Первая игра на основе правил «Сыщик» появилась в 2006 году. За минувшие с тех пор 16 лет система успела обрасти множеством дополнений и десятком новых игр: от шпионского триллера до героического фэнтези. С ходу разобраться во всём этом многообразии не так-то просто, поэтому я написал небольшой путеводитель для тех, кто только открывает для себя «Сыщика».
Пара небольших оговорок, прежде чем начать:
- Для каждого проекта я привёл краткое описание и список ключевых изменений в правилах. Тем не менее полноценного обзора это не заменит.
- Русскоязычные варианты названий приведены только для тех игр, которые официально публиковались на русском языке.
- В список попали только относительно крупные проекты от издательств Pelgrane Press, Evil Hut, The Design Mechanism и «Студия 101». Многие небольшие игры и дополнения в этот список не вошли.
Оглавление
Что такое «Сыщик»?
«Эзотеррористы»
«Страх как он есть»
«Ктулху»
«Блюз города мутантов»
Ashen Stars
Night’s Black Agents
Gaean Reach
TimeWatch
«Янтарный город»
«Школьные тайны»
The Yellow King RPG
The Fall of Delta Green
Swords of the Serpentine
Casting the Runes
Прочие продукты
Что такое «Сыщик»?
Как легко догадаться по названию, система правил «Сыщик» (ориг. GUMSHOE) создавалась специально для детективных игр. Авторы стремились на уровне механики решить традиционную для жанра проблему: герои упускают ключевую для расследования информацию из-за неудачного броска кубиков. Учитывая, что многие игры обращаются с уликами как с наградой за испытания, подобное случается не так уж редко. «Сыщик» же смещает фокус внимания с вопроса «Удастся ли героям получить улику?» на более уместный для детективного жанра: «Как герои распорядятся полученной информацией?». Поиск информации в этой игре зависит исключительно от способностей протагонистов, а не от везения. Достигается это за счёт того, что способности персонажей делятся на два типа: общие и исследовательские.
Общие способности отвечают за умение драться, бегать, взламывать замки и прочие подобные вещи. Риск провала в таких задачах делает игру более захватывающей и интересной, и здесь элемент случайности только на руку. Поэтому в таких случаях требуется проверка и бросок кубика. Совсем другое дело — исследовательские способности. Они отвечают за поиск улик и специфические области знания вроде баллистики, антропологии или судмедэкспертизы. Если герой ищет улики и его способности могут в этом помочь, он получает информацию. Никаких бросков кубиков не нужно.
Хотя общие и исследовательские способности работают по разным правилам, их объединяет одно: у каждой способности есть рейтинг и запас пунктов. Во время игры участники тратят их, чтобы сделать что-то крутое и интересное. Пункты общих способностей позволяют улучшать броски кубиков, а пункты исследовательских — находить дополнительные сведения, экономить ресурсы или даже создавать ретроспективные эпизоды.
Вот, в общем-то, и всё. Основные принципы «Сыщика» чрезвычайно просты, однако в каждой конкретной игре правила претерпевали довольно существенные изменения, в чём вы не раз убедитесь, читая эту статью.
К оглавлению
«Эзотеррористы» (The Esoterrorists)
Первой игрой на основе правил «Сыщик» стали «Эзотеррористы». Это детективный хоррор об агентах тайного ордена Ordo Veritatis, противостоящего международной оккультной организации, цель которой — низвергнуть мир в хаос и тьму. По своему стилю игра напоминает сериал «Секретные материалы», только с мистикой и потусторонними чудовищами вместо инопланетян.
К настоящему моменту игра пережила две редакции: первая вышла в 2007 году, вторая — в 2013-м. И хотя правила остались прежними, игра была дополнена описаниями новых монстров и организаций. Кроме того, для игры было создано более десятка сценариев, обширный бестиарий и несколько дополнений.
В части правил «Эзотеррористов» можно считать базовой версией «Сыщика»: это игра об ультракомпетентных специалистах, действующих в современном мире. Тем не менее аспекты системы, не относящиеся к детективному расследованию, реализованы поверхностно и вряд ли увлекут, например, любителей хардкорных сражений.
