Найти в Дзене

ЛЮДИ, НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО! Только студетам МИП и только после...

Теория, методология и практика консультирования. МИП

Морозова Елена Анатольевна

Тема: Психологическое консультирование.

Московский институт психоанализа - МИП

Лекция 3. Техники консультирования.

  1. Коммуникационные техники
  2. Техника активного слушания
  3. Открытые и закрытые вопросы
  4. Молчание или пассивное слушание
  5. Передача содержания.
  6. Отражение чувств.
  7. Резюмирование содержания и чувств.
  8. Анализи решение клиентских запроссов и клиентаских случаев.

Этапы активного слушания

  1. молчаливое слушание и «да» реакция
  2. дословное повторение
  3. Уточнене (расскажите подробнее)
  4. Резюмирование: «Правильно ли я вас понял что...» основной смысл
  5. Развитие идеи: «Из того, что вы сказали следует...»

Основные требования к активному слушанию:

1. не перебивать

2. ждать ответ, не отвечать за него, паузы

3. визуальный контакт

4. Обратная связь: поддержка, кивки

5. разрешение на полный выплеск негативных чувств.

Приемы активного слушания:

  • Показать, что хотите услышать. Отложить все дела.
  • Глаза в глаза, на одному уровне, лицом к лицу.
  • Объединить смысл слов с чувствами.
  • Делать паузы, повторять основную мысль
  • Не перебивать, дожидаться ответа, не отвечать за него.
  • Визуальный контакт, подакивание
  • Не опровергать сразу услышанное, сначала дослушать и разобраться в мотивах.
  • Утвердительная форма, не вопрос (про чувства). Особенно детям.
  • Не вестись на агрессию, контейнировать, нивелировать ее терпением.

Открытые вопросы:

  • «Что?», «Каким образом?», «Зачем?», «Почему?»
  • «С чего бы вы хотели начать сегодня?»
  • «Не могли бы вы рассказать побольше?»
  • «Приведите, пример, пожалуйста». «Что вы делаете, когда подавлены?»
  • «Что вы чувствовали? А сейчас?»

Используются чтобы: начать беседу, уточнить подробности, плучтить примеры, лучше понять клиента и подтолкнуть его к рефлексии. Клиент может объяснить свое поведение логически и чувственно. Открытые вопросы помогают клиенту осуществить рефлексию.

Закрытые вопросы позволяют стабилизировать разговорчивого клиента и быстрому получению информацию. Закрытые вопросы возвращают клиенту отвественность и помогают направлять консультацию. Но они шаблонируют консультацию.

МОЛЧАНИЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Помогает передать ответственность за беседу клиенту. Помогает погрузиться в мысли. Это может говорить о растерянности или сопротивлении. Проработка мысли.

МОЛЧАНИЕ. Неудобство, тревога. Сопротивление, манипуляция консультантом. Взаимный тупик.

Вы хотите взять паузу? Вы молчите, потому что вас что-то беспокоит? Задавать конкретные вопросы.

Карл Роджерс. Пример работы с одинокой девушкой Джоан. «Вы не могли бы говорить за меня?» она молчала почти вес сеансы, но ей каким-то образом помогло. Она стала популярной.

Передача содержания: выделение сути. Служит трем целям: 1. показать клиенту, что вы рядом и стараетесь понять. 2. Прояснить то, что в коментариях клиента пока не понятно. 3. Проверить собственное восприятие рассказа клиента. Перефразирование, как более подробная техника применяется в начале и не стоит им злоупотреблять, чтобы не ходить по кругу.

Отражение чувств — это выделение эмоций скрыто и открыто присуствующих в рассказе: при пересказе смещать акцент на чувства. Важно не только то что говорит, но и то как.

Испытывать эти чувства одновременно — нормально.

  1. Злиться на то, что происходит в мире
  2. Гордиться собой и своими достижениями
  3. Стыд за что-то чего не знаешь
  4. Сомневаться по поводу того достаточно ли ты делаешь
  5. Надеяться, что мы сможем помочь друг другу
  6. Благодарность за то, что утебя есть
  7. Тревожиться за себя и своих близких

Резюмирование. Краткое повторение сути высказываний за определенное время. Итоговый смысл. Применяется: 1. в начале сесии, чтобы напомнить содержание предыдущей и направить новую... 2. Когда тема предъявлена длинно и хаотично. 3. Когда клиенту кажется что главное он сказал... 4. Когда план работы требует взаимной оценки и согласия, чтобы двигаться дальше. 5. В конце сессии, подвести итоги и чтоб не забыл важное.

Резюмирование чувств.

Важно отмечать наиважнейшие чувства, общий тон беседы. Консультант синтезирует эмоциональные аспекты опыта клиента. Отмечаль изменения чувств во время беседы и их непоследовательность, противоречивость и полярность.

