Найти в Дзене

Просто пленные или все же предатели?

Когда началась Великая Отечественная война, произошла страшная трагедия для миллионов советских красноармейцев и командиров-они массово попадали в плен. И этой трагедией цинично пользуются люди, которые обличают "ужасы совка". Ну еще бы, "у нас нет военнопленных, у нас есть изменники родины". "Люди, прошедшие все ужасы немецких концлагерей, попадали в советские концлагеря". Перечислять цитаты можно долго, но в целом, все сводится к следующему: люди подвергались репрессиям только за то, что попали в плен. Мало того, еще и их семьи репрессировали! Давайте посмотрим, откуда это пошло.

Власовская газета «Заря» №67 от 1944 года.
Власовская газета «Заря» №67 от 1944 года.

То есть, такую фразу вообще никто не говорил, кроме власовских (читай геббельсовских) "мастеров пера". Да и действия "карательных органов" сильно непохожи на поголовные репрессии предателей. Подавляющее число людей спокойно прошло фильтрационные лагеря, продолжало воевать или служить даже не в "штрафбатах". Но после войны, за красивое выражение ухватились бывшие союзники, скромно умалчивая, что его источник-это газета нацистских прихлебателей, как раз махровых изменников Родины, а не официальная позиция СССР. Бывших советских граждан активно запугивали репрессиями со стороны своего государства, понуждая отказываться от возвращения в СССР, активно используя эти факты уже в своей антисоветской пропаганде. Ну а еще задолго до развала СССР, пальму первенства по донесению мыслей Геббельса до советских людей, подхватили последователи Никиты Хрущева. Для "разоблачения культа" лучшего примера пожалуй и не найти. Что уж говорить о "свободных 90-х", когда помойная грязь на советское прошлое текла водопадами.

Как правило, такое скотское отношение СССР к военнопленным демонстрируется конкретными фамилиями, для достоверности. Обычно берутся материалы из статьи Лискина "Расстрелянные генералы", это генерал-майор П. Г. Понеделин, генерал-майор Н. К. Кириллов, генерал-лейтенант В. Я. Качалов. Примеры данных генералов характерны еще и тем, что их семьи были репрессированы. Естественно, подается это под соусом, что "так было со всеми". Ну, конечно, может и повезло кому-то, но не очень многим. И сразу перед глазами встает жуткая картина, как "спецпоезда НКВД везут миллионы членов семей врагов народа в ГУЛаг". Угу, во время войны. А после нее и миллионы самих "врагов". Точнее, картина-то видится донельзя абсурдной, но ее упорно пытаются нарисовать и втиснуть нам в головы.

генерал-майор Понеделин Павел Григорьевич
генерал-майор Понеделин Павел Григорьевич

А что было на самом деле? Начнем с Павла Григорьевича Понеделина и Кириллова Николая Кузьмича. Родился, воевал, служил, снова воевал. Понеделин арестован в 1937, после следствия освобожден, получил выговор. На войне с первых дней, командовал 12-й армией, попал в плен под Уманью. Вроде как его сделали "козлом отпущения" за Уманский котел. Давайте посмотрим. Его коллегу, генерала Музыченко, командира 6-й армии, почему-то никто предателем не называл, хотя он тоже попал в плен в том же котле. Да и последний пленный генерал этого котла, С. Я. Огурцов, тоже в предатели не записан, а вот такой же комкор Кириллов почему-то записан.

Вот оценка промежуточных действий генерала Понеделина штабом фронта 3 августа: "Группа Понеделина продолжает оставаться в прежнем положении, причем совершенно непонятна медлительность в выполнении неоднократного приказа о выводе его частей на р. Синюха… От Понеделина получена радиограмма панического содержания, что организованный выход из боя без уничтожения своей материальной части или без немедленной помощи извне якобы невозможен. Эта оценка положения Понеделиным неверна, и сплошного фронта нет. Имеются промежутки до 10 и более километров. Топтание на месте Понеделина другим иначе объяснено быть не может, как только растерянностью, нераспорядительностью, неэнергичностью".

А 7 августа, генерал Понеделин и генерал Кириллов попадают в плен. Заметим, как и другой командующий армией Музыченко, как и еще 3 комкора (Снегов, Соколов, Огурцов). А предатели только двое. Почему? Возможно дело в том, что они насильно фотографировались с немецкими офицерами и это широко использовала пропаганда? "Сотрудничество" налицо, как говорится. Обратимся к тем документам, о которых никто обычно не упоминает, это приговор послевоенного суда и записка реабилитационной комиссии. За что осуждены и расстреляны генералы? "Не проявили необходимой настойчивости и воли к победе, поддались панике и 7 августа 1941 года, нарушив воинскую присягу, изменили Родине: без сопротивления сдались в плен немцам и на допросах сообщили им сведения о составе армии и корпуса". Отягчающим для Понеделина стало наличие дневника с антисоветскими высказываниями. Я не знаю, но это же и есть измена Родине, разве нет?! Заметим, что суд вообще не принимал во внимание заочное обвинение 41-го, в материалах дела оно даже не фигурировало. Более того, суд установил, что ни на какое сотрудничество с немцами Кириллов и Понеделин не пошли, то есть в немецких фото разобрались, что их просто принудили и в вину это не поставили.

А теперь к реабилитационной справке. "Обвинение Понеделина и Кириллова основано на показаниях бывшего начальника штаба 12 армии Арушаняна Б. И., бывшего командира 99 стрелковой дивизии Опякина П. П. и бывшего командира 1 полка 99 стрелковой дивизии Жевнера Р. Ф.". Хм, так получается, что генералов обвинили по свидетельским показаниям, а не просто из чувства ненависти, по приказу Сталина! Тогда почему реабилитировали? "Показания Арушаняна, Опякина и Жевнера опровергаются показаниями..." и список свидетелей из допросов 1955 года. Интересно, что показания этих же людей об "антисоветской агитации" Понеделина тихонько слиты: "Отсутствие дневника, который, как показали Понеделин и Музыченко, был изъят немцами, не дает возможности оценить его содержание". Так генерала сугубо за дневник с крамольными мыслями прижали, выходит?! Но господа реабилитаторы тактично умолчали, что не за ведение "обличающего" дневника, а за постоянное чтение фраз оттуда другим военнопленным, что согласитесь-сильно иное! В 1955 году все свидетели откажутся от обвинений в том, что генералы плохо командовали. Раньше боялись палачей НКВД, естественно, оговорили. Остается только гадать, почему эти же свидетели из точно того же страха не обвинили остальных, точно таких же командармов и комкоров! Попавших в плен в это же время, в том же самом месте...

генерал-лейтенант В. Я. Качалов
генерал-лейтенант В. Я. Качалов

А теперь другая известная жертва, генерал-лейтенант В. Я. Качалов. Осужден вроде как без суда и следствия, на основании лживого доклада Мехлиса, а на самом деле-погиб в бою. Очень удивительно, что обстоятельства его гибели объявляются "невыясненными", но эти же самые обличители расстрелов тут же утверждают, что геройски пал в бою, а имя замарали. Так герой или невыяснено?! Что же мы читаем в обличении: "Формальным поводом для обвинения Качалова послужили показания, которые дали военному следователю 9 августа 1941 года...". Хм, так получается, что все же следствие велось?! И что показали свидетели? "Качалову были переданы две подобранные немецкие листовки. Их тогда сбрасывалось с самолетов во множестве. Генерал прочитал листовки и спросил: «Ну, кому надо?» Все промолчали. «Возьму себе, пригодится», – сказал он и спрятал листки в карман гимнастерки, а затем, в самый критический момент боя, уехал на танке в сторону противника". Бригадный комиссар Колесников позже говорил, что воспринял это, как шутку. Отличная генеральская шутка, нет слов! Правда, никто тогда не улыбнулся даже, но то такое.

Говорят, что лишь из-за этого, из-за невинной шутки, генерала и обвинили в добровольной сдаче. Но вот показания бывшего порученца командующего, Погребивского: "вечером 4 августа при беспорядочном отходе наших подразделений генерал Качалов у меня на глазах молча сел в командирский танк Т-34 и поехал в сторону занимаемой немцами деревни Ермолино". После этого, командующего никто не видел. Вот просто любопытно, на месте следователя, к каким выводам пришли бы вы?! Впоследствии, тело генерала было найдено в одном из подбитых танков. В справке по реабилитации указано: "заслуживающих доверия материалов, которые подтверждали бы, что Качалов совершил измену Родине, в МГБ СССР не имеется". Свидетели, надо полагать, доверия не заслужили. Неизвестно, может генерал от отчаяния хотел погибнуть в бою (версия, что хотел прорваться к отрезанному полку абсурдна, тогда надо было деревню объезжать), но показания свидетелей воспринимаются однозначно: подобрал немецкую листовку с призывом сдаться, сказал "авось мне пригодится" и молча поехал в сторону врага. Я может что-то не понимаю опять, но больше всего похоже, что это измена!