В 2014 году вторая редакция игры была переведена на русский язык и опубликована издательством «Студия 101». Помимо основной книги правил, свет увидели и два дополнения: «Справочник по призыву» и «Зона ответственности». Первое посвящено оккультным методам эзотеррористов, а второе — детективной кампании, действие которой развернётся в маленьком городке со своими тайнами.
К оглавлению
«Страх как он есть» (Fear Itself)
Игра «Страх как он есть» воссоздаёт дух и атмосферу фильмов ужасов. Действие игры разворачивается в том же мире, что и события «Эзотеррористов», однако протагонисты — не подготовленные агенты тайного ордена, а обычные люди, которые впервые сталкиваются с тёмной изнанкой нашей реальности. Если «Эзотеррористы» — это сериал «Секретные материалы» или «Тысячелетие», то «Страх как он есть» ближе
по духу к фильмам «Факультет» или «Хижина в лесу».
Игра примечательна тем, что проводит детальную деконструкцию жанра «хоррор». К примеру, в качестве классов персонажей игроки выбирают традиционные клише фильмов ужасов, а одним из ключевых качеств героя становится «фактор риска». Это механизм, который толкает героев на рискованные и недальновидные действия, характерные для героев классических ужастиков.
В 2016 году Pelgrane Press опубликовала вторую редакцию «Страха как он есть». Ключевым её отличием стало выделение трёх типов хоррор-игр: одна встреча, мини-сериал и продолжительная кампания. Для каждого из них книга предлагает свой набор ситуативных правил и рекомендаций по подготовке игры.
В 2015 году «Студия 101» перевела на русский язык первую редакцию «Страха», а также сценарии приключений «Хирургическое вмешательство» и «Вендетта».
К оглавлению
«Ктулху» (Trail of Cthulhu)
«Ктулху» — это детективная игра в мрачном мире произведений Говарда Филлипса Лавкрафта. Она появилась в результате стремления перенести темы и идеи игры Call of Cthulhu на новую систему правил. И хотя на смену Basic Role-Playing пришёл «Сыщик», главные составляющие игры остались прежними: тайные культы, Древние боги и запретные знания, ведущие к безумию. Действие игры разворачивается в Америке 30-х годов, а героями становятся обычные люди, которые в силу профессионального или личного интереса встают на путь познания мифов Ктулху.
Основа системы правил «Сыщик» не изменилась, однако списки способностей персонажей были дополнены и адаптированы к реалиям первой половины XX века, а к характеристикам персонажа добавились профессия и мотивация. Кроме того, были расширены правила по потере рассудка, поскольку это важная составляющая игр в жанре лавкрафтианского ужаса.
«Ктулху» — самая «богатая» игра из линейки правил «Сыщик». Для неё было написано несколько тематических дополнений, игровых кампаний и десятки сценариев. В 2015 году «Студия 101» перевела игру на русский язык и впоследствии дополнила её сборником приключений «Детективные истории Аркхема» и брошюрой «Изначальная магия».
- Бумажный «Ктулху» в киоске Библиотекаря
Cthulhu Confidential
Cthulhu Confidential — специальная версия «Ктулху», предназначенная для игры один на один с ведущим. Игровой мир и основные конфликты остались те же, но система правил подверглась серьёзным изменениям. Новая версия получила название One-2-One и мало напоминает обычный «Сыщик». У способностей больше нет рейтинга, а на смену менеджменту пунктов пришёл менеджмент специальных карточек, отвечающих за умения и состояния персонажа.
Несмотря на простые правила, книга Cthulhu Confidential получилась весьма объёмной — почти 400 страниц. Из них только 70 посвящено описанию механик, а остальные занимают три детально прописанных сценария, адаптированные для трёх возможных главных героев игры.
К оглавлению
«Блюз города мутантов» (Mutant City Blues)
Полицейский детектив в мире супергероев. Действие игры разворачивается в недалёком будущем, где в результате вспышки загадочного заболевания 1% населения Земли обрёл суперсилы. С этого момента прошло 10 лет, за которые общество успело адаптироваться к изменениям и наладить цивилизованную жизнь. Игроки берут на себя роли детективов особого подразделения полиции, которое занимается расследованием преступлений, совершённых с использованием сверхспособностей.
