10 ноября 2022 года правительством принято новое постановление, изменяющее порядок организованного набора граждан Узбекистана для работы в России. Давайте разберемся, что именно изменилось и каковы предполагаемые последствия внесенных поправок.
Указанное постановление правительства содержит следующие основные нововведения:
- исключен пункт о предельно допустимом количестве приезжих из Узбекистана, привлекаемых для работы в России (ранее по оргнабору могли пригласить 10 тыс. чел. для работы в области строительства и еще чуть более 1000 человек для восполнения нехватки кадров в агропромышленном комплексе);
- дополнен перечень направлений деятельности, в которые будут приглашать граждан Узбекистана. Изначально, когда проект только запустили, узбекистанцев организованно набирали для работы в строительной сфере, позже действие программы расширили на агропромышленный комплекс, а теперь добавили еще и легкую промышленность. Таким образом, набор планируется осуществлять только на предприятия этих трех направлений, во всяком случае пока;
- из постановления, регулирующего порядок оргнабора, исключены все пункты, касающиеся профилактики коронавируса. Теперь граждане Узбекистана не обязаны при въезде в РФ предъявлять сведения о тестировании и вакцинации на коронавирусную инфекцию. Достаточно обычного медосмотра, который можно пройти в Узбекистане - в специальных передвижных центрах, организуемых принимающей стороной, т.е. Россией.
КАК ОФОРМИТЬ РВП В РОССИИ ГРАЖДАНИНУ УЗБЕКИСТАНА
В условиях небывалого оттока граждан из России в 2022 году расширение сферы действия законодательства об оргнаборе и существенное облегчение процедуры трудоустройства иностранных граждан выглядит в целом оправданным. Действительно, по подсчетам Института имени Гайдара больше всех нехватку кадров после мобилизации ощутила именно легкая промышленность. Однако другие исследования показывают обратное. Так, например, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей, более 60% всех промышленных компаний практически не заметили последствий мобилизации.
Одновременно стоит отметить, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, не только граждане Росси в этом году создают отток населения в другие страны. Уезжают и представители других стран, в том числе и граждане Узбекистана. Так, с января по август 2022 года в Россию прибыло около 33,9 тысяч узбекистанцев, а уехало 47,6 тысяч человек, таким образом убыль составила 13,6 тысяч человек. Следовательно, есть большие сомнения, что с помощью расширенного оргнабора удастся решить проблему нехватки кадров, если она действительно имеется или появится в ближайшем будущем.
Тем более что и раньше привлечение иностранной рабочей силы по этой программе сталкивалось со множеством проблем, а именно:
- завышенные зарплатные ожидания работников. Понятно, что привлечь граждан чужой страны на работу можно только более высокой зарплатой, чем на Родине. Люди едут в Россию именно на заработки. Многие дома имеют кредиты и иные денежные обязательства, поэтому изначально рассчитывают, какую сумму хотели бы получать, скольких денег им бы хватило, ради чего стоило бы срываться с насиженного места. Однако, приехав, они зачастую получают меньше, чем им обещали изначально;
- несоответствие условий труда и жизни заявленным. Например, работникам обещают 8-часовой рабочий день, а по факту требуют работать по 10-12 часов в сутки и не оплачивают лишние часы, как переработки. Или гарантируют проживание в одно-двухместных комнатах, а по факту расселяют в 8-местных бараках, где по стенам расползается плесень.
Понятно, что все это не способствует желанию приезжать в Россию по программе оргнабора. Если есть возможность, гражданин Узбекистана лучше приедет самостоятельно или останется у себя на Родине, где зарплата, может, и меньше, но зато жить можно в собственной квартире, с семьей и работать не от зари до зари.
Тут надо еще учесть, что перечисленные проблемы сопровождали процесс оргнабора в более обеспеченные сферы строительства и сельского хозяйства. Специалисты легкой промышленности традиционно имеют самые низкие зарплаты, причем среди работников не только этих трех отраслей экономики, но и вообще всех развивающихся в России отраслей. Следовательно, справедливо ожидать, что большого количества желающих приехать в нашу страну для работы в легкой промышленности не будет.
С другой стороны, можно представить развитие ситуации в ином направлении. Параллельный импорт не сможет компенсировать в полной мере уход из России известных брендов. В этом случае правительство вынуждено будет взять курс на импортозамещение, и вот тогда действительно отечественная легкая промышленность может пережить бурный всплеск своего развития. В такой ситуации нехватка кадров в самом деле станет очень острой, что может привести к повышению зарплат в этой отрасли и, как следствие, к более охотному притоку рабочей силы из-за границы.
Рассматривая проблему трудовой миграции, нельзя не упомянуть об еще одном обстоятельстве. Привлечение иностранцев выглядело бы полезным и понятным, если бы в России уровень безработицы стремился к нулю, однако это не так. По данным все той же Федеральной службы государственной статистики, безработица в России в 2022 году хоть и несколько снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но незначительно и все равно по-прежнему имеет место быть. Так, по состоянию на сентябрь, в России числится 2,9 млн безработных собственных граждан. При этом государство для ликвидации нехватки кадров предпочитает привлекать рабочую силу со стороны. На первый взгляд, абсолютно нелогичное решение, но причины его предельно ясны: граждане Узбекистана удовлетворятся меньшей зарплатой, чем россияне, их проще заставить много работать за мизерные деньги. Другими словами, государство в очередной раз уклоняется от решения насущных проблем, ему нужны, как обычно, только легкие деньги и дешевая рабочая сила.
Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/