Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Блеск и нищета

Сегодня мы с вами продолжим рассматривать чудесные карикатуры первой четверти XIX века, которые нам сегодня кажутся, скорее, просто немного ироничными зарисовками "из жизни" тех лет. В прошлый раз герои отправились на катальные горки, ну а тут... Прелестная молодая дева дремлет, утомившись - поскольку накануне, по всей видимости, отлично провела время! Вот прямо как многие из нас вчера-сегодня. Признавайтесь, дремали в кровати вот так же сладко, остальное разбросав по комнате? :)

Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея
Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея

Мне кажется, это прекрасная иллюстрация того, что можно наслаждаться жизнью, даже если ты стеснён в средствах. Наша героиня спит в очень скромной комнатке. Стекло разбито, штор нет, и их роль играет платок, небрежно накинутый на натянутую между двух гвоздиков верёвку. Сам платок, кстати, хорош - вероятно, из тонкой шерсти, с восточными "огурацами", но... Но это именно платок, а не модная в ту пору шаль! Обладательницы безумно дорогих шалей совсем в иных спальнях почивают..

Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.
Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.

Но героиня всё равно обеспечила себе комфорт. И чепчик у неё с кружевами, и сорочка, и даже наволочка! На столике (роль которого, кажется, исполнят две шляпные коробки)) валяется гребень - возможно, красные бусинки на нём - это кораллы. Рядом книжечка - что это читала перед сном? уж не французский ли роман? Свеча торчит из... Знаете, мне кажется, это разбитый, некогда изящный, кувшин!

Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.
Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.

Где была наша героиня, можно догадаться, если посмотреть на зеркало. За раму засунуто приглашение на бал!

Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.
Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.

На стуле красуется шляпка, модный розовый капор с пышной отделкой розами. Видите, какая у него высокая тулья? Именно такие были популярны в ту пору. Но вот если бы наша героиня была дамой богатой, обошлась бы, может, и без шляпки, чтобы не приминать головным убором роскошную бальную укладку - села бы в экипаж в бальной накидке, ну разве что капюшон бы накинула. А наша, подозреваю, истратила на это розовенькое чудо от модистки немалую часть своих доходов. А, может, и сама справилась!

Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.
Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.

На соседнем стуле платье. и знаете, что меня смущает? Хорошее платье, с пышной отделкой по подолу и рукавам. А то, что на нём лежит - подозреваю, съёмный воротник в ренессансном стиле. Что же не так? А то, что платье это, в общем, не очень бальное. Слишком закрытое.

Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.
Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.

Нет, бальное платья с длинными рукавами бывали, вот для примера модные гравюры, и одна из них - это как раз бальное платье с длинным рукавом... но оно при этом декольтированное. А наше платье явно закрытое. Так что моя версия - мы видим не само платье (которое лежит с другой стороны) а верхнее платье для поездок в экипаже, которое надели поверх него.

Платье для поездок в экипаже из "Ackermann's Repository of Arts", 1815, и бальное платье оттуда же, 1817.
Платье для поездок в экипаже из "Ackermann's Repository of Arts", 1815, и бальное платье оттуда же, 1817.

А туфельки меня прямо растрогали. Смотрите, какая живая деталь в виде небрежно примятого задника!

Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.
Гравюра 104, серия "Le bon Genre", 1817. (с) Из коллекции Британского музея. Деталь.

Знаете, когда я в первый раз увидела эту гравюру, моя первая мысль была такой: "Блеск и нищета". А потом я посмотрела на название... Именно так она и называется.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!