Характерная особенность игры состоит в наличии строгой системы, согласно которой люди обретают суперсилы и побочные эффекты от них. Эта схема позволяет ограничивать круг подозреваемых, а также предсказывать их возможности и модели поведения.
Игра содержит описание десятков способностей, которыми могут обладать герои: от классического умения летать и лазить по стенам до самодетонации. Вместе с тем игра мало напоминает классическую супергероику. Будучи официальными представителями закона, герои обязаны помнить о множестве инструкций и ограничений, которые общество придумало для металюдей за минувшие 10 лет. «Блюз города мутантов» — это прежде всего полицейский детектив, и к этому жанру игра относится весьма серьёзно.
В 2018 году «Студия 101» перевела на русский язык саму игру и два сборника приключений для неё: «Крутую спираль» и «Короткие истории». Полгода спустя Pelgrane Press выпустило вторую редакцию игры. Основными нововведениями в ней стали новое оформление и система сражений, основанная на карточках состояний.
К оглавлению
Ashen Stars
Некогда великая звёздная империя Конгломерат пережила опустошающую войну с загадочной расой могилар. Враг был повержен, но перед своей (предполагаемой) гибелью он забрал все знания о себе, в том числе и память о деталях страшной войны.
Действие игры разворачивается в звёздном секторе под названием Рана, миры которого сильнее прочих пострадали во время войны. Хотя формально Рана всё ещё является частью Конгломерата, она живёт по своим законам. Поддержанием порядка здесь занимаются команды лазеров — шерифов, работающих по контракту. Именно их роли берут на себя игроки.
По сравнению с другими продуктами линейки «Сыщик» фокус этой игры был расширен с чистого детектива до космических приключений в целом. Герои не только раскрывают преступления, но и сражаются с пиратами, охотятся за контрабандистами и постоянно балансируют на грани между этикой и прибылью.
В Ashen Stars основной набор механик был существенно дополнен правилами по космическим сражениям, кибернетическим улучшениям и разнообразным способностям инопланетных рас.
К оглавлению
Night’s Black Agents
Шпионский триллер о борьбе с мировым заговором вампиров. Игроки берут на себя роли агентов различных спецслужб и разведывательных организаций. Каждый из них стал изгоем, поскольку узнал о масштабном вампирском заговоре, действующем за кулисами мировых держав. Теперь герои пытаются выжить и уничтожить тех, кто стоит во главе этой конспирамиды.
Игра напоминает конструктор, поскольку не даёт единого объяснения тому, кто такие вампиры и какова их природа. Ведущий сам волен выбирать из нескольких предложенных вариантов: они могут оказаться потусторонними созданиями, жертвами древнего проклятия, результатом мутации или даже инопланетянами. То же самое касается и стилей игры: набор ситуационных правил разнится в зависимости от того, решит ведущий провести кинематографический боевик или шпионский триллер, где герои будут регулярно подавлять паранойю и сомневаться в преданности соратников.
Система игры подверглась значительным изменениям, бо́льшая часть которых коснулась боевой составляющей. В игре множество дополнительных правил по погоням, боевым приёмам и специальному вооружению.
Night’s Black Agents стала второй по популярности линейкой после Trail of Cthulhu. Для неё было написано несколько крупных дополнений и масштабных кампаний, в том числе Dracula Dossier, получившая множество наград вроде Ennies и Golden Geek.
Night’s Black Agents — Solo Ops
Solo Ops — специальная версия Night’s Black Agents, предназначенная для игры один на один с ведущим. Так же, как и Cthulhu Confidential, Solo Ops построена на базе GUMSHOE One-2-One, однако её правила подверглись значительным изменениям, чтобы лучше соответствовать духу и атмосфере шпионского триллера. В частности, были переписаны механики восстановления способностей, и теперь каждая передышка, которую делает герой, даёт ведущему возможность эскалировать конфликт и развивать планы антагониста.
Помимо описания системы правил, основная книга содержит завязку будущей игры и три сценария, связанных единой сюжетной линией и фигурой протагониста. Хотя игрок может создать собственного персонажа, предполагается, что главная героиня Solo Ops — Лейла Кан, бывшая оперативница MI6. Много лет назад она попала под ментальный контроль могущественного вампира и всё это время выполняла для него задания, которые обернулись серией катастроф по всей Европе. Лишь недавно ей удалось вырваться из этого кошмара и сбежать. Игра начинается с того, что Лейла просыпается в больнице. Она не помнит большей части того, что случилось за последние годы, но знает: её бывший «наниматель» сделает всё, чтобы её найти.
