Альгамра, Алькасар, Хиральда - звучит таинственно, загадочно...
Пока границы в некоторые экзотические страны на замке, покажу вам дом Краснодара, который своей архитектурной идеей родом оттуда. Это дом, построенный в мавританском стиле.
А что такое - мавританский стиль?
"Мавританский стиль" переживал трудное рождение, переосмысление и возрождение. В начале 8 века воинственные арабы образовали на территории Испании халифат, который к 13 веку сжался, как шагреневая кожа, до Гранадского Эмирата, а на исходе 14 века испанцы избавились и от этого осколочка чужой культуры.
В это время в Севилье были созданы башня Хиральда и Алькасар, а в Гранаде - дворцы Альгамбра и Хенералиф. Все они отражали исламские приемы строительства и так или иначе копировали стиль великих мавританских мечетей. После освобождения от иноземцев здания пытались оевропеить, добавляли в них элементы готики и ренессанса, - так и возник сборно-соляночный архитектурный стиль, включающий в себя элементы византийского, египетского, персидского и римского искусств - "мавританский". Иными словами, получился весьма эклектичный вариант восточной роскоши, соединенной с роскошью европейской. Интерьеры в экзотическом стиле стали называть "альгамбра".
Отчасти, этот стиль предвосхитил изящный, с округлостями и завитушками декоративный "ар-деко" 20-х гг., когда в моду вошли пёстрые орнаменты, восточные ароматы, роскошь и даже шик.
Иногда мавританский стиль называют «стилем сарацинов» (от лат. saraceni – античное прозвание жителей Аравии) и «стилем мореск» (от франц. moresque – мавританский).
Как принц Уэльский Фредерик по прозвищу Грифон почти вошел в историю мавританского стиля, да не успел
Испанцы стыдились следов мавританского завоевания, так что пальма первенства в создании стиля принадлежит англичанам.
Осознанно, как стиль, мореск появился в Англии в 1750 году, когда Фредерик, принц Уэльский поручил некому Иоганну Мютцу построить здание в "старинном мавританском вкусе". Примерно в эти годы были очень популярны гравюры Иоганна фон Эрлаха с изображением восточных строений. Выходили сборники гравюр, и они были нарасхват - так возник своего рода клуб гравюропутешествий.
- Сделай мне что-нибудь в этом стиле, - заказал принц, но вскоре умер. А грандиозная тщательная работа Мютца в виде планов, проектов, зарисовок осталась в бумагах. Жена принца, от души ненавидевшая его - и было за что, наняла архитектора сэра Уильяма Чемберса, вручила ему старые наработки и благословила на что-нибудь в восточном духе. Он создал интерьеры "альгамбра", построил парковые объекты - пагоды, мечеть - и все это было пёстрой смесью - арабских, турецких, персидских, сиамских, китайских и японских мотивов. Как ни странно, экзотическая эклектика понравилась.
Моду на восток перехватил Париж, за ним вся Франция. И вот уже в даже в провинции возникают сады с фонтанами в турецком вкусе, интерьеры с китайским акцентом и арабские бани. Мода была актуальной почти столетие!
Мода на пикантный вкус в интерьерах
Всякий приличный дом богатого человека середины 19 в. старался обустроить ванны в стиле восточного сераля. Начался бум заказов на картины с невольницами и гаремом. Художники, никогда не видевшие далекие страны, восполняли фантазией нехватку впечатлений. Многие зарабатывали изображением полураздетых, разморенных солнцем и банями красоток.
Когда же мавританский стиль пришел в Россию?
Как обычно, свою роль сыграли войны и возможность для людей всех сословий и достатка своими ногами протопать по чужой земле, своими глазами увидеть мир задолго до времени осваивания турецких курортов.
"Не нужен нам берег турецкий!" - могли бы спеть ветераны второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Отсылаю вас к "Турецкому гамбиту" Акунина.
Россия вступила в войну с целью освобождения православных славян от турецкого владычества. За этим последовало расширение территории независимой Сербии и получение независимости Болгарией. Русские войска принудили великолепно подготовленную турецкую армию Осман-паши в капитуляции в Плевне. От тех событий нам достались советские сигареты "Шипка", болгарское слово "братушки" да новая архитектура - парафраз на тему мечетей, куполов, арок, кружевного камня.
Образ мусульманской Турции начал мирную экспансию в дворянские дома. Признаком продвинутости стали курительные и кофейные комнаты в «восточном вкусе», вместо обычных ванн - хамамы с бассейнами, как на картинках с мавританскими сералями.
Десятилетие после русско-турецкой войны турецкий табак, кофе, орехи, табак, хлопок-сырец, шелк и шелковичный кокон, цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны), оливковое масло, необработанный металл, скот, воск, черный перец, сало, кожа были основными статьями импорта, и они принесли россиянам новый вкус . (Мы, кстати, тоже торговали с турками, поставляя им пшеничное зерно, нефтепродукты, муку, сахар, алкогольные напитки, баранье сало, кедровое масло, копченую рыбу, лен, древесину, цемент, стекло и фарфор, резиновую обувь и многое другое). Восток прочно входил в моду на еду, одежду, стиль интерьеров.
Дом дурака
В это время наследник богатейшей семьи Морозовых Арсений побывал в Португалии и увидела там дворец Пена, типичный образчик мавританского зодчества. Он вернулся домой, полный планов, и по возвращении в Москву на участке, подаренном ему матерью Варварой Алексеевной к 25-летию, затеял строительство замка в испано-мавританском стиле.
С архитектором Виктором Мазыриным он дружил и очень уважал его увлечение эзотерикой и востоком. На почве обожания таинственной ориенталистики они сошлись. В 1897 году Лида, старшая дочь архитектора Мазырина, заложила первый камень на месте мавританского дворца. Через два года москвичи увидели это:
Архитектор ориентировался на португальский образец, в чертах которого узнавались готические линии, стиль мануэлино, пропорции ренессанса. Получилась крепко замешенная на разнородных чертах эклектика, поэтому специалисты по архитекторе морозовский дом считают не мавританским, а псевдомавританским -"наш щенок похож немного на бульдога и на дога"...
Если снаружи дом еще как-то выдерживает мавританский стиль, то внутри архитектор "накрыл скатерть - самобранку": там все сразу - псевдоготика, ампир, барокко, китайская и арабская комнаты. Морозов поощрял, - давай, давай, делай позаковыристей, денег на все хватит!
Реакция москвичей на готовый дом была разной: от оторопи до восторгов. Мать Арсения, - о чем он сам признавался публично и не раз, - сказала строго: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». С нее недоброго слова, морозовский смелый особняк прозвали "домом дурака".
В романе «Воскресение» прошелся по новой постройке Лев Толстой, Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят нас».
Арсений умер молодым, в 35 лет. Он поспорил с приятелем, что благодаря эзотерическим техникам Мазырина научился управлять эмоциями и умеет подавлять боль. Приятель не поверил. Морозов выстрелил себе в ногу, началось заражение, и самый известный русский поклонник мавританского стиля скончался.
Могу предположить, что именно чудесный мавританский дом, который несколько лет был архитектурной сенсацией России, произвел особо впечатление на архитектора, построившего краснодарский мавританский особняк.