Мученическая смерть Кики не была напрасной. До правительства США начинает доходить, что они имеют дело не с шантрапой и барыгами, не с банальной ОПГ, а с оборзевшими топ-менеджерами криминального мира, с которыми ещё предстоит потягаться. Началась кропотливая работа по подтачиванию фундамента империи Гальярдо. Потихоньку, понемногу, но всё же. Прощать зверское убийство своего агента они не собирались.
Предыдущие тексты про Картель «Гвадалахара»:
2. Первые проблемы картеля
Спустя некоторое время после обнаружения тела Кики начинается масштабная операция «Легенда» по поимке его мучителей. Из Америки выезжают бригады охотников за головами (одна из них, кстати, найдёт и сдаст Фемиде доктора, делавшего Камарене инъекции наркоты для продления мучений). Не упускается ни одной улики, и вскоре пятеро копов, принимавших участие в истязании, сдают имена заказчиков – Рафаэль Каро Кинтеро и Эрнесто Фонсеко Каррильо. Рафа и Дон Нето.
В 1985 году Дона Нето арестовывают прямо на его вилле, а вот Рафа пытается бежать. Он залегает на дно в Пуэрто-Рико со своей невестой Сарой Кристиной. И всё бы хорошо, но она скучала по маме и позвонила ей. Тут УБН чекнули звонок и под белы рученьки отвели Рафу в обитель Фемиды.
И Дону Нето, и Рафе впаяли по 40 лет за контрабанду марихуаны и убийство американского агента. Однако убийство они так и не признали, валили всё на Гальярдо, якобы, они знали только про похищение. Вероятно, это было сделано по указанию самого Гальярдо, у которого в 1985 году на территории Мексики по-прежнему всё было куплено.
Оба живы до сих пор.
Дон Нето по состоянию здоровья в 2016 году был выписан под домашний арест, не досидев 9 лет (на 2022 он всё еще жив, ему 92 года – гвозди бы делать из этих людей), а Рафу в 2013 году выпустили на волю. Да-да, он вышел. Мексиканский суд нашёл процессуальные несостыковки, и 9-го августа 2013 года Рафа вышел из тюрьмы — и был таков. Старикан входил в Топ-15 самых разыскиваемых преступников Интерпола. Давал интервью разным изданиям, утверждая, что Кики не убивал, да и вовсе с наркотой завязал и хочет мира. За его поимку США обещали 20 миллионов, но летом 2022 года Рафу таки поймали и отправили в «Альтиплано» — откуда скоро должен выйти Гальярдо.
В 2013 году было обнародовано расследование о «следе ЦРУ» в убийстве Кики. Два информатора, присутствовавших при тех событиях независимо друг от друга, опознали агента ЦРУ Феликса Родригеса, также известного как «Кот Феликс», «Лазарь», «Феликс Рамос Медина» и «Макс Гомес». Скорее всего, запись пыток Камарены была сделана именно им.
Персонаж во всех отношениях примечательный, едва ли не культовый. Родригес фигурировал во всех операциях ЦРУ в Южной Америке, а 1967 году, под прикрытием образа майора боливийской армии, он участвовал в поимке и допросе Че Гевары, а затем именно он отдал приказ о расстреле. По словам самого Родригеса, он планировал сохранить революционера в живых, чтобы продолжить допрос, но от президента Боливии пришел противоположный приказ, и, чтобы не нарушать легенду, приказ пришлось исполнить.
В случае с Камареной предполагаемым мотивом преступления было то, что Кики якобы обнаружил факты сотрудничества правительства США (в лице Родригеса) с Гвадалахарой при транспортировке наркотиков из Колумбии в Соединенные Штаты через Мексику с целью использования прибыли для финансирования контрас в Никарагуа в войне против сандинистов.
В документалке «The Last Narc» охранники Дона Нето, бывшие агенты УБН, вдова Кики и ещё многие и многие причастные к делу люди дают показания, которые складываются в единую картинку: Родригес принимал непосредственное участие в пытках Кики и задавал вопросы, связанные с деятельностью Гвадалахары, финальной целью которой было спонсирование никарагуанских контрас. Никакое ранчо Буфало тут ни при чем, фактически приказ об устранении Кики шёл от его «начальства».
