Найти тему
Истории от историка

Славянская прародина

Салют, друзья!

Мы начинаем наш цикл «Русское тысячелетие».‏ И зайдём‏ издалека,‏ чтобы выяснить, кто такие славяне.

Сразу предупреждаю: будет сложно.‏ Я, как могу,‏ постараюсь адаптировать‏ для вас огромный научный материал.

Славянская речь —‏ когда зазвучала она? Ещё во второй половине XIX в.‏ славяне считались относительно‏ «молодым» этносом, и учёные сомневались‏ в самой возможности‏ говорить о славянской истории до Рождества Христова.‏ Но народы —‏ не барышни, седина и‏ морщины для них желанны. И век двадцатый ознаменовался‏ головокружительным углублением‏ датировок ранней славянской истории. Оказалось,‏ что и‏ в дохристианскую‏ эпоху она может измеряться тысячелетиями,‏ ибо в‏ языке, культуре, религиозных представлениях славян явственно проступает очень древний индоевропейский пласт.

Индоевропейская языковая семья возникла в V–IV‏ тысячелетиях до‏ н.‏ э., то‏ есть в начале медного века.‏ Часть входивших‏ в‏ неё‏ языков исчезла‏ ещё в античную‏ эпоху —‏ хетто-лувийские,‏ италийские, тохарские,‏ фракийский, фригийский, иллирийский и венетский;‏ другие существуют‏ и‏ поныне‏ — индийские, иранские, германские,‏ романские, кельтские,‏ славянские, балтские,‏ греческий,‏ армянский,‏ албанский языки. Прародина‏ индоевропейцев до сих‏ пор не‏ найдена,‏ хотя на‏ обширных пространствах‏ между Атлантическим побережьем Европы и‏ верховьями‏ Енисея‏ уже не‏ осталось, кажется,‏ клочка земли,‏ в‏ который бы‏ в своё время не ткнул‏ указующий перст‏ науки:‏ Испания, Балканы, Малая Азия, Армения, северная «Гиперборея», алтайские‏ и оренбургские‏ степи…‏ Не вполне‏ ясно даже, в какой части‏ света сложилась‏ индоевропейская‏ общность‏ — в‏ Европе или Азии.

В‏ известном смысле‏ говорить‏ о «появлении»‏ или «возникновении» славянства можно лишь‏ условно. История‏ —‏ бездонный‏ колодец; напрасны наши попытки‏ зачерпнуть с‏ самого его‏ дна.‏ Одинаково‏ нелепо утверждать, что‏ славяне «были всегда»‏ или что‏ они‏ «появились тогда-то».‏ Для историка‏ вопрос начальной славянской истории заключается,‏ собственно,‏ не‏ в том,‏ когда она‏ «началась», а‏ в‏ том, откуда‏ мы можем её начать, исходя‏ из имеющихся‏ на‏ сей день исторических, археологических, антропологических и лингвистических данных.

История‏ застаёт славян‏ в‏ Европе, в‏ числе других индоевропейских племен, которые‏ на рубеже‏ V–IV‏ тысячелетий‏ до н.‏ э. заселили эти‏ древние земли,‏ хранящие‏ в своих‏ недрах человеческие останки и предметы‏ быта многих‏ эпох‏ и‏ культур.

Первоначально индоевропейцы теснились на‏ европейских окраинах‏ — в‏ Испании‏ и‏ на Балканах, в‏ степях между Волгой‏ и Доном.‏ Жили‏ оседло, мотыжили‏ землю, разводили‏ скот, охотились... Все изменилось, когда‏ в‏ конце‏ IV —‏ начале III‏ тысячелетия до‏ н.‏ э. они‏ изобрели колесо. С этого времени‏ их взоры‏ обратились‏ на север, — туда, где за голубой каймой‏ бескрайних лесов‏ лежали‏ неизведанные земли.‏ Возможно, именно тогда стали складываться‏ легенды о‏ стране‏ «блаженных‏ гипербореев», в‏ которой жизнь протекает‏ счастливо и‏ привольно...

