Найти в Дзене
Евгений Трунов

Что значит ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство).

Продолжаем тему обсуждения терминов в рамках непосредственной практики психолога, которому приходится взаимодействовать с детьми. В первую очередь детьми с нарушениями развития. ОКР (Обсесси́вно-компульси́вное расстро́йство\ невро́з навя́зчивых состоя́ний) - расстройство состоит словно из двух элементов: навязчивые мысли (обсессии) и навязчивые действия (компульсии). Зачастую в коррекции-реабилитации приходится иметь дело именно с действиями, так как многие дети или не разговаривают, или говорят плохо, что не дает возможности исследовать их мысленную сферу. Ну и, как вы сами понимаете, повлиять на мысли ребенка у нас нет никаких возможностей.
ОКР не приятно тем, что не исключает другие психические болезни, а легко их дополняет. Инертность, сконцентрированность, повторяемость и присутствие компульсий в сумме способны сильно сбить с толку, так как выглядят как обычные стереотипии, которые присутствуют у каждого второго ученика с ОВЗ. Как отличить одно от другого, если вы психолог и хотит

Продолжаем тему обсуждения терминов в рамках непосредственной практики психолога, которому приходится взаимодействовать с детьми. В первую очередь детьми с нарушениями развития.

ОКР (Обсесси́вно-компульси́вное расстро́йство\ невро́з навя́зчивых состоя́ний) - расстройство состоит словно из двух элементов: навязчивые мысли (обсессии) и навязчивые действия (компульсии). Зачастую в коррекции-реабилитации приходится иметь дело именно с действиями, так как многие дети или не разговаривают, или говорят плохо, что не дает возможности исследовать их мысленную сферу. Ну и, как вы сами понимаете, повлиять на мысли ребенка у нас нет никаких возможностей.
ОКР не приятно тем, что не исключает другие психические болезни, а легко их дополняет. Инертность, сконцентрированность, повторяемость и присутствие компульсий в сумме способны сильно сбить с толку, так как выглядят как обычные стереотипии, которые присутствуют у каждого второго ученика с ОВЗ.

Как отличить одно от другого, если вы психолог и хотите верно перенаправить ученика к медику? Для начала самый простой способ - попробовать посмотреть на проблему через видение АВА. У поведения должна быть функция, правильно? Понятные и очевидные функции - это достижение чего-либо или же избавление. Некоторые определяют и более специфичные функции: аутостимуляция и контроль среды.
Так вот навязчивости не умещаются ни в одну из функций. Дает ли поведение выгоду ученику? Как правило, нет. Получает ли он за счет поведения сенсорные переживания? Возможно, но не факт, что будет та особенная цикличность, когда, например, ученик регулярно ковыряет десну от скуки. Пытается ли таким образом контролировать среду? Вероятно, но зачастую контроль среды проявляет себя сплошным образом. Другими словами - если уж ученик любит навязывать свою волю, то будет делать так в максимальном количестве сред, а не только в отношении каких-то особенных объектов или событий.

Один из моих давних клиентов занимался тем, что постоянно обходил квартиру, чтобы закрыть все окна и выровнять излив смесителя строго по центру. Приходя в класс учебной организации, он обязательно выравнивал ложки для обуви. И выравнивал их так, что они торчали, лежа на ящике. В итоге, любой, заходивший в класс, точно мог определить - привели ли ребенка на занятия?

Можно подойти к анализу с медицинской стороны. Попробуем провести параллель с тиками (неврология).
Ключевые пункты, на которых стоит заострить внимание: личностное отношение к симптому, произвольность при попытках преодоления симптома. Невротические тики осознаются ребенком. Ребенок может их даже подавлять, но потом, как правило происходит резкое восполнение. Ученик может относиться к тикам критически (усматривая в них болезненное начало), но не переживать их как нечто тягостное и мешающееся. Может даже заявлять, что "просто так хочется делать".

Навязчивости тоже осознаются (если ученик может внятно объясняться), но уже как нечто тягостное и неприятное. Самостоятельная борьба с ними проигрышна и может привести к возникновению сложных ритуалов. К тому же навязчивости зачастую очень узко направлены, состоят из ряда двигательных актов. Что отличает их, в свою очередь, от стереотипий.

Другой пример из практики, чтобы вы могли почувствовать разницу в отношении стереотипов. Один мальчик ходил на конные занятия на открытом манеже. Погода меняется от сезона к сезону. Значит, одежда тоже должна меняться. Однако смена гардероба каждый раз ознаменовывалась истериками, так как ученик сильно привыкал к уже неактуальному гардеробу. На следующий сезон битва повторялась снова. Стереотипность как склонность формировать суперпривычки.

Главная мысль: ОКР вообще и навязчивости в частности вы не сможете победить только педагогическими мерами. Посещение врачей неминуемо.

А если даже вам и придется реализовывать педагогические стратегии для преодоления навязчивостей (некоторые из них могут быть откровенно вредны для ученика или других людей, имущества), то их нужно создавать с учетом реализации этой самой навязчивости. Иначе будет худо, потому что не ученик управляет компульсией, а компульсия управляет учеником. Единственное, что можем сделать - добиться того, чтобы навязчивость была реализована в более приемлемой среде. Или же, чтобы осуществлялась через удобоваримую социальную "прокладку".
Например, если ученику надо в обязательном порядке поправить дату на висящем календаре, то пусть хотя бы сначала попросит это сделать.