Теория, методология и практика консультирования. МИП
Морозова Елена Анатольевна
Тема: Психологическое консультирование.
Лекция 3. Техники консультирования.
- Коммуникационные техники
- Техника активного слушания
- Открытые и закрытые вопросы
- Молчание или пассивное слушание
- Передача содержания.
- Отражение чувств.
- Резюмирование содержания и чувств.
- Анализи решение клиентских запроссов и клиентаских случаев.
Этапы активного слушания
- молчаливое слушание и «да» реакция
- дословное повторение
- Уточнене (расскажите подробнее)
- Резюмирование: «Правильно ли я вас понял что...» основной смысл
- Развитие идеи: «Из того, что вы сказали следует...»
Основные требования к активному слушанию:
1. не перебивать
2. ждать ответ, не отвечать за него, паузы
3. визуальный контакт
4. Обратная связь: поддержка, кивки
5. разрешение на полный выплеск негативных чувств.
Приемы активного слушания:
- Показать, что хотите услышать. Отложить все дела.
- Глаза в глаза, на одному уровне, лицом к лицу.
- Объединить смысл слов с чувствами.
- Делать паузы, повторять основную мысль
- Не перебивать, дожидаться ответа, не отвечать за него.
- Визуальный контакт, подакивание
- Не опровергать сразу услышанное, сначала дослушать и разобраться в мотивах.
- Утвердительная форма, не вопрос (про чувства). Особенно детям.
- Не вестись на агрессию, контейнировать, нивелировать ее терпением.
Открытые вопросы:
- «Что?», «Каким образом?», «Зачем?», «Почему?»
- «С чего бы вы хотели начать сегодня?»
- «Не могли бы вы рассказать побольше?»
- «Приведите, пример, пожалуйста». «Что вы делаете, когда подавлены?»
- «Что вы чувствовали? А сейчас?»
Используются чтобы: начать беседу, уточнить подробности, плучтить примеры, лучше понять клиента и подтолкнуть его к рефлексии. Клиент может объяснить свое поведение логически и чувственно. Открытые вопросы помогают клиенту осуществить рефлексию.
Закрытые вопросы позволяют стабилизировать разговорчивого клиента и быстрому получению информацию. Закрытые вопросы возвращают клиенту отвественность и помогают направлять консультацию. Но они шаблонируют консультацию.
МОЛЧАНИЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Помогает передать ответственность за беседу клиенту. Помогает погрузиться в мысли. Это может говорить о растерянности или сопротивлении. Проработка мысли.
МОЛЧАНИЕ. Неудобство, тревога. Сопротивление, манипуляция консультантом. Взаимный тупик.
Вы хотите взять паузу? Вы молчите, потому что вас что-то беспокоит? Задавать конкретные вопросы.
Карл Роджерс. Пример работы с одинокой девушкой Джоан. «Вы не могли бы говорить за меня?» она молчала почти вес сеансы, но ей каким-то образом помогло. Она стала популярной.
Передача содержания: выделение сути. Служит трем целям: 1. показать клиенту, что вы рядом и стараетесь понять. 2. Прояснить то, что в коментариях клиента пока не понятно. 3. Проверить собственное восприятие рассказа клиента. Перефразирование, как более подробная техника применяется в начале и не стоит им злоупотреблять, чтобы не ходить по кругу.
Отражение чувств — это выделение эмоций скрыто и открыто присуствующих в рассказе: при пересказе смещать акцент на чувства. Важно не только то что говорит, но и то как.
Испытывать эти чувства одновременно — нормально.
- Злиться на то, что происходит в мире
- Гордиться собой и своими достижениями
- Стыд за что-то чего не знаешь
- Сомневаться по поводу того достаточно ли ты делаешь
- Надеяться, что мы сможем помочь друг другу
- Благодарность за то, что утебя есть
- Тревожиться за себя и своих близких
Резюмирование. Краткое повторение сути высказываний за определенное время. Итоговый смысл. Применяется: 1. в начале сесии, чтобы напомнить содержание предыдущей и направить новую... 2. Когда тема предъявлена длинно и хаотично. 3. Когда клиенту кажется что главное он сказал... 4. Когда план работы требует взаимной оценки и согласия, чтобы двигаться дальше. 5. В конце сессии, подвести итоги и чтоб не забыл важное.
Резюмирование чувств.
Важно отмечать наиважнейшие чувства, общий тон беседы. Консультант синтезирует эмоциональные аспекты опыта клиента. Отмечаль изменения чувств во время беседы и их непоследовательность, противоречивость и полярность.
Указания (правила), инструкция к упражнениям. Просим совершить мысленные или реальные действия.
