Найти тему
BFM.ru

Бизнес призвал вывести молочные биопродукты из-под действия закона об органической продукции

  Zuma/ТАСС
Zuma/ТАСС

Обновлено в 18:35

Бизнес попросил вывести биокефир и биойогурты из-под действия закона об органической продукции. В противном случае они могут исчезнуть с полок.

В конце июня группа сенаторов предложила признать все товары с маркировкой «эко-» и «био-» эквивалентом органических продуктов. Это автоматически обяжет всех производителей таких товаров подтверждать соответствие их характеристик требованиям закона об органической продукции и получать соответствующие сертификаты. Законопроект уже принят в первом чтении и рассматривается во втором. По мнению авторов законопроекта, это снизит долю продукции на полках, которая вводит потребителей в заблуждение.

В РСПП заявили, что такая молочка вообще может исчезнуть с полок, потому что во многих случаях слово «эко-» или «био-» обусловлено технологией производства, а это полностью соответствует техрегламенту Таможенного союза и ГОСТу. Там добавили, что приравнивание таких продуктов к органическим прямо противоречит законодательству ЕАЭС. Комментирует генеральный директор компании «Братья Чебурашкины» Владислав Чебурашкин:

Владислав Чебурашкин генеральный директор компании «Братья Чебурашкины» «Эко-» и «био-» — термины имеют четкое определение. Это значит, что молоко, сырье должно производиться по эко- и биостандартам, то есть корма должны быть чистые, без применения определенных удобрений, животные должны содержаться определенным образом, минимум лекарств употребляться. То есть это другая технология содержания животных и производства сырого молока. Дальше само производство, переработка должна тоже производиться по определенным критериям. Это целая система норм и требований, и каждое предприятие должно быть сертифицировано, если они хотят ставить на себя сертификат эко- и биопродукции. Что касается производства кефира, то традиционно любой кефир производится с применением закваски на кефирных грибках, каждое производство должно выращивать их, культивировать и использовать для закваски. Термины «эко-» и «био-» мы не применяем, несмотря на то, что традиционная, правильная технология, срок годности короткий, живые бактерии. То есть здесь в маркетинговых целях и торговых марках, когда строят определенную философию, кто это, что это за производитель, сейчас используют и давно используют такие слова без четкого следования критериям традиционной эко- и биопродукции. Я хочу сказать, что, наверное, сейчас не самое лучшее время ставить дополнительные рамки для любых производителей, особенно для производителей пищевых продуктов. Мне кажется, сейчас не стоит усложнять и ужесточать жизнь тем, кто производит продукты питания».

Говорит Никон Федоров, менеджер по взаимодействию с госорганами компании «Союзмолоко», которая участвовала в подготовке письма РСПП:

Никон Федоров менеджер по взаимодействию с госорганами компании «Союзмолоко» «Очень много сохраняется продуктов, которые маркируются экологически чистой, органической продукцией, но при этом на самом деле не являются таковой. Поправки направлены именно на то, чтобы создать правовое поле, в рамках которого их можно будет отличить, выявить, купить, на стол подать. Однако бизнес увидел там серьезные трудности, с которыми можно будет столкнуться. Во-первых, поправки противоречат техническому регулированию, а именно техническому регламенту № 33 «О безопасности молока и молочной продукции». В рамках этого технического регламента установлено, что в случае, если продукт производится с добавлением пребиотиков и пробиотиков, он может иметь приставку «био-» в своем наименовании, и сейчас потребитель привык к тому, что в магазинах есть биокефиры, биойогурты и другие подобные товары. Проблема заключается в том, что данные продукты окажутся под угрозой, если законопроект будет принят с текущей редакцией. Все продукты с такими наименованиями смогут находиться в обороте до истечения срока годности, а по истечении этого срока годности их будут вынуждены снять с полок в связи с тем, что они не будут произведены по органической методологии производства. Поэтому для того, чтобы привести данный законопроект в соответствие с техническим регламентом, необходимо исключить оттуда продукцию, которая произведена с добавлением пробиотиков и пребиотиков, или исключить полностью молочную продукцию, которая произведена в соответствии с техническим регламентом № 33. С точки зрения нашего законодательства молочная продукция может содержать пребиотики и пробиотики и быть при этом «био-», не являясь органической».

Замгендиректора по коммуникациям АО «Рузское молоко» Анна Бойко полагает, что потребитель уже привык к приставке «био-» и отнюдь не считает такие продукты органическими:

Анна Бойко замгендиректора по коммуникациям АО «Рузское молоко» «Люди давно знают и привыкли, что молочные продукты с приставкой «био-» означают совершенно не органик и не экологию, они означают конкретную вещь, что здесь есть добавки, которые делают этот продукт более полезным, в виде бифидобактерий. То есть мы никого не обманываем, мы совершенно честно продаем ту продукцию, которая регулируется законодательством именно в таком виде. Если будет принята эта поправка и она будет относиться в том числе к молочным продуктам, то это будет противоречить текущему законодательству ЕАЭС и техрегламенту Таможенного союза. И в общем, это все совершенно ни к чему хорошему не приведет и выглядит как какая-то глупость».

Закон об органической продукции вступил в силу в 2020 году и обязал производителей убрать со своих товаров надписи «органический» и все короткие вариации написания этого слова, если этого не подтверждает специальный сертификат. Получить его можно только после проверки специальными органами по сертификации, аккредитованными Росаккредитацией. Если у производителя такого сертификата нет, соответственно, он не может продавать свою продукцию как органическую.

На конец октября, по данным Минпромторга, до 70% продуктов на полках с приставками «эко-» и «био-» не имели соответствующего сертификата.