Помню, раньше я шла к людям с целью получить ответы. Расскажите мне, как правильно? Расскажите, что бы вы делали? Понятное дело, это происходило, потому что у меня не было опоры на себя. Не было знания себя. Казалось, что другие-то точно разобрались. Ходишь к другим, чтобы тебе рассказали, как жить эту жизнь. Может быть, если я применю этот совет, то будет мне счастье? Помню, я и к первому своему психологу пошла примерно с таким же намерением. Естественно, тогда я этого не осознавала, но намерение было такое - понять, как правильно жить эту жизнь. Расскажите мне. Например, расскажите мне, где та точка, когда надо уже уходить от человека, а когда нет. Или как понять, что на работе уже выгорел и надо бросать, а когда - это естественные трудности в любой карьере. Дайте мне шкалу, говорила я, по которой я смогу измерить. Чего это мой психолог улыбается, думала я. Сейчас уже сама улыбаюсь, когда слышу подобное. Потому что мне понятна трудность, и понятно, что ответов нет. Помню, в то время я обожала журнал Esquire, где выходили статьи с названием «Правила жизни от…», и дальше разворот про какого-то известного человека, который перечислял свои правила жизни.
Мне так нравится, что терапия отвечает на этот вопрос очень красиво. Она одновременно выполняет этот запрос, но не напрямую, а заходит с изнанки. Нельзя получить на терапии список правил жизни. Но можно исследовать, какие правила в текущем отрезке жизни у меня самой. Что мне подходит, а что нет, какая я, что я люблю, что мне не нравится, от чего я чувствую себя живой, а что меня умерщвляет. И прочие штуки. И когда это исследование разворачивается, то вопрос «как правильно жить эту жизнь» отпадает сам собой. Потому что нет никаких «правильно». Нет никаких взрослых, которым виднее. Нет никаких правил, которые можно выполнять, и они гарантируют счастливую жизнь. И что как будто если быть достаточно хорошей, то будет счастье. В этой позиции я - ребёнок, а мир - родитель, который поощряет за хорошее поведение и наказывает за самоволие. Но это не так.
Сейчас хожу к людям посидеть рядом, погреться. Поделиться чем-то своим. Послушать историю другого. Не просить советов, потому что жить эту жизнь мне, каким бы мудрым ни был совет. Не давать советов, из уважения к пути, который проходит человек, с какими кризисами он сталкивается, как в них растёт. Хотя иногда и совет подойдет, только обходиться с ним все равно придётся самостоятельно. Остается только побыть рядом, соприкоснуться чем-то человеческим и пойти дальше. Как будто ничего, кроме этой встречи, больше и не нужно. Это так легко и так сложно, и так дорого. Да и не со всеми получится, что уж там. Многие хотят научить, вылечить, рассказать, как правильно.
Как ни странно, это придает спокойствия. Осознание, что никто не поймет тебя до конца, никто не проживет эту жизнь вместо тебя и не умрет вместо тебя, никто не примет верные решения за тебя, никто не расскажет, как правильно жить - успокаивает и снижает ожидания. Осознав это ограничение, можно тогда идти к людям и просить то, что они правда могут дать - побыть рядом, послушать, «подарить присутствие», как сказала Вера Полозкова.
Тогда и теплее становится, когда перестаешь биться в попытках получить от людей то, чего у них нет - ответов на твои вопросы. Ответы на свои вопросы придется искать самому. Что-то внутри нас так и просится, чтобы повзрослеть и вырасти из детского мира, в котором есть надежда на большого взрослого, которому виднее.
—
Александра Кожехова, психолог