Джек Лоун, бывший глава УБН, и отставной специальный агент Джек Тейлор, расследовавший убийство, заявили, что ЦРУ, конечно же, непричастно к смерти Камарены. Лоун также заявил, что «это сказочка, недостойная людей, служащих в УБН». Представитель ЦРУ сказал прессе: «Смешно даже предполагать, что ЦРУ имело какое-либо отношение к убийству федерального агента США или организовывало побег его убийцы».
Но вернёмся в 1985. Гальярдо окончательно уходит в тень. Созданная им империя даже не пошатнулась от ареста Рафы и Дона Нето. Бабло как текло, так и течёт. Но и США не теряли времени: постепенно крышующие Гвадалахару чиновники, копы, прокуроры, журналисты увольняются, берутся под арест, исчезают. За два года Мигель Анхель понимает, что требуется принципиально новое решение. И он его принимает.
Летом 1988 года все большие начальники Гвадалахары собираются на званый ужин к Гальярдо. Выпивают, вкусно едят, и тут заявляется Эль Падрино. И сообщает, что отныне они работают по-новому. Каждой семье достаётся свой участок, на котором они будут эль падринами.
Мигелю Каро Кинтеро, брату Рафы, досталась Сонора, родственникам Дона Нето – Сьюдад-Хуарес, три жирных «пласа» другим семьям. Никто не возражал. И это было началом новой эры наркоторговли, которая длится до сих пор: разделение позволило укрепить картель, сделать его звенья самостоятельными и взаимозаменяемыми, создало «здоровую» конкуренцию – в общем, всё по законам экономики. Даже не теневой. Эль Падрино приватизировал наркорынок целой страны, оставив себе скромную роль регулировщика проблем с государством.
Но насладиться властью ему не пришлось. К 1989 году его паутина интриг и выплат наличными уже была распутана. США принимают Мигеля Альдану Ибарро, начальника мексиканского Интерпола, который всю инфу сливал сначала картелю, а только потом – сраным гринго.
8 февраля 1989 года Мигель Анхель Феликс Гальярдо арестован в доме у известного политика. Осуждён на 37 лет за похищение, убийство, контрабанду, организацию... Сел в тюрьму, откуда управлял империей по мобильному телефону, пока в 1993 не был переведён в заведение с более строгим режимом «Альтиплано». После этого синалойский картель раскололся на две фракции: Картель «Тихуана» во главе с племянниками Гальярдо, братьями Арельяно Феликс, и Картель «Синалоа», во главе с его бывшим подчиненными Эктором Луисом Саласаром Пальмой, Адрианом Гомесом Гонсалесом и Хоакином Гусманом Лоэрой (он же Эль Чапо, и о его удивительных приключениях мы еще будем говорить).
В 2020 году Мигель Анхель дал первое и единственное интервью мексиканскому телеканалу, в котором, конечно, утверждает, что прожил честную жизнь и совсем не такой, каким его рисуют в прессе и, тем более, в кино. В 2026 году должен-таки выйти, но, скорее всего, это произойдет раньше по состоянию здоровья (перевод интервью в ближайших выпусках нашего мексиканского дайджеста, ставьте колокольчик).
Так вот и закончилась история картеля «Гвадалахара», которая, без прикрас, изменила мир.
Система, созданная Гальярдо, продолжает жить: разделение на «пласы», она и сейчас волнует эль падрин разных сортов. Только кто-то договаривается между собой за званым ужином (что случается редко), а кто-то рубит головы и закладывает тротил – всё ради власти и денег. Прямо сейчас война всё ещё продолжается, масштабы её ошеломительны, и, кажется, впервые за всё время с момента разделения синалойцы сдаются под напором молодых и дерзких.
В общем, мораль какова? Учите экономику, применяйте её на практике и не переходите дорогу ЦРУ. Хесус Мальверде пусть осенит ваш путь! До новых встреч, амигос!
Автор - Жанна Канаева