Наверно все получили на новый год подарки от своих близких, и я тоже не стал исключением. Мне надарили много всякого разного и очень приятного, однако, в силу случившейся погодной аномалии (то под -40, то -20 со штормовыми ветрами), самым интересным и пришедшимся к месту подарком оказалась куча старых вещей, присланных мне в деревню отцом.
Точнее сказать, это не просто вещи, а остатки нескольких комплектов антарктического снаряжения, которые в 70х годах прошлого века были выданы моему дяде, когда он работал в одной из экспедиций в Антарктиде. История умалчивает дополнительные подробности, но в огромном шкафу на отцовской квартире в Петербурге осело несколько утепленных костюмов, унты и еще кое-что.
Разумеется, за 50 лет комплекты немного подрасползлись: например, оранжевую куртку, которая являлась частью одного из таких комплектов, я помню с детства. Ее как раз носил отец, одевая на всевозможные зимние прогулки, в которых я был его неизменным спутником. Видимо, куртка и впрямь была очень тепла и удобна, но следы ее исчезают в глубинах того прошлого, о котором я пишу. Однако, пара штанов все-таки сохранилась почти нетронутыми, и об этих-то замечательных вещах я как раз хотел написать.
По своему обыкновению я бы начал издалека, упомянув современные зимние рабочие костюмы, вроде тех, синего цвета со светоотражающими полосами, которые сейчас продаются в любом магазине спецодежды и которые носят все кому не лень. Они и в самом деле неплохи, в первую очередь, благодаря низкой цене. И у меня, конечно же, тоже есть подобный (я его очень люблю). Но сравнивать вещи, обычно выдаваемые рабочим предприятий «на земле», и вещи, разработанные и изготовленные в недрах некоего советского завода по специальному заказу под конкретный проект международного масштаба — дело неблагодарное. Вы просто устанете это читать, поэтому я опущу эту часть. Перейду сразу к делу.
И вот, возьмем первый полукомбинезон, который мне захотелось надеть тут же, как только я извлек его из полиэтиленового мешка, стряхнув с него засохшие апельсиновые корки, которые в течение прошедших десятилетий оберегали его от моли. Вроде бы штаны как штаны, но даже сам материал, из которого они сделаны, обладает несколько иной консистенцией, чем современные аналоги. Я не знаю, какой утеплитель используется внутри, но так же, как и ткань на ощупь он кажется достаточно плотным. Сшито все довольно добротно, но самое интересное тут все-таки конструкция изделия, а не материалы. Этот комбез имеет ту деталь, которой лишено практически все современное снаряжение, а именно — бомболюк на заду!
В этом месте совершенно не обязательно стыдливо смеяться, так как данная фишечка, действительно очень важна при низких температурах. Понятное дело, что по большой нужде стоит сходить заранее, прежде чем отправляться в ночную пургу; и даже чтобы мужчине сходить по-маленькому на улице — достаточно расстегнуть немного куртку снизу, а потом так же расстегнуть ширинку на штанах.
Очень просто, да. Но представьте себе ту же операцию, если речь идет о женщине. Скажу сразу, что когда ее все-таки припрет, то будучи одетой в обычный костюм, она будет вынуждена снять с себя вообще всю верхнюю одежду. А эта вот смешная дверца на заднице избавляет ее от такой необходимости. Да и вообще, весь этот узел обыгран своими создателями настолько складно, что забываешь даже об его первичном предназначении: внутри там есть еще один утепленный клапан, который, кроме всего прочего, дополнительно утепляет задницу и позволяет сидеть на чем-то холодном (да хоть даже и на льду) будто бы на теплой мягкой подушечке. Внешний же клапан с боков застегивается на пуговицы и сверху фиксируется поясом на пряжке. В общем, сзади в такие штаны уж точно ни за что не задует.
Штанины имеют двухслойную конструкцию. То есть «внутренние штаны», утепленные, покрыты сверху еще одним слоем ткани. Утепленная часть заправляется в унты, верхняя оболочка натягивается на голенища, и все — ты как в скафандре.
Второй рыжий комбез, о котором я упоминал, тоже сделан очень добротно, но менее интересен конструктивно. Тут тоже никуда не задувает, в нем тоже тепло, но я, пожалуй, ограничусь картинкой, которую показал в самом начале статьи, а сам перейду к унтам, о которых только что заикнулся. Я никогда в жизни не имел подобной обуви, и едва извлек их из другого подарочного мешка, как сразу же их и надел. Впрочем, дома в тепле было ничего не понятно. Но и унты, и все эти штаны пригодились буквально на следующий день после вручения, когда по нам ударила стихия со своими невыносимыми морозами и ветрами. Напрочь замерзла скважина!
Вообще унты, это просто меховые сапоги на войлочных подошвах. Носить их можно исключительно в мороз, желательно ниже -20, иначе они моментально промокнут. Но как же в них оказалось хорошо! Вот если бы их еще усовершенствовать резиновой подошвой! Впрочем, они и в изначальном заводском виде (единственная вещь в коллекции с биркой, 1968 год) они работают просто прекрасно.
Сам за себя говорил тот факт, что мои друзья в своей обуви начинали мерзнуть очень быстро, а я продолжало как ни в чем не бывало скакать с лопатой по глубокому, сухо потрескивающему от шагов рассыпчатому перемороженному снегу. В общем, классная вещь. Не знаю, что тут можно сказать о них еще, но они, определенно, заслуживают того, чтобы присутствовать в гардеробе любого человека, живущего в холодном северном регионе.
Вот такие вот я получил подарочки от отца, чем и хвастаюсь перед вами. Все эти вещи, конечно, ценны своим возрастом и историей, однако, я их буду носить в уместных условиях как самые обычные шмотки. Унты, как я уже сказал, видимо, стоит то ли подбить резиной, то ли надеть на них какие-то калоши. Ну а от холода я теперь уж точно не пропаду.