Указания (правила), инструкция к упражнениям. Просим совершить мысленные или реальные действия.

Информативное сообщение (просветительская инфа). Высказывание мнения, сообщение полезной информации. Выводы консультанта, успокаивает или предупреждает об опасности.

Рассказ о своих чувствах и состояниях. Как пример для подражания для клиента.

Интерпретация — это процесс приписывания поведению значений, зависит от теоретической ориентации психолога. Толкование мыслей чувств и поведения клиента на основе определнной теории, объяснение причинных связей. Не стоит торопиться вначале надо много присоединения, потом все больше и больше фассилитации (влияния) через интерпретации. Если слишком рано — защитная реакция.

Понимающая психология Василюк. Психотехнические единицы (действия консультанта). Единицы отвечают разным уровням функционирования сознания.

Уровни: Рефлексия 5., сознавания 4., непосредственные 3., переживания 2. и бессознательное 1.

Каждому из этих уровней соотвествует психотерапевтический метод.

Выделены 4 базовые психотехнические единицы (действия), каждому из них соотвествует свой метод.

  • Рефлексия — маевика (философские умозаключения). Он чаще используется втерапии конструктов (Келли), норративной терапии (Брунер) или экзистенциальной терапии.
  • Сознавание — кларификация (разяснение). Применяется в повеенческих подходах.
  • Непосредственное переживание — эмпатия (отражение чувств). Применяется наиболее часто в гештальт подходе.
  • Бессознательное — интерпретация ( оюъяснения с точки зрения науки). Психоанализ и другие виды анализа.

Сравнительные характеристики психотехнических единиц (действий терапевта)

1. Предмет психотерапевтического понимания (ППП) - проблема клиента

2. Контекст осмысления сознания и поведения (КОСИП) - концепция терапевта, подход в котором он работает для объяснения проблемы

  1. Отношение к субъективности клиента (ОКСК) - как консультант воспринимает информацию от клиента
  2. Преобразующий процесс (ПП) - за счет чего будут изменения.

5. Ролевая позиция психотерапевта - как ведет себя консультант.

Бессознательное — интерпретация (психоанализ)

1. разрывы в понимании (ППП). проблема клиента

2. бессознательные динамические силы (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему

  1. недоверие и анализ (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента
  2. осознание (ПП) за счет чего будут изменения.
  3. «эксперт»(РПП) как ведет себя консультант.

Переживание — эмпатия (гештальт)

1. актуальное переживание (ППП) проблема клиента

2. внутренний аспект жизненного мира (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему

3. доверие и принятие (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента

4. непосредственное переживание (ПП) за счет чего будут изменения.

5. «сопереживающее зеркало» (РПП) как ведет себя консультант.

Сознание — кларификация (поведенческая терапия)

1.неточность субъективного образа ситуации (ППП) проблема клиента

  1. внешний аспект жизненного мира (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему
  2. допущение и коррекция (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента
  3. познание (ПП) за счет чего будут изменения.
  4. «методолог здравомыслия»(РПП) как ведет себя консультант.

Рефлексия — маевика (экзистенциальный анализ / терапия конструктов и др)

1.внутренние рассогласаования в самосознании(ППП) проблема клиента

  1. самосознание (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему
  2. проблематизация и провокация (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента
  3. самопознание (ПП) за счет чего будут изменения.
  4. «диалектик» (РПП) как ведет себя консультант.

Эмпатия. Структура эмпатической реплики включает в себя два основных элемента – оператор понимания и эмпатический знак. Оператор понимания («правильно ли я Вас понимаю», «так ли я понял» и т.п.) выполняет ряд важных функций, в частности, осуществляет такое ролевое структурирование терапевтических отношений, при котором терапевт занимает позицию «второго лица», сопереживающего слушателя, диалогического Ты, а клиент обретает достоинство диалогического Я и статус автора повествования (а не одного из прототипов или персонажей своего рассказа).

Эмпатический знак в целом призван стать означающим для непосредственного переживания клиента, являющегося по отношению к нему означаемым. Эмпатический знак включает в свою структуру следующие элементы: персону, модус переживания, переживаемое состояние, предмет переживания. ( ты (персона) сильно (модус) ненавидишь (переживание) маму ( предмет переживания)). Каждый из этих структурных элементов может варьироваться, чем достигается изменение целостного смысла эмпатического отклика. Главным элементом эмпатического знака является переживаемое состояние.

МОДУС (лат. modus – мера, способ, образ, вид) – философский термин, обозначающий случайное, несущественное свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, способ бытия, действия, переживания, мышления.

Кларификация: проясняющие реплики. Общая задача поясняющих реплик отображать не чувства по поводу ситуаций, а саму ситуацию и действия клиента в ней. При построении проясняющих реплик ударение делается или на действиях клиента или на описании ситуации.

