Найти тему
Рыжий Библиотекарь

Заглянуть под маску

Оглавление

Естественно, речь в статье пойдёт не о визите к психоаналитику. Её цель — обзор настольной ролевой игры Persona: the Tabletop RPG от Джеймса Остина и Шимуса Харви, основой для которой стала серия одноимённых видеоигр в жанре JRPG от компании Atlus.

Маски и тени

Несомненной фишкой мегафраншизы является сюжет, основанный на теории личности Карла Юнга, в которой есть такие понятия, как персона и тень. Персона — это маска, которую человек надевает, чтобы показать обществу своё хорошее «я». Тень, соответственно, — то, что скрывается от любопытных глаз и подавляется личностью. Если человек стоит лицом к солнцу, тень находится позади него. Но как только он повернётся к источнику света ж... спиной, как тень немедленно выходит на передний план, на всеобщее обозрение, а вместе с ней — все низменные желания и негативные черты.

Таким образом, юнговская теория личности в Shin Megami Tensei: Persona стала оригинальным способом ухода от фэнтези, а разработчикам удалось создать вселенную, где центральное место занял персонаж, вынужденный решать конфликты, навязанные ему обществом. Основные события происходят в Японии — стране, для которой стремление не потерять лицо возведено в абсолют. Тут каждый должен соответствовать общественным стандартам: для этого устраивают социальные флешмобы, например не надевать зимние шапки, пока директор школы не отдаст распоряжение. Чего только стоит единый образец бэнто (ланч-боксов), к которому еженедельно прилагается макет укладки и оформления школьных завтраков, или правило для блондинов, обязывающее их красить волосы в чёрный цвет!

Неудивительно, что действующие лица оригинальной Persona — это, как правило, подростки, ученики старших классов, которые стремятся разрушить устои общества:  ведь самые острые конфликты происходят в школе.

Создатели НРИ Persona не настаивают на конкретном сеттинге, полагаясь в этом смысле на выбор игроков и ведущего. Не хотите играть школьников — не надо, не нравится японский город — пожалуйста, перенесите место действия куда захочет левая нога. Давление общества есть везде, а значит, будет и недовольство, необходимое для развития сюжета.

Игровая вселенная состоит из двух миров: мира физического, в котором люди ходят в школу и на работу, сдают экзамены, занимаются спортом, перекусывают в раменной, и мира ментального, где происходят мистические бои с тенями, переговоры с побеждённым противником, создание и развитие персон. И здесь же обитают чудовища.

Персоны и тени воплощают образы мифических героев и злодеев, персонажей  классической литературы, исторических личностей. У одной героини из 5-й части персона выглядела как мотоцикл с человеческим лицом. Ограничить игрока может только его собственная фантазия.

Миры связаны между собой, и действия персонажей в одном из них имеют последствия для другого. Увеличивая количество социальных взаимодействий в физическом мире, персонаж усиливает маску в ментальном. Но попасть в это пространство может только тот, кто научился призывать персону.

И здесь фанатская настольная ролевая игра не заламывает ведущему руки: вы вольны на своё усмотрение выбрать любой из методов, предложенных мегафраншизой Shin Megami Tensei: Persona.

-2

Как это играется

RPG Persona — это хак на Apocalypse World. В основе проверки лежит бросок 2d6, к которому прибавляется значение соответствующей характеристики:

  • <6: попытка не увенчалась успехом и влечёт за собой неприятные последствия;
  • 7–9: действие выполнено, но есть и негативные последствия;
  • 10+: всё удалось, как и было задумано.

Персонаж имеет физическое воплощение и маску. Чтобы создать первое, необходимо распределить заданные параметры по характеристикам: атлетике, мастерству, храбрости, знанию и шарму. Характеристики маски зависят от выбранного архетипа — их в игре 20, в соответствии с количеством старших арканов в картах Таро.

И — ура! — архетип больше не рамка, в которую втискивается персонаж, а дополнение к основной концепции, в отличие от многих настольных ролевых игр, в которых класс определяет отыгрыш. По мере развития сюжета персонаж приобретает способности, пригодные для обоих миров, полезные как в боевых, так и в социальных сценах.

Например, у аркана «Дурак / Глупец» есть ход «Новичкам везет», который повышает шансы успеха, если персонаж совершает действие впервые. Аркан «Маг» располагает ходом «Манифестация», при помощи которого персонаж один раз в сутки может материализовать объект, размером и сложностью не превышающий бытовой тостер.

Такие плюшки открывают для игрока возможность сделать нестандартную заявку, что добавляет интереса и больше вовлекает участников в игру.

В Persona PbtA нарративные механики движка сочетаются с авторской выверенной системой правил.

Кроме того, разработчики подготовили два набора правил для боевых сцен:

  • Классическая PbtA-боёвка: монстры делают ход, если герой провалил проверку.
  • Тактическая боёвка с инициативой, раундами и механиками, перенесёнными из оригинальной видеоигры. Например, если герой нанёс противнику урон, к которому тот особенно уязвим, играющий его роль участник может сделать ещё один ход. Также игрок может передать право хода союзнику, который ещё не успел подействовать. И тогда последний получает дополнительный ход и преимущество.

Одна из сильных сторон тактического боя — переговоры с противником, которые позволяют персонажам получить от побеждённых монстров выкуп (предметы или деньги) или убедить их стать своими персонами.

Энергия целевой аудитории для Persona RPG

Persona RPG, созданная для поклонников франшизы Shin Megami Tensei: Persona, с большой вероятностью заинтересует ценителей мистики, триллеров и детективов. Немаловажен тот факт, что автор игры уделяет внимание не только сражениям, но и повседневной жизни героев. Эта игра — некоммерческий фанатский проект, что добавляет ей уникальности.

До Persona RPG система правил PbtA лично мне виделась хорошим инструментом для создания ярких игр на одну встречу, но по мере ознакомления мне стало понятно, каким образом запустить на этом движке кампанию.

*****

Автор текста — Марк Полохов.

Рыжий Библиотекарь может быть не согласен с позицией, выбором лексики и подбором аргументов автора, но уважает его свободу.

Хочешь быть в курсе всех новостей о настольных ролевых играх и не пропускать интересные новинки? Подписывайся на Рыжего Библиотекаря в ВК и «Телеграме»!