Дорогой читатель! Следующая публикация в нашем сериале о РЕНОВАЦИИ должна быть посвящена тем предложениям, которые высказываются жителями Санкт-Петербурга по поводу грядущей (возможно!) реновации городских территорий, застроенных домами эпохи первого этапа массового индустриального строительства (чаще, впрочем, именуемых «хрущевками» и «брежневками»).
И она, непременно, появится…но, после наступления Нового, 2023 года.
А сейчас, как принято в конце года, подведем некоторые итоги и напомним основное содержание предыдущих серий.
Начало заметок было положено в начале сентября 2022 г.
Непосредственным толчком к ним стало принятие 30 июня 2022 г. закона Санкт-Петербурга № 444-59 «О внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга по вопросам комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге» и начавшееся после этого сначала в социальных сетях, а затем и во время очных собраний жителей и заседаний созданного в середине сентября 2022 г. Общественного штаба по комплексному развитию территорий (КРТ) при ЗАКС Санкт-Петербурга весьма активное его обсуждение.
Несколько публикаций затем было посвящено опыту реновации как в родном Отечестве (в основном, в Москве) , так и за его пределами, в том числе, как на дальнем Востоке (например, Япония) и на дальнем Западе (США).
В публикациях о «реновации по московски («по-собянински») речь шла и о том, что рождалась она в горячих спорах, выливавшихся, в том числе, и на «голубые экраны», и на площади и на площадки Государственной Думы. Были обозначены и главные особенности московской реновации:
· нормативная основа – специальный федеральный закон № 141-ФЗ от 1 июля 2017 г.;
· финансирование за счет бюджета г. Москвы;
· создание специального застройщика – оператора программы реновации - Московский фонд реновации .
Публикации по следам зарубежного опыта, насчитывающего не один десяток лет и проектов, позволили сделать несколько обобщающих выводов, которые полезно было бы учесть в родном Отечестве:
· не надо жалеть времени на подготовку и проработку проектов реновации, в том числе и на переговоры с жителями и собственниками недвижимости и формирование общественного мнения (в Японии подготовка к одному из проектов реновации в Токио заняла 18 (ВОСЕИНАДЦАТЬ!) лет);
· принятию решения о необходимости реновации должен предшествовать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ этап комплексного обследования территории с доведением его результатов до всех заинтересованных сторон, в том числе, разумеется, жителей, экспертов, широкой общественности и ПУБЛИЧНЫМ обсуждением результатов. Принятие решения о реновации ТОЛЬКО после публичных слушаний, решения которых ОБЯЗАТЕЛЬНО для органов власти;
· отселение жителей на период строительства в жилье, арендуемое и оплачиваемое застройщиками, с последующим ВОЗВРАЩЕНИЕМ жителей на преобразованную территорию;
· создание специального органа управления процессом реновации (например, Комитета по управлению редевелопментом территории) с НЕПРЕМЕННЫМ включением в его состав жителей территории реновации.
В последующих публикациях речь шла о «болевых точках» реновации в российских (на примере Санкт-Петербурга) условиях , среди которых были выделены «болевые точки»:
«ПРИКЛАДНЫЕ»:
· критерии отнесения конкретных домов к категории подпадающих под категорию включаемых в программы и проекты КРТ;
· районы переселения жителей расселяемых и сносимых в ходе реализации проектов КРТ домов (микрорайон, муниципальное образование, административный район, вся территория города);
· способ определения и величина компенсации при утрате сносимого жилья жителями и собственниками («равнозначное» и «равноценное», их соотношение и пр.).
«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ»:
· принципиальная целесообразность и необходимость реализации программ КРТ с учетом состояния домов, благоустроенности территории, состояния инфраструктуры и пр.;
· обоснованность и соответствие конституционным нормам «вторжения» в отношения собственности, нарушение прав частной собственности при реализации программ и проектов КРТ;
· роль населения города в целом, жителей территорий, подпадающих под программы КРТ в управлении развитием города и градостроительном регулировании.
В последующих публикациях были достаточно подробно сформулирована позиция автора по упомянутым вопросам и сформулированы предложения по разрешению возникающих проблем.
Последняя публикация была посвящена вопросу о том, снимает ли отмена закона Санкт-Петербурга № 444-59 (чего активно добивается часть жителей и их представители в Общественном штабе в том числе) остроту проблемы. И было показано - к сожалению, НЕ СНИМАЕТ, ПОТОМУ ЧТО отсутствие закона не является препятствием для реализации Правительством Санкт-Петербурга программ и проектов КРТ.
Так что задача – не только и не столько отмена указанного закона, а ревизия и корректировка всей совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих процессы КРТ.
А вот об этом – в следующих публикациях.
А пока – с наступающим 2023 г. , уважаемые читатели и всех Вам благ в Новом Году!