К оглавлению
Gaean Reach
Gaean Reach основана на космической фантастике Джека Вэнса, в частности книжной серии «Князья тьмы». В отличие от прочих игр из линейки «Сыщик», герои этой — не детективы или тайные агенты, а люди, жаждущие мести.
Таинственный и неуловимый Куандос Ворн сломал жизнь каждому из них, и теперь герои объединились, чтобы найти и убить его. Игра пропитана духом фантастики 70-х годов, а яркость и необычность игрового мира в значительной мере превалируют над достоверностью и реализмом.
Механика Gaean Reach отличается набором жанровых правил, которые позволят игрокам почувствовать себя героями классической космооперы. К примеру, злодей в бою не может погибнуть, пока не произнесёт высокопарную речь, а персонажи игроков получают опыт, когда уместно используют специально заготовленные короткие и ёмкие фразы в стиле героев Вэнса.
Стоит заметить, что основная книга правил описывает исключительно систему и завязку базового сюжета. Сведения о вселенной игры, её законах, ключевых персонажах и местах чрезвычайно поверхностны. Отчасти эта проблема решается в дополнении The Gaean Reach Gazetteer, но даже с его учётом провести эту игру, не ознакомившись с книгами Джека Вэнса, будет весьма непросто.
К оглавлению
TimeWatch
«Историю пишут не победители. Историю пишут люди с машинами времени». Как легко догадаться по этому логлайну, TimeWatch рассказывает о путешествиях во времени и о расследовании хронопарадоксов. Игроки берут на себя роли агентов Хроностражи, вневременной организации, цель которой — поддерживать целостность временно́го потока. Это непростая задача, поскольку всякий изобретатель машины времени норовит убить Гитлера, спасти Кеннеди или другим образом перекроить историю. Расследованием подобных случаев и предстоит заняться героям.
Игра предлагает сразу несколько подходов к жанру: от рок-н-рольной хронооперы про инопланетян и нацистов из параллельных вселенных до хоррора и личной драмы.
В дальнейшем к правилам TimeWatch добавилось множество механик, ориентированных на жанр пальпа: остросюжетные погони (в том числе сквозь время), боевые манёвры и множество способов устраивать и моментально разрешать временны́е парадоксы.
К оглавлению
«Янтарный город»
Отечественный проект от автора этой подборки. «Янтарный город» — это камерный мистический детектив о городке, затерянном в древней степи.
Игрокам предстоит взять на себя роли помощников шерифа Янтарного и расследовать сверхъестественные происшествия, которые отравляют жизнь жителям города. Часть из них связана с про́клятым янтарём, который добывают в местных пещерах, часть — с причудливыми верованиями степного народа, а часть — с царством снов, которые в этом месте реальнее, чем сама жизнь.
В вопросах механики «Янтарный город» близок к базовой версии «Сыщика», однако и здесь есть нововведения: несколько мистических сил для героев, правила по гербологии, а также механика репутации.
К оглавлению
«Школьные тайны» (Bubblegumshoe)
Подростковый детектив в духе сериалов «Вероника Марс» и «Ривердейл». Герои игры — ученики старшей школы в обычном американском городке. Каждому из них по 17–18 лет, и каждый переживает жуткий период выпускных классов: пытается построить отношения, сдать экзамены, поступить в колледж, да и вообще разобраться со своим местом в жизни. И, будто этого мало, героям предстоит ещё и расследовать преступления. Начиная с того, кто и зачем похитил научный проект одноклассника, и заканчивая тем, кто на самом деле убил королеву выпускного бала.
Игра подчёркивает, что повседневной жизни сыщиков уделяется ничуть не меньше внимания, чем расследованиям. Самые значительные изменения правил коснулись как раз драматической составляющей «Школьных тайн». В игре детально описаны механики отношений и социальных конфликтов, а вот классическая боевая система практически отсутствует.
