В трудовой книжке заслуженной артистки России Нины Мирошниченко лишь одна запись. Сделана она полвека назад в отделе кадров Липецкого государственного театра кукол.
Тогда, в начале 70-х прошлого века, новый театр ещё только делал первые шаги, чтобы завоевать сердца и симпатии зрителей. Он не имел ни своего здания, ни сложившейся труппы.
Мечта о сцене
Но приехавший из Крыма в Липецк молодой режиссёр Вадим Жуков не отчаивался. Кукольников, составивших костяк коллектива, он привёз с собой. И в городе металлургов старался привлечь к театральному искусству увлечённую, талантливую молодёжь. Воспользовавшись его приглашением, пришла в театр и Нина — выпускница 15-й средней школы, грезившая о сцене.
— Быть драматической актрисой мечтала с детства. Занималась сначала в школьном театральном кружке, а в старших классах — в Доме офицеров. У нас была замечательная учительница русского языка и литературы, наш классный руководитель Неонилла Сергеевна Шинковская. Свою любовь к театру она передала и нам. Мы часто бывали на спектаклях в Липецком драмтеатре, обсуждали их, писали рецензии, — вспоминает Нина Павловна.
На занятиях в театральной студии при Доме офицеров она познакомилась со многими актрисами театра кукол. Случай свёл её и с режиссёром Вадимом Жуковым.
Завораживало действие
— Труппа Липецкого кукольного театра была не укомплектована. Но приглашать выпускников учебных заведений и артистов из других городов было некуда: жильё не давали. Вадим Васильевич пробовал тогда в работе всех, кто проявлял интерес к театру. В их числе оказалась и я. После школы планировала поступать в театральный вуз. Знала, что туда большой конкурс, поэтому решила год посвятить подготовке к экзаменам и поработать немного в театре, чтобы узнать его изнутри. Когда же окунулась в атмосферу творчества, то забыла о своих прежних мечтах стать драматической актрисой, — продолжает собеседница.
Она влюбилась в этот особенный театр, где главной была кукла, которую оживлял актёр, находящийся за ширмой.
— Это меня нисколько не смутило. Завораживало само действие. Наша задача — передать все эмоции кукольного героя, его переживания, образ мыслей, чтобы зритель понял характер куклы, проникся логикой её поступков, — объясняет актриса, в репертуаре которой десятки ролей.
На первых порах вчерашней школьнице было трудно. Очень помогли тогда молодые кукольники, выпускники горьковского и саратовского театральных училищ, пытавшие счастье в Липецке. Они охотно делились своими умениями с симпатичной пытливой девушкой, для которой театральные подмостки стали школой жизни. Работая во вспомогательном составе, она по крупицам перенимала мастерство от каждого коллеги. Вскоре появились и первые небольшие роли.
Идея с поступлением в театральный вуз постепенно потеряла всякий смысл, но образование, если не по профилю, то близкое к искусству, было нужно. Выбор пал на Задонское культпросветучилище, где Нина получила диплом режиссёра массовых мероприятий. Он, кстати, впоследствии очень пригодился, потому что достаточно долго актриса работала помощником режиссёра.
Особенная профессия
— У нас особенная актёрская профессия. Допустим, музыкант научился играть на скрипке, и на протяжении всей жизни он совершенствует своё мастерство. Для нас инструмент — кукла. И всякий раз в новой постановке приходится изучать новый «инструмент». Мы узнаём его возможности, чтобы понять, как лучше передать характер персонажа и донести его до зрителя. Важно, чтобы публика верила в происходящее на сцене и смотрела не на актёра, а на куклу. Это тем более важно теперь, когда в репертуаре появились не только ширмовые куклы, — размышляет Нина Павловна.
Выходя вместе с куклой на сцену, актёры ориентируются на партнёра, работают на него с полной самоотдачей.
— Без партнёрства в театре вообще никак. Оно достигается большим трудом на репетициях, где отрабатываются все нюансы. Наш легендарный Вадим Васильевич Жуков был просто влюблён в куклу. И эта любовь, оказавшись «заразной», передалась тем, кто пришёл в его труппу. Зарплата была копеечная, но мы работали не за деньги, — признаётся актриса.
Новая эпоха
С приходом в Липецкий кукольный театр заслуженного артиста России, режиссёра Олега Пономарёва началась другая эпоха. Вместе с Вадимом Васильевичем он восстановил множество спектаклей из прежнего репертуара и начал экспериментировать, создавая постановки для семейного просмотра. Новый режиссёр занялся и решением кадровой проблемы. На его просьбу откликнулись в Липецком областном колледже искусств имени К.Н. Игумнова, где по договору с областным управлением культуры и туризма выпустили два курса актёров-кукольников, которые пополнили труппу театра.
— Олег Витальевич — представитель другого поколения. Он открыл для себя театр кукол, имея приличный опыт работы на сцене, влюбился в него и остался надолго. К счастью, Вадим Васильевич успел поделиться с ним своими знаниями и опытом. Мир кукольного театра — это синтез разных искусств. Здесь можно поставить не только обычный спектакль, но и оперу, балет. С самого начала, погрузившись в мир кукол, Олег Витальевич вытягивал из нас актёрское мастерство. Для нас поначалу это было сложно. Но теперь в нашем репертуаре появились спектакли, где на первый план с куклами выходят и актёры, — делится Нина Павловна.
Надо сказать, что ветераны сцены охотно включились в эксперименты Олега Пономарёва.
— Мы очень благодарны новому режиссёру за то, что он активно вовлекает нас в творческий процесс. И молодёжь театру нужна. Вспоминаю, как я в своё время наблюдала за работой опытных актёров с куклой, ловила буквально каждое движение. Владимир Васильевич Тепляков, Виктор Митрофанович Проскуряков были для нас живым примером. Иногда Владимир Васильевич делал замечания очень жёстко. Они, может быть, казались обидными, но были полезными. А сегодня молодые учатся у нас. Ребята приходят с определённой базой, и мы готовы делиться с ними своими наработками. Преемственность поколений важна в театральном коллективе, как ни в каком другом, — заключает актриса.
В свой 70-й день рождения на сцене Липецкого театра кукол Нина Мирошниченко представила маму главного героя в спектакле «Женитьба Бальзаминова» по пьесе Александра Островского в постановке Олега Пономарёва.