“Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых”. (Мк 9:9-10)
Наверное, я еще не до конца воцерковился, если вместе с учениками тоже задаюсь этим вопросом: “Что значит воскреснуть из мертвых?” Не торопитесь предавать меня анафеме. Давайте попробуем разобраться.
Стоит пройти обряд крещения, как нам сразу объясняют, что так было: Иисус был распят на кресте, умер, Его тело положили во гроб - специальную пещеру, Он пробыл мертвым три дня, и после этого воскрес. Как нас уверяют в Церкви, душа вернулась в тело, Он встал и покинул пещеру, свой гроб. Это и называется воскресеньем - ключевым местом христианской веры. За это иудеи нас презирают, а эллины (греки) считают сумасшедшими. Но мы должны верить, что всё так и было. Я может и не против поверить, на словах я так и говорю: Воистину Воскресе! Но признайтесь честно - мы просто повторяем то, чему нас научили.
Не претендую, что скажу что-то новое, скорее, задам вопросы, которые так и останутся без ответа. Сомневаюсь, значит существую.
Итак, какие вообще могут быть варианты? Первый: никакого воскресения не было, в Евангелии написана сказка. К сожалению, ни доказать, ни опровергнуть этот вариант мы не можем (что бы там ни говорили богословы). Мы можем только верить. И мне, человеку, который называет себя верующим, хочется, чтобы Иисус воскрес, так или иначе, поэтому этот вариант я, с вашего позволения, рассматривать не буду.
Второй: Иисус действительно умер, но умерло только тело, душа же бессмертна (что само по себе является предметом веры), и именно душа являлась ученикам. Опять же, мы не можем на сто процентов утверждать невозможность такого развития событий, как, впрочем, и обратное.
Третий: всё было именно так, как учат нас в Церкви.
Я ничего не пропустил? Ну давайте тогда с третьего варианта и начнём, раз мы уже здесь. Главный вопрос для меня: почему это так важно, чтобы Иисус воскрес телесно? Я не шучу. Что это за учение такое о всеобщем воскресении? Когда-то, неизвестно когда, мое мертвое тело чудесным образом восстановится из праха, душа снова в него вселится, и я буду жить вечно в этом теле.
На первый взгляд картинка выглядит привлекательной, но меня многое смущает. Христос жил две тысячи лет назад, а всеобщего воскресения так и не наступило. У меня сразу закрадывается подозрение, что Страшного суда в ближайшую тысячу лет, как минимум, также ждать не приходится. И где же будет моя душа всё это время? Чем она будет заниматься? Всё что ей остаётся - ждать воссоединения с телом. И потом, а вдруг мне моё тело не нравится? Для всех ли воскресение в этом теле будет радостным событием? Христиане возражают, что это будет новое тело, и оно не будет болеть, страдать, умирать. А вы точно не буддисты? Душа воплощается в новом теле - не это ли называется реинкарнацией?
Вообще, меня здесь многое смущает. Наблюдая мир вокруг, я прихожу к заключению, что смерть является необходимой составляющей цикла жизни - всё живое рождается, живет и умирает, снова становясь частью материи. В этом материальном мире бесконечная жизнь противопоказана. Да и нет у нас примеров, чтобы кто-то жил вечно. Долго - да, есть такие существа, но вечно - ни одного. И никто не воскресает: если умер, то умер. Прах праху. И ещё такой вопрос: Кто-то реально желает себе вечной жизни здесь на земле? Судя по легенде о вечном жиде, это воспринимается, скорее, как проклятье.
Ещё раз, я не понимаю до конца, во что нам предлагают поверить, что это за воскресение такое? Неизвестно когда, непонятно в каком теле, на какой планете (земля тоже предполагается с другими свойствами). Если бы мне предложили квартиру купить на таких условиях, я бы подумал, что это мошенники. Я хочу достойно прожить свою жизнь, уйти в своё время, оставив что-то для потомков.
Предлагаю сейчас вернуться ко второму варианту. Бессмертная душа временно существует в смертном теле - это общее место. Если не верить в душу, тогда вообще вариантов не остаётся, кроме как стать атеистом (здравствуй пункт Первый). И что мы имеем: Иисус на третий день после распятия является своим ученикам. Но как?! Появляется, исчезает, то в одном месте, то за много километров уже в другом. Потом на 40-й день возносится на небо, и перестает являться. Заметьте, это разительно отличается от воскресения Лазаря четверодневного. Тот воскрес, и продолжил жить в своем старом теле, пока не умер. Представляете, кому-то повезло умереть дважды. Когда твой друг Иисус…
Я отвлекся. Что нас заставляет поверить, что Иисус воскрес в теле? Что тела не нашли? Так иудеи сразу сказали - это ученики его украли, чтобы объявить о "воскресении". А так, складывается впечатление, что это душа Иисуса 40 дней скитается по земле. И поймите меня правильно: для меня лично такой вариант не является более ущербным что ли. И в том, и в другом случае подвиг Иисуса неоспорим - Он победил смерть - доказал, что ее нет, и нам нечего бояться! А мне от религии больше ничего и не нужно, по большому счету, кроме как преодолеть детский страх смерти.
А знаете, как Церковь обосновывает этот постулат о всеобщем воскресении? А никак! Он нам достался от иудеев вместе с книгами Ветхого Завета в наследство. Даже сам Иисус морщился, когда Марфа, сестра Лазаря, завела эту шарманку: "Вот, верю во всеобщее воскресение"... Он её сразу осадил, мол, не туда ты смотришь, и не о том думаешь. Жить надо здесь и сейчас, а Я для того и пришел, чтобы все жили. Это я вольно пересказал, чтобы суть передать.
И всё-таки я что-то упустил. Мы знаем, что целью рождения Иисуса являлась Его смерть. Когда Петр останавливал его, Тот строго ему запретил: “Иди за мною, сатана!” (Mф 16:21-23)
И что-то он такое говорил ещё Никодиму в самом начале: “ Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа”. (Ин 3:6-8)
Я кажется понял! Смерть высвобождает душу, но она теряет связь с телом при этом. Видимо, Иисус воскрес в теле, но в том-то и заключалась его божественная суть, что тело стало как Дух - это и было рождение свыше, о котором Он говорил! Смерть = рождение! Оруэлл ничего такого не писал? Телесность Иисуса освободилась от всех материальных оков этого мира, и он стал абсолютно свободен.
Вот такого воскресения я хочу! И можно прямо завтра. Если есть возможность навсегда вырваться из этого круга сансары, то зачем откладывать. Не так как Лазарь - воскреснуть, чтобы опять очутиться вот в этом всём.
“Жизнь вечная” не равно “всеобщему воскресению” - вот, наверное, главный вывод, который я могу сделать.
Интересно узнать ваше мнение.