В 2017 году игра была переведена на русский язык и опубликована издательством «Студия 101».
К оглавлению
The Yellow King RPG
Как легко догадаться, главным источником вдохновения для игры стали произведения Роберта Чемберса из цикла «Король в жёлтом». Игра расскажет о том, как эта пьеса переписывает саму ткань реальности, подчиняя её воле Хастура и превращая наш мир в колонию Каркозы. Стоит отметить, что в этой игре мифология Чемберса рассматривается как самостоятельное явление, без всякой связи с мифами Лавкрафта.
Примечателен и формат: фактически это четыре игры в одной. The Yellow King RPG разбита на четыре книги: Paris, The Wars, Aftermath и This is Normal Now. Каждая из них рассказывает об отдельно взятом временном отрезке и о том, как меняется мир с момента создания пьесы в 1895 году и заканчивая новым, 2017 годом — гротескной и пугающей версией привычной нам реальности.
Правила игры в The Yellow King RPG претерпели столь радикальные изменения, что мало напоминают привычного «Сыщика». У исследовательских способностей больше нет пунктов, боевые столкновения разрешаются за один сложный бросок, а для отслеживания состояния персонажа понадобится специальный набор карточек.
К оглавлению
The Fall of Delta Green
Прежде чем говорить о Fall of Delta Green, придётся сказать пару слов о её прародительнице — оригинальной Delta Green. Эта игра развивает идеи, заложенные в Call of Cthulhu (о которой я упоминал выше), и рассказывает о секретном правительственном агентстве, созданном после небезызвестного рейда на Иннсмут в 1928 году.
Оперативники Delta Green — это сотрудники правительственных структур, которые действуют в режиме секретности и сражаются с любыми сверхъестественными угрозами для Америки и человечества в целом. Действие Delta Green разворачивается в современном мире, а сама игра представляет собой ядрёную смесь из лавкрафтианского хоррора и конспирологического триллера.
Fall of Delta Green — своего рода приквел к этой игре. Согласно предыстории проекта, агентство Delta Green было распущено в 1970 году и возобновило свою деятельность только в наше время. Fall of Delta Green помещает в фокус внимания период заката организации — 1960-е годы. Все прочие элементы остаются прежними: конспирология, секретность, безумие и порождения мифов.
По сути, Pelgrane Press провернула с Delta Green тот же фокус, что и с Call of Cthulhu: взяла ключевые идеи и конфликты игры, но адаптировала их для «Сыщика». А поскольку это игра Кеннета Хайта, правила больше всего напоминают предыдущий его проект на той же системе — Night’s Black Agents. Как и она, Fall of Delta Green отличается обширными списками способностей и детализированными правилами боевых столкновений.
К оглавлению
Swords of the Serpentine
Игра являет собой сочетание жанров детектива и классического Swords & Sorcery. Ближайшими стилистическими ориентирами для неё можно считать цикл о страже Терри Пратчетта, книги о Фраксе за авторством Мартина Миллара или «металлическую» серию Глена Кука.
Место действия игры — огромный древний город Эверсинк, напоминающий фэнтези-версию допороховой Венеции. Город живёт и процветает благодаря благословению Денари, богини торговли и цивилизации. Священное писание Денари совмещено с кодексом налогообложения, а её служители — не просто жрецы, но также ростовщики и посредники. Самые страшные преступления в глазах Денари — воровство и благотворительность.
В отличие от большинства других игр из линейки «Сыщик», в Swords of the Serpentine нет жёстких ограничений на то, какие роли берут игроки. Все они могут работать в городской страже, или служить церкви Денари, или же быть членами колдовского подполья — всё это зависит от завязки конкретной игры. В целом же Swords of the Serpentine предполагает довольно широкий фокус и никак не ограничивает возможные варианты героев.
Что касается правил, то они сильно отличаются от базовой версии GUMSHOE, причём большая часть изменений коснулась боевой составляющей. Истории в мире меча и магии предполагают захватывающие сражения, а этот аспект — скажем прямо — никогда не был сильной стороной «Сыщика». В Swords of the Serpentine попытались исправить этот изъян, сделав ставку на творческое использование исследовательских способностей и активное восстановление пунктов общих.
К оглавлению
Casting the Runes
Название игры отсылает к одноимённому рассказу Монтегю Родса Джеймса (1862–1936) — признанного мастера историй о привидениях. Именно произведения этого писателя легли в основу Casting the Runes.
Игрокам предстоит взять на себя роли обычных англичан Эдвардианской эпохи, которые берутся за расследования загадочных происшествий, связанных с призраками, древними проклятиями и оккультными тайнами. Стоит отметить, что огромную роль в произведениях Джеймса играют условности и традиции английского общества, и потому этот аспект игрового мира описан в книге правил столь же подробно, как и его мистическая составляющая.
Версия «Сыщика», представленная в книге, больше всего напоминает «Ктулху» и содержит схожий набор механик: правила потери самообладания, подробные списки способностей и специальное руководство по английской магии.
К оглавлению
Прочие продукты
GUMSHOE SRD
Как и у многих других систем, у GUMSHOE есть System Reference Document, который вмещает основные правила системы, избавленные от художественных описаний и связей с конкретным сеттингом. Гейм-дизайнеры могут свободно использовать содержимое этого документа для создания собственных игр, до тех пор пока соблюдают условия лицензии.
Стоит отметить, что после обновления 2020 года SRD разросся до 300 страниц и включает в себя большинство дополнительных правил, которые появлялись в самых разных (и порой несовместимых друг с другом) версиях системы: GUMSHOE, Quickshock GUMSHOE и GUMSHOE One-2-One. По этой причине SRD, хотя и решает правовые вопросы использования правил, плохо подходит для знакомства с их основами.
GUMSHOE SRD на сайте Pelgrane Press
«Сыщик: основы правил»
Краткое руководство, представляющее собой перевод избранных фрагментов GUMSHOE SRD. Оно было создано, чтобы помочь разобраться в том, как работает «Сыщик», и облегчить знакомство с правилами.
Технически этой книги достаточно, чтобы начать играть. Однако на практике будет лучше обратиться к одной из игр линейки «Сыщик». Дело в том, что эта система правил подходит для детективных игр в разных жанрах и стилях. В каждом конкретном воплощении меняются роли персонажей, перечни способностей и наборы дополнительных механик. Прежними остаются лишь основы: разделение способностей на общие и исследовательские, работа с уликами, правила проверок и состязаний. Именно этим аспектам системы и посвящено руководство.
«Сыщик: основы правил» — это сухое, сжатое изложение принципов механики. Здесь нет художественных описаний или примеров использования правил. Только механика и ничего больше.
«Сыщик в деталях»
Ещё одно руководство по правилам «Сыщика» на русском языке. В отличие от предыдущего, оно посвящено не основам правил, а тонкостям их использования. «Сыщик в деталях» объясняет сложные механики, а также предлагает набор опциональных правил для различных игровых ситуаций.
Lorefinder
Дополнение для Pathfinder, созданное для того, чтобы облегчить проведение детективных игр в фэнтези-антураже. Достигается это путём вплетения в механику Pathfinder элементов правил «Сыщика». Так, у персонажей появляется дополнительный блок умений, отвечающих за расследование, причём их использование не зависит от броска кубиков и элемента случайности.
Помимо изменений в правилах, Lorefinder содержит краткое руководство по созданию детективных сценариев, советы по организации расследования с использованием магии, описание тематических заклинаний, а также вводное приключение, которое позволит попробовать новые правила в деле.
Ken Writes About Stuff
Серия эссе за авторством Кеннета Хайта, автора игры «Ктулху». Число выпусков насчитывает больше трёх десятков, а их тематика варьируется от детального описания лавкрафтианских чудовищ до полноценных игровых миров и сюжетных основ для системы правил «Сыщик».
*****
Автор текста — Александр Вагрант Семыкин, автор канала «Запертая комната» и игры «Янтарный город».
Рыжий Библиотекарь может быть не согласен с позицией, выбором лексики и подбором аргументов автора, но уважает его свободу.
Хочешь быть в курсе всех новостей о настольных ролевых играх и не пропускать интересные новинки? Подписывайся на Рыжего Библиотекаря в ВК и «Телеграме»!Путеводитель по играм на основе правил «Сыщик»Путеводитель по играм на основе правил «Сыщик»