Кларификация (прояснение). Общая задача проясняющих реплик в отличие от эмпатических – отображать не то, что клиент чувствует по поводу ситуации, а образ самой этой ситуации, включая действия клиента. Использование кларификации способствует привлечению когнитивных и отчасти волевых ресурсов для решения проблемы. Структура кларификации включает в себя оператор понимания и образ ситуации. Образ ситуации, в свою очередь, состоит из таких структурных элементов, как персона, модус действия, действие, предмет и обстоятельства действия. (Мама (персона) сильно ( модус) била ( действие) тебя, когда ты не учился ( обстоятельства)). При построении проясняющих реплик психологическое ударение делается либо на действии субъекта, либо на предметном описании ситуации. Каждый элемент проясняющей реплики может приобретать разные формы, но главные вариации – вариации предмета – разделяются на две категории: перцептивные и интеллектуальные. Примером перцептивного варьирования может служить трансформация описания ситуации по принципу «зума», по аналогии со сменой режима киносъемки «общий план – крупный план» (ср. Бьюдженталь, 2001). Примером интеллектуальных вариаций может служить изменение описания по параметру «абстрактное – конкретное».

Майефтика: акцент на убеждениях...

Майевтика. Майевтические реплики фокусируют внимание клиента не на его переживании, действиях или предметах, которые он описывает, а на внутренних аксиомах (убеждениях, предпосылках), которые субъективно предопределяют именно эти переживания, намерения или образы. Субъективные аксиомы, выявляемые майевтикой, не осознаются клиентом, но не потому, что являются бессознательными, а потому, что они слишком самоочевидны, чтобы быть замеченными. Структура майевтической реплики содержит в себе следующие элементы: оператор понимания – субъект (носитель убеждения) – модус убеждения – убеждение, которое, в свою очередь, включает в себя: персону – модальность – суждение. ( Правильно я понимаю, что ( оператор понимания) ты ( субъект, носитель убеждения) однозначно ( модус) считаешь, что детей бить нельзя (суждение). Функция майевтики состоит в стимуляции процесса рефлексии. Откликом клиента на майевтическую реплику может быть либо теперь уже осознанная солидарность со сформулированным убеждением, либо отказ от него, либо его уточнение, но в любом случае это потребует включения рефлексивного отношения к предпосылкам своих мыслей, действий и переживаний.

Интерпретация: по базовой логической стркутуре метод интерпретации состоит во введении феномена А в контекаст В предлагаемый терапевтом, в результате которого А получает объяснение и восстанавливает утраченый им смысл Х. Контекст берется из опыта клиента.

Интерпретация. Используется для объяснениея значимых элементов опыта, когда самому клиенту предстваляется иррациональными, не преднамеренными, но в то же время не случайными. В рамках понимающей терапии метод интерпретации используется редко, но это не значит, что интерпретации вовсе нет места в излагаемом подходе. Она вступает в игру, когда в ходе психотерапевтического процесса работа переживания подходит к внутренней необходимости объяснения значимых элементов опыта, которые самому клиенту представляются иррациональными и непреднамеренными, но в то же время неслучайными и причастными его воле. По базовой логической структуре метод интерпретации состоит во введении феномена A (это чаще всего симптом – нежелательное состояние или поведение пациента) в предлагаемый терапевтом контекст B, в результате которого А получает объяснение и восстанавливает утраченный им смысл X. (Мама била тебя (феномен А), чтобы избежать влечения к тебе (смысл). Контекст: эдипов комплекс). Особенность применения этой психотехнической единицы в понимающей психотерапии состоит в том, что интерпретативный контекст B берется не из априорного арсенала теоретических идей терапевта, а из опыта самого пациента, который уже стал предметом обсуждения в данном терапевтическом процессе.

Поведенческие компенсаторные стратегии:

Охранительное и избегающее поведение.

Охранительное:

  • поиск одобрения
  • поиск избыточной информации
  • поиск разубеждения
  • стремление все делать самостоятельно ( гиперконтроль)
  • реализация необдуманных решений.
  • черезмерная защита других, выполнение действий за них.

Избегающее:

  • избегание ситуации и информации о кризисе
  • прокрастинация
  • неполные обязательства (перекладывание ответственности за решение).

РАЗМЫШЛЕНИЯ КЛИЕНТА

Почему произошло? Что со мной не так? Почему это произошло?

КАК СТОИТ МЫСЛИТЬ

Что произошло? Что с этим делать?

Терапия ориентированная на решение— терапия в обход проблемы: поиск позитивных исключений, способа их расширить и ресурса для этого.

Немов Р.С. «Основы психологического консультирования. Тема 6.

Мой личный вывод: Так учить консультированию нельзя! Крик души.

Глубоко о психологии

Узнать об этой теме можно здесь