Найти тему

Мотивируют ли детей деньги?

Мы все хотим, чтобы наши дети хорошо учились, ходили на секции, слушались. Но что для этого делать? Тут каждый старается по-своему. Придумывает поощрения, наказания, проводит длительные беседы. Таким образом, перед многими из нас стоит один и тот же вопрос. Это вопрос мотивации детей. Ну а поскольку мы все живём в материальном Мире, кажется что ответ очевиден.

Можно предложить ребёнку деньги в качестве награды за послушание, хорошую учёбу и другие достижения. Однако некоторые из нас, кто уже попробовал такую мотивацию, столкнулись с тем, что она работает далеко не всегда. А иногда даже даёт обратный эффект. Многие родители сталкиваются с тем, что их чада начинают вести себя хуже, по мере того как на них тратят деньги. Цель не достигнута, родители в ступоре.

Что делать в такой ситуации?

Я предлагаю разобрать некоторые рекомендации по материальной мотивации детей, которые я выработал на своём опыте. Готов ими поделиться.

Итак, для того, чтобы материальная мотивация детей работала, она должна удовлетворять нескольким критериям:


1️⃣Это должна быть система. То есть не отдельные награждения, а конкретная система, где будут чётко обозначены правила и последовательность действий.
2️⃣Когда мы придумываем эту систему, мы должны рассчитать максимальное количество сценариев. Очень частая ошибка родителей заключается в том, что они не предусматривают сильно позитивный сценарий. То есть обещают деньги за хорошую оценку. А когда ребёнок приносит сразу 10 хороших оценок, родителям становится жалко столько денег. Это очень серьёзная ошибка в формировании системы. Она приводит к тому, что последующий период времени не будет работать ни одна система.
3️⃣ Система должна быть долгосрочной. А как следствие, её компоненты должны подходить под изменяющиеся условия жизни. И не только под изменение условий жизни ребёнка (новые секции, дополнительная нагрузка), а ещё и под возможные изменения дохода родителей и другие факторы. Этот тезис связан с тем, что ребёнок не всегда способен понять, что условия его мотивации могут меняться в зависимости от внешних факторов.
4️⃣ Система обязательно должна содержать как положительную мотивацию, так и отрицательную мотивацию. То есть когда ребёнку дают 100 руб. за хорошую оценку и ничего не забирают за плохую, то это может привести к тому, что он будет приносить не только много хороших оценок, но и много плохих. Мы понимаем, что это не совсем тот результат, которого мы хотим добиться.
5️⃣Система не должна быть сложной. Когда мы работаем в коллективе взрослых людей, мы тоже это учитываем. Даже взрослые люди зачастую не понимают сложные системы мотивации. Так что же ждать от ребёнка.
6️⃣Этот пункт относится не столько к формированию системы, сколько к её соблюдению. Мы со своей стороны не имеем права быть не пунктуальными и не соблюдать очень строго все правила системы которую сами придумали. Если мы сами будем нарушать условия системы, то доверие к ней со стороны ребёнка будет утрачено. К сожалению, в определённом возрасте ребёнка вместе с доверием к системе мы можем потерять и доверие к себе. Это очень опасно.

Я изложил шесть основных тезисов про денежную мотивацию ребёнка. А теперь давайте приведу пример такой системы, которая работает у нас в семье. Ребёнку установлен размер еженедельных карманных расходов. Например, 1000 рублей. Эти деньги он получает только в том случае, если у него не было троек, если он посещал исправно секции, если к нему не было никаких замечаний от учителей и репетиторов.

Если какое-то из этих условий не исполнилось, то средства на неделю он не получает. Также существует установленный размер вознаграждения за хорошее окончание семестра. Есть чёткие критерии, по которым определяется результат. Если критерии не выполнены, то премия не выдаётся. Эта система существует уже 4 года. Результаты нас с женой устраивают. Но каждый может придумать свою. Главное - обратить внимание на перечисленные мной критерии.