Найти тему
Промышленный турист

«Боже, какой же он маленький!» Про истребитель Миг 15 УТИ ✈️🙌👍

В продолжение репортажа с места гибели Ю.А. Гагарина.

Сегодня будем изучать "матчасть".

МиГ15 УТИ
МиГ15 УТИ

"Боже, какой же он маленький!" - было первой мой мыслью, когда я подошёл поближе. Ведь действительно, МиГ 15, даже в сравнении с МиГом 29,

МиГ 29
МиГ 29

это как "Ока" по сравнению с УАЗом Патриотом, например.

Но эмоции в строну. Мы изучаем МиГ 15 УТИ.

И начнём с его базы, истребителя Миг 15.

А создан он был в сороковых годах прошлого века. В конце 1946 года... Вы вдумайтесь! Всего через год с небольшим, после окончания ВОВ!

В конце 1946 года, КБ Микояна получило задание создать фронтовой истребитель с герметичной кабиной, способный вести активный воздушный бой с истребителями и бомбардировщиками противника, отражать воздушные налёты, совершать удары по наземным целям, вести разведку и контроль за боевыми действиями.

-3

Параллельно, подобное ТЗ получило и КБ Яковлева. Разрабатываемые изделия получили обозначения И-310 - у Микояна, и "168" - у Яковлева.

Были проблемы с двигателями (их просто не было). Закупались двигатели Nene у компании Rolls-Roycе....

В итоге, первый МиГ 15 поднялся в воздух 30 декабря 1947 года. А уже в 1949 году, был принят в эксплуатацию. Кстати с двигателем РД-45Ф с центробежным компрессором, максимальной тягой 2270 кгс, который являлся полной копией Nene, купить лицензию на который Советский Союз... Скажем так: забыл.

В итоге появился на свет замечательный для своего времени истребитель.

Он оказался самым массовым в истории (было выпущено более 15000 машин), помимо СССР, выпускался в Польше, Чехословакии и Китае. Успел изрядно потрепать нервы НАТО (по их классификации Fagot). В процессе выпуска менялись двигатели, вооружение, ставились различные радары и прочие системы. Состоял на вооружении более 20 стран. Имел кучу модификаций. Был снят с производства в 1959 году. Но, нас таки интересует модификация УТИ.

-4

Времена создания МиГ 15, совпали со временем перехода боевой авиации на реактивную тягу. Было понятно, что новым лётчикам надо на чём то учиться летать, да и "бывалым" летунам, летавшим на машинах с поршневыми моторами, не помешало бы переучиться. И вот, в ноябре 1948 года, ГК НИИ ВВС, озадачил КБ Микояна созданием учебно-тренировочного самолёта на базе МиГ 15. И уже 27 февраля 1949 года А. И. Микоян, утвердил эскизный проект МиГ-15УТИ. А 23 мая 1949 года первый МиГ 15 УТИ, поднялся в воздух.

-5

4 августа 1950 года после испытаний и ряда доработок, самолёт был поставлен на производство и выпускался на авиазаводе №1 в Куйбышеве, № 135 в Харькове, №153 в Новосибирске, и №99 в Улан-Удэ, вплоть до 1959 года.

Создать второе место в кабине, с полностью дублированными органами управления и приборами, удалось за счёт уменьшения фюзеляжного бака. Упала дальность полёта: до 950 км , против 1335 у МиГ 15 (без доп.баков).

Из особенностей, хочу подчеркнуть систему катапультирования из модификации УТИ. Оба кресла, пилота и инструктора, оснащались полным набором оборудования для катапультирования. Но, катапультирование было возможно только в последовательности: сначала инструктор, потом пилот.

Крыльевое крепление баков, или вооружения
Крыльевое крепление баков, или вооружения

Ещё про катапультирование. УТИ МиГ-15ЛЛ «СТ-10» Являлся летающей испытательной лабораторией для катапультных кресел. Испытательное катапультирование манекена а потом и испытателя, происходило из задней кабины с места инструктора. В 1956 году, по результатам испытаний были внесены значительные изменение и доработки в устройства катапульт.

-7

МиГ 15УТИ, имел ещё множество модификаций, и использовался как для "обкатки" нового оборудования, так и для обучения работе на этом оборудовании лётного состава.

-8

Вот в общем то и всё, что можно кратко рассказать о МиГ 15 УТИ.

Ну и конкретный борт, на котором отправились в свой последний полёт Гагарин Ю.А. и Серёгин В.С. МиГ-15УТИ № 612739, был выпущен 19 марта 1956 года чехословацким заводом «Аэро Восходы» . После выпуска прошёл два ремонта: первый — 13 июля 1962 года, второй — 30 марта 1967 года. Двигатель РД 45ФА № 84445А, изготовленный 25 декабря 1954 года с установленным межремонтным ресурсом 100 часов, прошёл четыре ремонта (в 1957, 1959, 1964 и 1967 годах). После последнего ремонта двигатель наработал 66 часов 51 минуту.....

-9

И, как всегда, в конце поста вопрос: Кто знает, почему на передней стойке шасси на колесе протектор есть, а на задних - колёса полностью "лысые"? Это так на конкретном экземпляре, или же в этом есть какой то смысл?

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал.