Некоторые ученые и маги утверждают, что Санта-Муэрте не происходит из доиспанской Мексики, а является европейским импортом, перенятым ацтеками. Эти люди утверждают, что, хотя ацтеки, несомненно, были могущественными и влиятельными, они правили силой над большим количеством покоренных племен, которые не обязательно разделяли их верования. Ацтеки также довольно быстро расширили свою территорию, и их господство продлилось всего двести лет. Племена, которыми правили ацтеки, были капризными и часто раздражались от рук своих хозяев-ацтеков. Чтобы способствовать социальной сплоченности, ацтеки провели реформы, такие как государственное образование, предназначенное для обучения населения обычаям ацтеков. Однако успешно зарекомендовать себя как нация ацтеков не удалось, потому что многие из покоренных племен были вполне готовы помочь испанцам свергнуть их. Поскольку народ и культура ацтеков не были едиными, выживание их особых верований было под угрозой. Как тогда могла одна очень особенная богиня смерти пережить испанскую чистку ацтекской культуры, особенно та, которая стала бы получательницей многих человеческих жертвоприношений?
Подобный вопрос ставит под сомнение выживание культа Миктекасиуатля. Если Санта Муэрте не имеет своих корней в доиспанской Мексике, то очевидно, что она пришла из Европы. В какие ориентированные на смерть фигуры верили европейцы и ввезли их с собой в Мексику? Возможно, именно так развивалась история Санта-Муэрте. Тут рассматривается европейская теория происхождения Санта-Муэрте.
Святой по любой причине
Почитание католических святых является запутанной темой для многих некатоликов. Причина этого в том, что католики исповедуют свою веру в Святую Троицу, состоящую из Бога, Иисуса и Святого Духа. Как же тогда может показаться, что они поклоняются стольким разным духовным образам?
Ответ кроется в Деве Марии, которую часто называют Царицей Святых. Поскольку она позволила Богу обрести физическую форму Иисуса, она представляет собой уникальный мост между человечеством и божественным, который можно пересечь, поверив в ее сына. Те, кому удалось пройти по этому мосту веры, являются святыми, действующими как духовные ходатаи для тех, кто их призывает. У них нет силы даровать чудеса, но у них есть особая способность просить о них Бога от вашего имени. Вот почему католики почитают святых, хотя, строго говоря, не «поклоняются» им, поклонение предназначено только Богу.
Считается, что многие святые имеют определенную область знаний. Например, женщина на грани развода может молиться святой Присцилле, покровительнице любовных браков, о помощи в спасении ее отношений. Человек, пытающийся преуспеть в своем бизнесе химчистки, молился святому Гомобонусу, покровителю бизнесменов, портных и ткачей. Католики признают более 1500 официальных святых, а это означает, что святого можно найти практически для любой цели. В первые восемь-девять веков католической церкви процесс миропомазания в святых не был формализован. Это заставляет многих полагать, что некоторые древние языческие боги были просто переименованы и включены в католический пантеон.
В католической церкви есть ряд официальных святых, которые специализируются на смерти и умирании. Например, святая Маргарита Антиохийская была жестоко замучена до пятнадцати лет за отказ отречься от своей веры и выйти замуж за местного римского патриарха. Она - одна из святых, которая, по утверждению Жанны д'Арк, направляла ее. Некоторые ученые сомневаются, что святая Маргарита Антиохийская когда-либо существовала на самом деле, но, тем не менее, она считается важной из-за ее связи с историей Жанны д'Арк. В качестве еще одного примера религиозного синкретизма ученые утверждают, что ее другое имя, Марина («морская»), вероятно, указывает на пережиток древней традиции богини в Антиохии, которая, вероятно, связана с Афродитой. За смерть от пыток святая Маргарита Антиохийская стала покровительницей умирающих.
Еще один официальный католический святой, тесно связанный со смертью, — святой Иосиф, супруг Девы Марии. Поскольку он умер на руках Иисуса и Девы Марии, говорят, что он гарантирует легкую и счастливую смерть любому, кто почитает его. Святые Михаил и Рафаил, оба архангелы, также считаются покровителями смерти. Обязанность святого Михаила — защищать души умерших, а обязанность святого Рафаила — направлять их. Вместе им поручено доставить души в соответствующее царство загробной жизни, будь то Небеса, Чистилище или Ад.
Поскольку смерть — мощное и универсальное переживание, неудивительно, что католики уже признают ряд духовных заступников, посвященных ей. Тем не менее, также довольно ясно, что католики не возражают, если их святые имеют пересекающиеся функции. Что мешает им добавить Санта-Муэрте в свою коллекцию? Дело не только в ее популяризированных ассоциациях с незаконным оборотом наркотиков, насилием и черной магией. Даже если бы ее репутация была безупречной и нетронутой, Санта Муэрте никогда не была бы официально признана католической святой. Причина этого проста. После столетий принятия святых по народному признанию католическая церковь разработала формальный процесс канонизации, который был завершен в 1588 году. Первым и наиболее важным критерием святости является то, что кандидат когда-то был поддающимся проверке живым человеком. Поскольку Санта Муэрте не соответствует этому критерию, она не может быть официально канонизирована. Максимум, что может случиться, это то, что ее культ может получить официальную терпимость со стороны католической церкви, статус, которым уже пользуются культы многих других неканонизированных «народных» святых.
Происхождение Азраила, ангела смерти
Одна фигура, с которой Санта Муэрте имеет много общих физических характеристик, - это Азраил, ангел смерти. Фактически, иногда Санта-Муэрте ошибочно принимают за альтернативную личность Азраила. Оба представляют собой фигуры скелетов в мантиях, несущих косу, с помощью которой они выполняют свои вечные обязанности. Азраил часто также использует символы, такие как песочные часы, чтобы показать, сколько времени у человека осталось, и весы для измерения их грехов. Другим распространенным символом является сова, существо, чьи уникальные крылья позволяют ему летать почти бесшумно и которое также может видеть в полной темноте. Это делает сов часто связанными с преступным миром, часто как посланников или предвестников судьбы. Крылья ангела смерти иногда считают крыльями совы, что указывает на его бесшумную и быструю скорость. Санта-Муэрте также обычно имеет такие символические элементы, как совы и песочные часы, а иногда даже имеет прекрасный набор крыльев. Из-за этого она часто кажется ангелом, как Азраил. Является ли Санта Муэрте родственником ангела смерти?
Связь между Санта-Муэрте и Азраилом не прямая. Азраил - одна из фигур, наиболее часто ассоциируемых со смертностью в мире. Большинство людей предполагают, что он фигура из Библии, которая пробилась в господствующую светскую культуру, но это не совсем так. Азраил даже не архангел согласно католической доктрине. Хотя ангел смерти является общей фигурой во всех трех авраамических религиях, на самом деле ему никогда не давали имени ни в Библии, ни в Коране. Это вызвало некоторую путаницу в отношении разных ролей, которые он играл, что, в свою очередь, дало ему несколько мрачную репутацию. Например, его иногда называют змеем, который соблазнил Еву в Эдемском саду вместо Люцифера. Причина в том, что откусив запретное яблоко, Ева променяла вечную жизнь и невежество на мудрость ценой возможной смерти. Казалось бы, это последствие идеально подходит для того, чтобы ангел смерти даровал Еве и ее потомкам. Поскольку змей в Эдемском саду также связан с Люцифером, которого многие считают злой и дьявольской фигурой, некоторые из этих ассоциаций переносятся и на Азраила.
Откуда Азраил взял свое имя, если не из священных книг Авраама? Имя переводится как «помощник Бога» на иврите, что неудивительно, поскольку некоторые древние источники указывают на то, что Бог сначала сотворил смерть перед остальным творением. Причина этого в том, что смерть продвигает цикл изменений, что сделало необходимым продвижение Божьего божественного порядка. Другие утверждают, что в конечном итоге он получил свое имя от имени пророка Ездры. Бог дал Ездре видения конца света, который должен был закончиться хаосом и бойней. Бог поручил Ездре вернуть евреев к их религиозным обычаям, которые были оставлены, когда был разрушен великий храм, построенный царем Соломоном. Ездра с усердием выполнил свою задачу, написав первые двадцать четыре книги еврейской Библии, а также дополнительные семьдесят книг мудрости, которые предназначались только для глаз раввинов. За выполнение этой задачи по возвращению Божьей мудрости евреям Ездра был вознагражден вознесением прямо на Небеса, не умирая, как один из немногих смертных, которым это было позволено.
История Ездры имеет интересное отношение к истории о змее в Эдемском саду. Змей предложил Еве мудрость, но, приняв ее, человек стал бы независимым, изгнанным из Эдемского сада и подвергшимся разложению и смертности. Эзра предложил изменить это условие. Приняв закон Божий и повинуясь ему, человек после смерти попадет в светлые и прекрасные сады Небес. Он будет избавлен от окончательной смерти, причиненной миру мстительным Богом, когда наступит Апокалипсис. Некоторые ученые считают, что из-за этой перевернутой связи Эзра дал свое имя безымянному ангелу, который в конечном итоге стал известен как Азраил.
Мрачная репрессия Испании
Связь между Санта-Муэрте и ангелом смерти осуществляется через фигуру Мрачного Жнеца. Мрачный Жнец - еще один титул, который часто дается ангелу смерти, хотя Мрачный Жнец в конечном итоге превратился в самостоятельную культурную фигуру, независимую от Азраила. Конечно, эти двое имеют одинаковые образы, оба часто изображаются в виде крылатых мужских скелетов, одетых в рваные черные одежды и несущих здоровенные косы и песочные часы. Даже будучи воплощениями универсального опыта — смерти — трудно представить, как ангел смерти и Мрачный Жнец стали такими распространенными и популярными культурными символами. Печаль, горе и боль, сопровождающие Смерть, редко делают ее желанным гостем. Как же тогда Мрачный Жнец получил такую культурную поддержку, чтобы стать независимой фигурой?
Европейская культура сосредоточилась на смерти, начиная с 14 века. Тогда Европа выходила из десятилетий кровавой войны только для того, чтобы столкнуться с Черной смертью. Черной смертью называли серию эпидемий бубонной чумы, которые, как лесной пожар, прокатились по всей Европе и в конечном итоге унесли жизни от 30 до 60 процентов населения. Децимация была настолько велика, что Европа не могла восстановить свой уровень населения 14-го века более трехсот лет, вплоть до 17-го века.
Это истребление, в свою очередь, вызвало сильный религиозный пыл по всей Европе. Многие видели в эпидемиях чумы Божий суд за множество широко распространенных грехов, таких как насилие, жадность, ересь, блуд и миролюбие, а также явную прямую руку ангела смерти. Как и ожидалось, в этот период европейская культура приняла мрачный оборот. Художественная тема под названием danse macabre (по-французски «Пляска смерти») стала доминировать в искусстве и литературе и продолжала влиять на них в течение нескольких столетий после этого. Эта художественная тема часто изображала смерть в привычной форме Мрачного Жнеца, взаимодействующего с живыми в их повседневной жизни. Есть также много изображений умирающих людей и душ умерших, сопровождаемых в рай или ад одной и той же крылатой скелетной ангельской фигурой. Что интересно, Художественное произведение в стиле танца смерти показывает, что Мрачный Жнец так же легко взаимодействует с королями, как и с нищими. Эпидемии бубонной чумы не делали различий между богатыми и бедными, как и Смерть.
Естественно, образ Мрачного Жнеца часто встречается в произведениях искусства этого периода. Однако вместе с Мрачным Жнецом появилась еще одна фигура, чьей обязанностью также было пасти души только что умерших. Эта фигура была женским Мрачным Жнецом (или Reapress, как придумал Р. Эндрю Чеснат). Преимущественно встречающаяся в Италии, Португалии и Испании, Мрачная Реапресса иногда называлась женой Смерти и считалась более доброй и мягкой формой Смерти. Считалось, что она спешит к умирающим детям, чтобы провести их мягко и сладко. В отличие от ее мужа, с Grim Reapress тоже можно было торговаться. Она была изображена в виде скелета в мантии с косой, но с дополнительными женскими аксессуарами, такими как цветы и украшения. Другими словами, эта фигура очень похожа на Санта-Муэрте.