📍 Передо мной сидит прекрасная девушка*. Целеустремлённая, с развитым интеллектом, желанием расти профессионально и таким же желанием создать счастливую семью.
Она не совсем понимает, почему время от времени в жизни случаются приступы неуправляемого гнева на самые, казалось бы, безобидные ситуации.
Всё же можно решить спокойно, принимая несостыковки, расставляя приоритеты и глубинно принимая тот факт, что мы не можем да и не должны управлять событиями на сто процентов. Доля случая всегда была, есть и будет. И порой, только благодаря именно этому случаю, мы попадаем в измерение «чудесных встреч», «волшебных пенделей от жизни» и тех случайностей, которые отнюдь неслучайны.
Но нет. Даже при условии, что ум всё понимает, психика выдает гневную реакцию и ситуация переходит в стрессовую, агрессивную, угнетающую, а порой и разрушающую отношения.
📍 Откуда берётся гнев такого уровня?
📍 Почему бы не решить внештатную ситуацию штатным способом – проанализировать, найти новое решение и действовать?
📍 Зачем безвозвратно сливать такое количество энергии, если в итоге именно в этой последовательности и будет найдено решение?
📍 И главный вопрос – как прекратить эти внезапные вспышки гнева?
Ответ как всегда прост – это последствия из детства. Непроработанные модели реагирования, отсутствие значимой поддержки в сложных ситуациях, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка и слишком высокие, зашкаливающие, требования к себе.
Изучая семейную историю мы видим очевидные «сбои» в прохождении возрастных кризисных этапов личности. Именно они-то и оставили след комплексуальной реакции в психике:
▲ Третий ребёнок в семье, чьё рождение стояло под большим вопросом. Оставить ребёнка настояла бабушка мамы. Именно с ней впоследствии и складываются доверительные отношения. Но сам факт осознания, что в перинатальном периоде родители были против рождения ребёнка повлечёт за собой неизгладимый след – «меня не ждали».
▲ Воспитатели в садике позволяли себе поднимать голос и как ни странно, родители считали, что это один из методов «правильного» воспитания – «меня не защищали».
▲ В младшей школе учителя ругали за плохой почерк и невнимательность – «я плохая ученица».
▲ В старшей – за плохое поведение – «я отличаюсь от хороших».
▲ Отношения со сверстниками были скорее деструктивными, чем ресурсными – «я не такая как все».
▲ Агрессивное противостояние взрослым, саботаж, нарушение норм и правил, выход за рамки социальных стандартов.
▲ Первая любовь глубоко несчастная, травматичная, с сильным осадком в виде эмоционального фона в душе и теле. Первые признаки психосоматических процессов.
▲ Выбор профессии по настоянию родителей, опираясь исключительно на выгодность и востребованность на рынке труда.
▲ Первая работа без баланса «отдавать/брать», первое профессиональное истощение, первые признаки модели «дом-работа, работа-дом».
Как результат мы наблюдаем часто повторяющиеся головные боли, конфликты с окружающими, «потеря себя в пространстве», чёткое понимание, что самостоятельного решения не приходит. На горизонте неявным сигналом мелькают мысли об антидепрессантах.
Когда мы видим историю, в которой одно за другим мелькают травматичные события и нет понимания, где брать ресурс, психика учится адаптироваться к тому, что есть. В итоге процесс социализации проходит плюс-минус успешно, но вот что происходит с внутренним миром знает только сам человек. Каждый из нас сталкивался со случаем, когда надо «держать лицо» даже в минуты невыносимой экзистенциальной тоски.
Анализируя периоды возрастных кризисов, можно невооружённым взглядом увидеть, где и что пошло не так:
1 Кризисная стадия – период младенчества. Именно в ней маленький человечек чувствует, насколько «мир любит его и принимает», а главное – обеспечивает надёжную базовую защиту. При успешном прохождении кризиса младенец приобретает базальное доверие к жизни, оптимизм, стремление жить. При искажённом – всё с точностью до наоборот.
2 Кризисная стадия проходит до 3 лет. На этом этапе важно дать ребёнку возможность проявить автономность, самостоятельность, волевые качества. Если в этом возрасте ребёнок подвержен насилию и находится под агрессивным поведением значимого взрослого, то ни о каком гармоничном прохождении кризисного периода говорить не приходится. В этом случае происходит фиксация зависимости от других, формирование чувства стыда и сомнений в собственных силах.
3 Кризисная стадия до 6 лет. В этом возрасте важно поддерживать инициативность, целеустремлённость, активную жизненную позицию, предприимчивость и самостоятельность. Если эти навыки не развиваются, то кризис фиксирует пассивность, подражание другим, чувство вины за свою уникальность и отличительные черты личности.
4 Кризисный этап наступает до 11 лет. В этот период происходит фиксация уверенности в своих силах, доверие своему выбору и развитие личных компетенций. В противном случае верными спутниками станут чувство неполноценности – «я не такая» и как следствие, неверие в себя, свои возможности.
5 Кризис – до 20 лет. Стадия наработки обширных коммуникативных контактов – верность своему выбору при взаимодействии с другими, цельная форма эгоидентичности, признание себя социально-значимым окружением. В негативном сценарии личность замыкается и всё больше стремиться к одиночеству, повышается общий уровень тревоги, инфантильный подход к сложным ситуациям становится некой формой защитной реакции, потеря себя, фрустрация своего «Я».
Базовые кризисные возрастные этапы имеют большое влияние на дальнейшее развитие личностных особенностей человека.
В случае с нашей героиней приходит понимание, что вспышки гнева не такие уж и беспочвенные, а скорее наоборот. У них есть очень понятная причина. Непроработанные болевые точки в период взросления накладывались на юную психику тяжким грузом одно за другим, и вместо развития позитивного сценария, события фиксировались в негативном ключе.
📍 Для того, чтобы научиться совершать рациональный выбор и выработать новую модель реагирования на события, необходимо вспомнить, проработать, простить и отпустить каждый случай, который так или иначе травмировал детскую психику, особенно на границах перехода одного этапа в другой. Другими словами – мысленно вернуться на каждый жизненный этап возрастного кризиса, восстановить в памяти и проплакать невыплаканные слёзы, проговорить вслух скопившиеся обиды, экологично прожить и отпустить всю боль и горечь тяжелых воспоминаний. Позволить себе «разгрузить контейнер из прошлого» состоящий из деструктивной энергии. Трансформировать боль в личный ресурс.
Как только большая внутренняя работа будет проделана, события текущего дня перестанут доставлять «столько боли», сознание расширится, вспышки гнева уйдут безвозвратно, вместо травмирующих событий придёт «опыт» и сильные качества личности обретут целостность.
И это уже совсем другая история.
*собирательный образ, построенный на жизненных ситуациях
Практическая психология