Отправиться‏ на поиски‏ новых мест обитания было в‏ ту эпоху‏ делом‏ далеко‏ не обыденным. Это означало‏ не только‏ подвергнуться всевозможным‏ лишениям‏ в‏ пути и подставить‏ свою грудь под‏ копья и‏ стрелы‏ разъярённых вторжением‏ туземцев. Чужая‏ земля таила в себе гораздо‏ большую‏ опасность.‏ В ней‏ гнездились враждебные‏ духи и‏ боги,‏ грозившие погубить‏ любого пришельца, который осмелился бы‏ переступить границу‏ своей‏ общины, охраняемую духами предков-покровителей. Изгнать или умилостивить иноплеменные‏ божества было‏ неизмеримо‏ труднее, чем‏ одолеть сопротивление чужаков. Сознание людей,‏ которые в‏ ту‏ эпоху‏ отваживались сняться‏ с насиженных мест,‏ можно без‏ преувеличения‏ назвать героическим‏ — они бросали вызов земле‏ и небу,‏ людям‏ и‏ богам.

-2

На новых местах пришельцам‏ пришлось столкнуться‏ с доиндоевропейским‏ населением.‏ Следы‏ одного такого побоища‏ обнаружены сравнительно недавно‏ в долине‏ реки‏ Толлензе (ныне‏ Земля Мекленбург‏ — Передняя Померания). Здесь приблизительно‏ с‏ 1700‏ г. до‏ н. э.‏ существовала хорошо‏ укреплённая‏ дамба, через‏ которую пролегал оживлённый путь. Около‏ 1250 г.‏ до‏ н. э. за обладание этим важный фортификационным объектом‏ вступили в‏ бой‏ две противоборствующие‏ группировки, насчитывавшие по полторы–две тыс.‏ человек каждая;‏ несколько‏ сотен‏ из них‏ нашли здесь свою‏ смерть. Среди‏ многочисленных‏ человеческих останков‏ были обнаружены кости не менее‏ четырёх лошадей.‏ На‏ сегодняшний‏ день — это первая‏ известная битва‏ на территории‏ Европы.

Доиндоевропейским,‏ аборигенным‏ населением Европы были‏ племена охотников и‏ рыболовов. Они‏ жили‏ здесь, по‏ крайней мере,‏ со времён позднего палеолита, постепенно‏ продвигаясь‏ на‏ север и‏ северо-восток буквально‏ по следам‏ отступавшего‏ ледника. Об‏ их этнической принадлежности нам ничего‏ не известно,‏ но,‏ скорее всего, это были разные в языковом и‏ племенном отношении‏ народы‏ — пеласги,‏ баски, лигуры, лапоны и др.‏ Некоторые из‏ них‏ были‏ уничтожены индоевропейцами,‏ другие ассимилированы, третьи,‏ жившие в‏ основном‏ на окраинах‏ Европы, сумели сохранить своё этнографическое‏ своеобразие до‏ наших‏ дней.

Оседая‏ на приглянувшихся землях, пришельцы‏ вновь превращались‏ в земледельцев.‏ Если‏ принять‏ во внимание непроходимость‏ лесных чащоб и‏ плотность травяного‏ покрова‏ тогдашних европейских‏ земель, то‏ можно представить, ценой какого неимоверного‏ труда‏ переселенцы‏ обживали новые‏ места. Колонизация‏ сопровождалась неизбежным‏ экономическим‏ и техническим‏ упадком, поэтому медь и бронза‏ пришли в‏ Центральную‏ и Восточную Европу с некоторым опозданием.

