Управляющий новым воронежским гастробаром «Крестный отец» Игорь Колосов обратился в редакцию «Абирега» и рассказал, что компания Restorator Projects Олега Елютина якобы украла его идею формата заведения, в котором блюда продаются по себестоимости.
Напомним, что 13 декабря Restorator Projects запустил в техническом режиме новый ресторан Real Cost. Заведение позиционирует себя как «первый ресторан в формате «цены по себестоимости». Для того чтобы попасть в заведение, гостю необходимо приобрести специальное право, цена которого будет варьироваться от 100 до 500 рублей в зависимости от дня недели, а также от времени посещения ресторана. А далее посетитель сможет насладиться блюдами в ресторане по сниженным ценам, то есть по их себестоимости.
Как рассказывает господин Колосов, Restorator Projects «подсмотрел» такой формат именно у «Крестного отца», который открыл свои двери для гостей гораздо раньше, чем Real Cost. Первый рабочий день гастробара состоялся 28 ноября, соответственно, и реклама об открытии ресторана появилась в ноябре. Однако, по словам управляющего, «Крестный отец» также не является первым заведением в Воронеже, который запустил формат цен по себестоимости.
«У нас был еще ресторан китайской кухни TTF на левом берегу, который тоже запускал я. Но там этот формат не прижился, и мы его забраковали, хотя людей в ресторане всегда было много. А в «Крестном отце», где мы готовим итальянскую кухню, мы его всё-таки запустили, вывели контекстную рекламу, купили баннеры, повесили на улицу. Мы решили, что формат true cost очень хорошо подойдет именно для итальянской кухни. Это самая популярная кухня во всем мире, она всем понятна.
Также наше заведение – это первый в Европе мафиозный гастробар, который себя позиционирует как место для проведения «мафиозных переговоров». Напомню, что мафия была очень щедрая и добрая. А потому мы решили, что люди, приходя в наше заведение, могут прийти, оставить как можно меньше денег в плане потребления еды и порадовать себя. Ведь у нас есть позиции, которые в нашем заведении могут стоить 300 рублей, а в других – гораздо дороже», – рассказывает господин Колосов.
«Абирег» решил проверить соцсети гастробара и удостоверился в том, что реклама гастробара была действительно запущена еще в ноябре. Однако интересным оказался тот факт, что изначально «Крестный отец» открыто не позиционировал себя как заведение с форматом «цен по себестоимости». Первое упоминание об этом появилось лишь 4 декабря. Как следует из поста «ВКонтакте», у гастробара появилось специальное предложение – с 12:00 до 17:00 заведение предлагает своим гостям блюда кухни по себестоимости.
Тем временем Restorator Projects анонсировал появление ресторана «с разнообразным выбором блюд по честным ценам» 5 декабря. И только 12 декабря было объявлено, что заведение будет работать в формате «цен по себестоимости».
Также господин Колосов рассказал журналисту «Абирега», почему он считает, что его идею «увела» команда Restorator Projects. «Мы находимся в центре Воронежа (улица Пушкинская, 2), и как минимум в радиусе 100 м от нас 3-4 заведения Restorator Projects. Не удивительно, что любой сотрудник этой компании, будь то директор, управляющий или маркетолог, мог нас заметить либо на постере, либо в рекламе «ВКонтакте». Мы использовали огромные медиаресурсы, например паблик «Типичный Воронеж». Также я лично видел в нашем заведении одного человека из команды Restorator Projects. И, таким образом, нашу идею подсмотрели.
Вообще общепит в плане людей в Воронеже очень узкий. Особенно, если мы говорим про верхушку, там все друг друга знают в лицо. Плюс я сам имел опыт работы в Restorator Projects, хоть и не долгий. А потому я могу сделать вывод, основываясь на некоторых дополнительных инсайдах оттуда, что у нас формат подсмотрели. Я знаю, что до начала декабря такой формат у них даже не обговаривался и не планировался. Просто они пришли к нам в обычный будний день, увидели, что у нас большая часть зала заполнена и у нас ценник меньше, чем у конкурентов», – заявил господин Колосов.
Стоит отметить, что у «Крестного отца» и Real Cost форматы отличаются. Так, в гастробаре не продаются билеты на использование специальных цен на входе, в отличие от ресторана. Помимо этого, в «Крестном отце» специальные цены распространяются лишь на кухню, на бар – нет, в то время как в ресторане Restorator Projects спеццены затрагивают все позиции в заведении.
«Абирег» обратился в Restorator Projects, чтобы узнать мнение компании по этому поводу. Однако там не стали комментировать ситуацию, сославшись на то, что здесь «нечего комментировать».
Помимо этого, «Абирег» также поговорил с экспертом в ресторанной сфере и владельцем «Гармошки» Николаем Шалыгиным, чтобы узнать, действительно ли эти два заведения работают в формате «цен по себестоимости», и понять, как на самом деле должно работать заведение такого формата.
«Этому формату в рамках мировой гастрономии уже почти 20 лет. А в России первая подобная сеть появилась в Москве 5 лет назад. Об открытии заведения такого формата в Воронеже в Restorator Projects задумывались уже давно, насколько я знаю, потому что этот концепт новый и интересный для гостей. В чем он заключается? При входе в заведение вы платите какую-то фиксированную сумму, которая разнится от времени (дневная и вечерняя плата) и дня недели (будни и выходные). За это вы получаете блюда по «себестоимости».
Но если вы посмотрите и оцените стоимость блюд и напитков в ресторане Real Cost, который, к счастью, пользуется популярностью – там полная посадка, – то там нет цен по стоимости продуктов или по так называемому фуд-косту. А напитки подаются по нормальной цене.
В целом могу сказать, что это хороший, вкусный проект, там действительно неплохие блюда, очень много нетривиальных вещей из морепродуктов. Но повторюсь, это не блюда по себестоимости продуктов. Это просто более доступная цена, очень хорошая скидка в ресторане», – считает господин Шалыгин.
При этом Николай Шалыгин считает, что сравнивать эти два заведения никак нельзя. «Крестный отец» только-только открылся, это, как я понял, репозиционирование другого проекта, который был на этом месте. Поэтому эти два заведения сравнивать нельзя. Restorator Projects вложил несоизмеримо больше денег для открытия своей концепции, здесь требовалась более серьезная подготовка, а ассортимент блюд вызывает большое уважение. К тому же, как я отмечал, планы у них по открытию подобного ресторана, насколько я помню, были уже давно. Поэтому говорить о том, что Restorator позаимствовал идею у «Крестного отца» – это немного наивно», – отметил господин Шалыгин.
Отдельно эксперт высказался и о концепции «себестоимости» в Real Cost. «Вопрос в том, какой подход коллеги для себя избрали. Если они закладывают в себестоимость блюд кроме продуктов стоимость аренды, логистики и оплаты труда, тогда это может быть реальная себестоимость. Но ведь гости размышляют и надеются на то, что блюда будут подаваться по стоимости продуктов. Хотя привыкнут, конечно, и всё будет хорошо», – считает ресторатор.
Стоит отметить, что цены в этих ресторанах действительно сильно отличаются. Так, например, брускетта с крабом (145 гр.) в «Крестном отце» стоит 350 рублей, а в ресторане такая же брускетта, но уже весом в 190 гр. стоит 265 рублей. Паста «Карбонара» (380 гр.) в гастробаре оценивается в 420 рублей, а в Real Cost 250 гр. такой пасты стоит 289 рублей.