Нужно отметить, что помимо упомянутой статьи Лискина, есть еще одна похожая по содержанию статья в Военно-историческом журнале №10, за 1992 год. "Судьбы генеральские" Решина и Степанова. Рефрен статьи тот же, несчастных людей, переживших плен, просто взяли и расстреляли. Статья вполне научная, реальные данные из архивов. Но вот подача и комментарии прямо поражают, настолько они противоречат текстам из архивов. В плане того, что вроде этим генералам бы служить и воевать на благо Родины, а их вот арестовали и расстреляли, подонки. Из списка "жертв" одна зацепила сразу, генерал-майор В. В. Кирпичников. Единственный советский генерал, попавший в финский плен.

генерал-майор В. В. Кирпичников
генерал-майор В. В. Кирпичников

Личность поэтому довольно известная, но он так и не был реабилитирован. Почему же в списке "жертв"? В статье не указано, лишь написано, что данный генерал, командир 43-й сд, контуженным попал в плен, а затем отказался возглавить антисоветское движение среди военнопленных. Но почему-то арестован сталинскими палачами в 1944 году. Очевидно, что просто за плен. И все, жертва режима налицо! А что же такого совершил Кирпичников, в чем его обвинили? Ну, во-первых, данных о его контузии никаких не нашлось. Во-вторых, он выдал секретные сведения о своей дивизии, о положении и материальном обеспечении других наших войск, об организации боевых действий и тыла РККА. В-третьих, написал несколько статей в финскую прессу, о возможности государственного переворота в СССР, о популярности Белого движения и крайней непопулярности войны с Германией и Финляндией, об ужасах застенков НКВД и просто невероятно ужасном, скотском быте советских граждан, о царящей аморальности в советских семьях, общественных оргиях, инцестах и прочем. Вот такой прекрасный красный командир, жертва сталинизма!

Ну это все, понятное дело, из него "выбили костоломы". А как же иначе, ведь он "просто был в плену"?! Но вот данный генерал не признал добровольную сдачу и сотрудничество с врагом. Категорически! Ничего не знаю, был контужен, показания давал в бреду, писал заметки сам по себе заблуждаясь. Но паскудные следователи раскопали протокол финского допроса, где "в здравом уме и твердой памяти", и где записано, что именно сообщил. А потом добили показаниями свидетелей, где говорилось о том, что корреспондент приезжал в лагерь, генерал в отдельной комнате писал что-то, корзинкой печенья и шматком сала подъедался. Но и этому нашли оправдание в 90-х! Оказывается, он действительно, сведения секретные все же сообщил врагу, но далеко не все и вообще, они были уже неважные, а поэтому не совсем секретные. Да и статейки писал, ибо радел и переживал за простой народ. Ну да, про тот самый, который в СССР поголовно семьи обобществляет и этими семьями совокупляется. А за что расстреляли, оправдателям непонятно. Такой вот ярчайший пример, как и "истинной жертвы", так и попытки оправдания даже откровенного предательства.

И вот так получается, что в реальности генералов приговаривали не приказу Сталина, а за конкретные действия, направленные против своей страны в военное время. Вполне возможно, что за годы войны некоторые стали жертвами неразберихи, интриг или несправедливых обвинений. Можно допустить, что и в отношении этих генералов имелись трагические совпадения или недопонимание мотивов их поступков. Но вот даже по этим примерам видно, что никого просто так в "изменники Родины" не записывали, а очень тщательно разбирались. И приговоры выносились не с потолка, а сугубо на основе свидетельских показаний, документов и действующего законодательства. Подавляющее число солдат, офицеров и генералов, прошедших немецкий плен, были восстановлены в званиях и правах. Тех же, кого осудили, наказывали не за абстрактное "был в плену", а за вполне конкретные преступления, с этим пленом связанные, на вполне реальных основаниях.

Можно хоть как относиться к социализму или к СССР, но повторять слова и клише геббельсовской пропаганды в статьях, кинофильмах, публичных выступлениях руководства страны, это точно такое же предательство своей Родины, как нацепить белую повязку и требовать аусвайс у односельчан на перекрестке, да на партизан облавы устраивать! А потом, с петлей на шее, слезно вопрошать: "ЗА ЧТО, я же никого не убил"...