Найти тему
Абзац

Остались с этносом: почему протесты курдов перестали быть мирными

Автор Александр Берзин

Фото: TASS / AP / Lewis Joly
Фото: TASS / AP / Lewis Joly

Курды Франции обещали в ближайшее время провести ещё три протестные акции в Париже. Очевидно, этнические бунты не прекратятся.

Уличные пикеты курдов давно стали привычными для Европы. Но раньше они проходили мирно. Толпы грустных людей с флагами осаждают центральный вход в Европейский парламент, собираются напротив входа в берлинский бундестаг, стоят на афинской площади Синтагма.

Курды всегда предельно мобилизованы и подготовлены к митингам – мегафоны, значки, наклейки-стикеры, маски с надписью арабской вязью «Свободу Курдистану».

Обычно их уличные акции не создают проблем, активнее всех ведут себя женщины в хиджабах. Покричат в мегафон и тихо разойдутся.

Обострение курдского вопроса началось именно в Париже неслучайно. Другой такой страны, как Франция с её вековыми традициями уличных беспорядков начиная с Великой французской революции 1789 года, в Европейском союзе не существует. Там всё проходит эмоционально: протесты «жёлтых жилетов», ковид-диссидентов, профсоюзные акции и футбольные радости, не говоря о том, что сделали религиозные фанатики с оружием с редакцией журнала «Шарли Эбдо» и в концертном зале «Батаклан».

Удивительно, что бунд курдов случился только сейчас. Их в мировом сообществе относят к второстепенным народам. Хотя курды – самая большая и древняя этническая группа в мире, не имеющая своего государства. Примерно 45 миллионов человек, 4 миллиона из них живут в Европе.

Курдский феномен – абсолютная противоположность украинскому. Советские вожди склеили Украину из территорий, принадлежащих другим народам – русского Крыма, Донбасса, Новороссии, румынской Бессарабии, польской Галиции и венгерской Буковины. Теперь Киев не способен удержать в руках лимитрофное образование. Оно расползается на клочки именно потому, что слишком разные земли и народы пытались склеить.

А Курдистану, единому народу, у которого есть исторические основания для создания государства, в этом отказано. Сначала Персидская и Османская империя, затем Ирак, Сирия, Турция, но никогда – Курдистан.

Рабочая партия Курдистана двадцать лет назад была включена в список террористических организаций ЕС. Лидеры РПК сидят в турецких тюрьмах или убиты в боях на территории Сирии. Курды воевали на стороне США и НАТО, пытаясь верить, что Вашингтон поможет создать великий Курдистан. Но Америка их кинула.

Много сирийских и иракских курдов-изгоев эмигрировали в Париж и другие европейские города. Турция жёстко требует депортации «бандитов РПК» из Швеции и Финляндии. Скорее всего, их выдадут турецкому суду, но с просьбой о «справедливости следствия и гуманности наказания».

Парижские протесты – крошечный шаг к созданию Курдистана. Он заслуживает независимости намного больше, чем Украинистан.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.