Информативное сообщение (просветительская инфа). Высказывание мнения, сообщение полезной информации. Выводы консультанта, успокаивает или предупреждает об опасности.
Рассказ о своих чувствах и состояниях. Как пример для подражания для клиента.
Интерпретация — это процесс приписывания поведению значений, зависит от теоретической ориентации психолога. Толкование мыслей чувств и поведения клиента на основе определнной теории, объяснение причинных связей. Не стоит торопиться вначале надо много присоединения, потом все больше и больше фассилитации (влияния) через интерпретации. Если слишком рано — защитная реакция.
Понимающая психология Василюк. Психотехнические единицы (действия консультанта). Единицы отвечают разным уровням функционирования сознания.
Уровни: Рефлексия 5., сознавания 4., непосредственные 3., переживания 2. и бессознательное 1.
Каждому из этих уровней соотвествует психотерапевтический метод.
Выделены 4 базовые психотехнические единицы (действия), каждому из них соотвествует свой метод.
- Рефлексия — маевика (философские умозаключения). Он чаще используется втерапии конструктов (Келли), норративной терапии (Брунер) или экзистенциальной терапии.
- Сознавание — кларификация (разяснение). Применяется в повеенческих подходах.
- Непосредственное переживание — эмпатия (отражение чувств). Применяется наиболее часто в гештальт подходе.
- Бессознательное — интерпретация ( оюъяснения с точки зрения науки). Психоанализ и другие виды анализа.
Сравнительные характеристики психотехнических единиц (действий терапевта)
1. Предмет психотерапевтического понимания (ППП) - проблема клиента
2. Контекст осмысления сознания и поведения (КОСИП) - концепция терапевта, подход в котором он работает для объяснения проблемы
- Отношение к субъективности клиента (ОКСК) - как консультант воспринимает информацию от клиента
- Преобразующий процесс (ПП) - за счет чего будут изменения.
5. Ролевая позиция психотерапевта - как ведет себя консультант.
Бессознательное — интерпретация (психоанализ)
1. разрывы в понимании (ППП). проблема клиента
2. бессознательные динамические силы (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему
- недоверие и анализ (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента
- осознание (ПП) за счет чего будут изменения.
- «эксперт»(РПП) как ведет себя консультант.
Переживание — эмпатия (гештальт)
1. актуальное переживание (ППП) проблема клиента
2. внутренний аспект жизненного мира (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему
3. доверие и принятие (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента
4. непосредственное переживание (ПП) за счет чего будут изменения.
5. «сопереживающее зеркало» (РПП) как ведет себя консультант.
Сознание — кларификация (поведенческая терапия)
1.неточность субъективного образа ситуации (ППП) проблема клиента
- внешний аспект жизненного мира (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему
- допущение и коррекция (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента
- познание (ПП) за счет чего будут изменения.
- «методолог здравомыслия»(РПП) как ведет себя консультант.
Рефлексия — маевика (экзистенциальный анализ / терапия конструктов и др)
1.внутренние рассогласаования в самосознании(ППП) проблема клиента
- самосознание (КОСИП) через что терапевт объясняет проблему
- проблематизация и провокация (ОКСК) как консультант воспринимает информацию от клиента
- самопознание (ПП) за счет чего будут изменения.
- «диалектик» (РПП) как ведет себя консультант.
Эмпатия. Структура эмпатической реплики включает в себя два основных элемента – оператор понимания и эмпатический знак. Оператор понимания («правильно ли я Вас понимаю», «так ли я понял» и т.п.) выполняет ряд важных функций, в частности, осуществляет такое ролевое структурирование терапевтических отношений, при котором терапевт занимает позицию «второго лица», сопереживающего слушателя, диалогического Ты, а клиент обретает достоинство диалогического Я и статус автора повествования (а не одного из прототипов или персонажей своего рассказа).
Эмпатический знак в целом призван стать означающим для непосредственного переживания клиента, являющегося по отношению к нему означаемым. Эмпатический знак включает в свою структуру следующие элементы: персону, модус переживания, переживаемое состояние, предмет переживания. ( ты (персона) сильно (модус) ненавидишь (переживание) маму ( предмет переживания)). Каждый из этих структурных элементов может варьироваться, чем достигается изменение целостного смысла эмпатического отклика. Главным элементом эмпатического знака является переживаемое состояние.
МОДУС (лат. modus – мера, способ, образ, вид) – философский термин, обозначающий случайное, несущественное свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях, способ бытия, действия, переживания, мышления.
Кларификация: проясняющие реплики. Общая задача поясняющих реплик отображать не чувства по поводу ситуаций, а саму ситуацию и действия клиента в ней. При построении проясняющих реплик ударение делается или на действиях клиента или на описании ситуации.
