цветы, слава, влюбленные женщины... И деньги! Сколько денег! Просто золотой дождь!"
И мне прямо грустно становится. Т.е. сто лет назад толпа буквально осыпала золотом настоящих поэтов. А не тупоголовых и безголосых певичек.
И это не единственный пример. Кумирами в то время были Толстой, Чехов, Шаляпин, Левитан, Куинджи. Толпа возносила именно их.
А сейчас... В прошлом году я ходила на "Травиату" в Мариинку. Солисткой была певица Оксана Шилова. Потрясающий голос, отличная актерская игра, и сама красавица необыкновенная.
Я пришла домой под большим впечатлением, начала про нее читать, нашла ее страницу в Контакте и послала запрос в друзья. И она меня добавила в ответ. Казалось бы, у нее там должны быть сотни тысяч поклонников, но нет, на тот момент было 400 человек.
Такая же история произошла с певцом Михаилом Кругловым. Недавно его услышала - это потрясающий бас, практически шаляпинский.
Нашла его в Контакте, добавила в друзья, он меня тоже в ответ зафрендил - ибо поклонников у него немного, и человек буквально каждому рад.
А сколько вокруг великолепных художников, например, Владимир Жданов или Олег Молчанов. А когда я про них кому-то говорю, то их никто не знает. (Кстати, тоже нашла их и добавила в друзья в Контакте, и они тоже ответили взаимностью - по той же причине, что рады каждому почитателю их таланта).
Нет, все эти люди зарабатывают своим исключительным талантом, у всех есть какое-то количество поклонников. Но никто за ними не бегает толпами, их на руках не носят, и многотысячные стадионы они не собирают.
И мне реально очень стыдно за публику. За ее низкопробные вкусы, которые за сто лет деградировали до такого уровня. Хотя и в наше время есть таланты, которые ничем не хуже тех, что были сто лет назад...
Напомню, что также я рассказывала про свое место силы в Петербурге.
Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской