Найти тему

Флоренция. Санта-Мария-дель-Фьоре

Окончание. Начало тут и тут.

...А вот это чудо-чудесное – Санта-Мария-дель-Фьоре/собор Святой Марии с цветком/La Cattedrale di Santa Maria del Fiore. Подразумевается/имеется в виду цветок ириса/лилии, являющийся символом непорочности матери Иисуса Христа. И одновременно гербом Флоренции. И ещё «атрибутом Благовещения».

Сколько всяких ассоциаций, символов и аллюзий. Красиво же, неправда ли, когда всё так переплетено и одно на другое завязано?

…В общем это Дуомо/Кафедральный собор на Соборной площади/ Piazza del Duomo.

Храм был заложен, как это часто бывало в христианской Европе (и не только в Европе), на месте старой ветхой/разрушенной церкви на рубеже двух столетий: за четыре года до начала XIV века. Стиль так называемого архитектурного кватроченто/кваттроченто – эпоха раннего Ренессанса в Италии.

Понтуясь, местное «распальцованное» начальство хотело из кирпича и мрамора возвести если не Вавилонскую башню, то переплюнуть всю тосканскую округу. И когда Собор, наконец, был построен, он стал чуть не самым большим в Европе. Случилось это в 1436 году, то есть «того» начальства-зачинателя стройки давно не было в живых. Знать, оно интуитивно смотрело в вечность. Благодаря «выпендрёжу» сильных мира сего/«понтам» власть имущих земля на радость итальянцам и народам (в лице туристов) получила шедевр архитектурного искусства (круче в Европе в то время оставался только Собор святого Петра в Риме).

Освящать Кафедральный собор во Флоренцию прибыл сам папа Римский.

Два небезынтересных факта о флорентийском Дуомо:

· Здесь проходили не только богослужения, но и публичные чтения «Божественной комедии» Данте Алигьери. Каково! Публичные литературные чтения в Храме Божьем! Интересно, в России когда-нибудь нечто подобное было. Кто знает?

· Когда во второй половине XIX века облицовывались главный фасад и боковые стены Собора (до этого облицовки не было), то средства на это Флоренции дал русский промышленник и благотворитель Павел Демидов, ставший после столь широкого жеста почётным гражданином города. Гербы жертвователей размещали на фасаде собора. Место расположения и размеры гербов зависели от суммы пожертвования. Герб Демидовых оказался одним из самых больших и на самом почётном месте – на главном фасаде, первым справа от центрального портала.

…На первый взгляд кажется, что мой снимок супруги на фоне Дуомо сделан с боковушки/торца (если такое обозначение вообще применимо к храмам). Ан, нет, прямо по курсу, но чуток слева – главный фасад и вход. Главная маковка Собора из-за «высотки»/Кампанила Джотто выглядывает, но сама «маковка» с обеих сторон – это торцы храма.

Спросите, что есть Кампанила Джотто? Это колокольня Собора – она сразу за спиной моей жены. Со всех четырёх сторон колокольня «облеплена» барельефами и скульптурами. Стоит как бы отдельно от Дуомо. Пишут, что это ярчайший пример готической флорентийской архитектуры. На самом деле лепота!

…Снимок мой, конечно, любительский, как и все другие. Во Всемирной паутине пруд пруди профессиональных. Вдруг у кого-то после прочтения моего любительского текста и просмотра любительских фото появится желание посмотреть эту красоту в профессиональном исполнении, а ещё лучше – вообще вживую. Тогда всем желающим флаг в руки. И дорога… чуть не сказал одна… Дороги две – в интернет в виртуальное путешествие или в самостоятельное реальное.

***

Площадь Синьории/Piazza della Signoria – главная площадь Флоренции. Всё в рамках пешей доступности. Находится тоже в центре города перед Палаццо Веккьо/«Старый дворец». Несколько раз её переименовывали на потребу дня (дули ветры перемен; к власти в Италии и городе приходили если не разрушители, то «переименователи» с лозунгами аналогичными известным лозунгам «вперёд заре навстречу!») И площадь была то площадью Приоров, то площадью Великого герцога, то площадью Нации.

Возможно, нынче «переименователи» успокоились и площадь обрела/«зацементировала» своё финальное имя – Piazza della Signoria.

На ней множество статуй. Есть конное изваяние Козимо І Медичи. Как-никак историческая личность. Не только для Флоренции, но, скорей всего, и для Европы.

Однако в моих фотоархивах, как я писал, снимков не сохранилось, а в архивах супруги сохранилось только её персональное фото на фоне голого Нептуна (с конями). Бесстыдник Нептун и бесстыдники скульпторы! Даже фиговый лист к причинному месту Нептуна не прилеплен. Так и хочется воскликнуть – тьфу! – не наша традиционная ценность. Супостатская. Но поскольку «кнопку» фотоаппарата или мобильника точно нажимал я собственной персоной, то тьфукать не стану (поулыбаемся вместе).

Лицом Нептун, как пишут, вроде бы похож на заказчика работ – Козимо Медичи (того, кто ещё и на коне на этой же площади сидит). Не стеснялись люди себя прославлять/пиарить/рекламировать. На вечность замахивались. В ней и остались.

Апуанский мрамор. Середина XVI века.

…Если кто не понял, за спиной у супруги – это просто такой роскошный фонтан перед Палаццо Веккьо.

-2