Кларификация (прояснение). Общая задача проясняющих реплик в отличие от эмпатических – отображать не то, что клиент чувствует по поводу ситуации, а образ самой этой ситуации, включая действия клиента. Использование кларификации способствует привлечению когнитивных и отчасти волевых ресурсов для решения проблемы. Структура кларификации включает в себя оператор понимания и образ ситуации. Образ ситуации, в свою очередь, состоит из таких структурных элементов, как персона, модус действия, действие, предмет и обстоятельства действия. (Мама (персона) сильно ( модус) била ( действие) тебя, когда ты не учился ( обстоятельства)). При построении проясняющих реплик психологическое ударение делается либо на действии субъекта, либо на предметном описании ситуации. Каждый элемент проясняющей реплики может приобретать разные формы, но главные вариации – вариации предмета – разделяются на две категории: перцептивные и интеллектуальные. Примером перцептивного варьирования может служить трансформация описания ситуации по принципу «зума», по аналогии со сменой режима киносъемки «общий план – крупный план» (ср. Бьюдженталь, 2001). Примером интеллектуальных вариаций может служить изменение описания по параметру «абстрактное – конкретное».
Майефтика: акцент на убеждениях...
Майевтика. Майевтические реплики фокусируют внимание клиента не на его переживании, действиях или предметах, которые он описывает, а на внутренних аксиомах (убеждениях, предпосылках), которые субъективно предопределяют именно эти переживания, намерения или образы. Субъективные аксиомы, выявляемые майевтикой, не осознаются клиентом, но не потому, что являются бессознательными, а потому, что они слишком самоочевидны, чтобы быть замеченными. Структура майевтической реплики содержит в себе следующие элементы: оператор понимания – субъект (носитель убеждения) – модус убеждения – убеждение, которое, в свою очередь, включает в себя: персону – модальность – суждение. ( Правильно я понимаю, что ( оператор понимания) ты ( субъект, носитель убеждения) однозначно ( модус) считаешь, что детей бить нельзя (суждение). Функция майевтики состоит в стимуляции процесса рефлексии. Откликом клиента на майевтическую реплику может быть либо теперь уже осознанная солидарность со сформулированным убеждением, либо отказ от него, либо его уточнение, но в любом случае это потребует включения рефлексивного отношения к предпосылкам своих мыслей, действий и переживаний.
Интерпретация: по базовой логической стркутуре метод интерпретации состоит во введении феномена А в контекаст В предлагаемый терапевтом, в результате которого А получает объяснение и восстанавливает утраченый им смысл Х. Контекст берется из опыта клиента.
Интерпретация. Используется для объяснениея значимых элементов опыта, когда самому клиенту предстваляется иррациональными, не преднамеренными, но в то же время не случайными. В рамках понимающей терапии метод интерпретации используется редко, но это не значит, что интерпретации вовсе нет места в излагаемом подходе. Она вступает в игру, когда в ходе психотерапевтического процесса работа переживания подходит к внутренней необходимости объяснения значимых элементов опыта, которые самому клиенту представляются иррациональными и непреднамеренными, но в то же время неслучайными и причастными его воле. По базовой логической структуре метод интерпретации состоит во введении феномена A (это чаще всего симптом – нежелательное состояние или поведение пациента) в предлагаемый терапевтом контекст B, в результате которого А получает объяснение и восстанавливает утраченный им смысл X. (Мама била тебя (феномен А), чтобы избежать влечения к тебе (смысл). Контекст: эдипов комплекс). Особенность применения этой психотехнической единицы в понимающей психотерапии состоит в том, что интерпретативный контекст B берется не из априорного арсенала теоретических идей терапевта, а из опыта самого пациента, который уже стал предметом обсуждения в данном терапевтическом процессе.
Поведенческие компенсаторные стратегии:
Охранительное и избегающее поведение.
Охранительное:
- поиск одобрения
- поиск избыточной информации
- поиск разубеждения
- стремление все делать самостоятельно ( гиперконтроль)
- реализация необдуманных решений.
- черезмерная защита других, выполнение действий за них.
Избегающее:
- избегание ситуации и информации о кризисе
- прокрастинация
- неполные обязательства (перекладывание ответственности за решение).
РАЗМЫШЛЕНИЯ КЛИЕНТА
Почему произошло? Что со мной не так? Почему это произошло?
КАК СТОИТ МЫСЛИТЬ
Что произошло? Что с этим делать?
Терапия ориентированная на решение— терапия в обход проблемы: поиск позитивных исключений, способа их расширить и ресурса для этого.
Немов Р.С. «Основы психологического консультирования. Тема 6.
Мой личный вывод: Так учить консультированию нельзя! Крик души.