На протяжении довольно‏ долгого исторического‏ периода‏ кочевые, скотоводческие‏ народы решительно преобладали в экономическом‏ и культурном‏ отношениях‏ над‏ племенами, жившими‏ примитивным земледелием. Известный‏ английский историк‏ Арнольд‏ Дж. Тойнби‏ (1889—1975) объяснял это превосходство тем,‏ что приручение‏ животного‏ требует‏ больших интеллектуальных усилий, чем‏ выращивание злака,‏ хотя труд‏ земледельца,‏ конечно,‏ ничуть не менее,‏ а, возможно, и‏ более тяжёл,‏ чем‏ занятие скотоводством.‏ Однако именно‏ кочевое животноводство, не знавшее таких‏ климатических‏ рисков,‏ как земледелие,‏ и не‏ требовавшее значительных‏ людских‏ и иных‏ ресурсов, на ранних этапах развития‏ общества было‏ наиболее‏ прибыльным способом производства. Не случайно в языке многих‏ народов отразилась‏ связь‏ представлений о‏ богатстве и о скоте. У‏ славян слово‏ «скот»‏ также‏ использовалось в‏ значении «деньги» и‏ вообще «богатство»‏ (в‏ древней Руси‏ «скотница» означала казну).

Индоевропейцы-скотоводы, жившие в‏ степях между‏ Волгой‏ и‏ Днепром, раньше других европейцев‏ восприняли достижения‏ бронзовой культуры‏ Северного‏ Кавказа‏ и Передней Азии.‏ Помимо развитого скотоводства‏ этим племенам‏ было‏ хорошо знакомо‏ земледелие. Племенные‏ союзы степняков возглавлялись вождями, скопившими‏ в‏ своих‏ руках значительные‏ богатства. Об‏ игольном ушке‏ на‏ пороге Царства‏ Небесного они ещё не знали‏ и потому‏ забирали‏ с собой в могилу свои сокровища и своих‏ невольниц. Основным‏ вооружением‏ степных воинов‏ были молотообразные топоры — прообраз‏ булав и‏ палиц,‏ страшное‏ оружие в‏ руках всадника. В‏ научной литературе‏ эти‏ племена отождествляются‏ с представителями культуры «боевых топоров»,‏ или «шнуровой‏ керамики»‏ (по‏ характерному узору на посуде).

Мы‏ не знаем,‏ что заставило‏ эти‏ племена‏ покинуть южные степи.‏ Во всяком случае,‏ не поиск‏ новых‏ пастбищ. Сплошной‏ лесной массив‏ простирался тогда от берегов Балтики‏ до‏ Черного‏ моря, окаймляя‏ всё его‏ северо-западное побережье,‏ от‏ Крыма до‏ Босфора. Конечно, эти земли не‏ могли быть‏ привлекательными‏ для степных скотоводов. Но войны в те времена‏ вели не‏ люди,‏ не племена,‏ а их божества, которые жаждали‏ могущества и‏ власти‏ над‏ чужими богами.‏ Гул сражений на‏ земле был‏ отзвуком‏ битв на‏ небесах; в своих кровожадных племенных‏ богах общество‏ обожествляло‏ собственные‏ разрушительные страсти и воинственные‏ порывы.

-3

На исходе‏ III тысячелетия‏ до‏ н.‏ э. индоевропейские земледельцы‏ Центральной и Восточной‏ Европы подверглись‏ первому‏ в своей‏ истории нашествию‏ степных орд. Их пешие ополчения‏ не‏ смогли‏ противостоять победоносному‏ натиску степной‏ конницы. Виртуозно‏ орудуя‏ в бою‏ своими молотообразными топорами, всадники-завоеватели обрушивали‏ на головы‏ противостоящих‏ им пеших воинов удары сокрушительной силы. Превосходство в‏ вооружении делало‏ степняков‏ непобедимыми. Сметая‏ с лица земли поселения оседлых‏ племен, их‏ орды‏ проникли‏ далеко в‏ глубь Европы вплоть‏ до современных‏ Северо-Восточной‏ Прибалтики и‏ Словении.

Другое направление продвижения степных племён‏ пролегало в‏ сторону‏ Волго-Окского‏ междуречья, куда они принесли‏ неизвестное местному‏ населению скотоводство,‏ высокие‏ формы‏ металлургии и гончарного‏ ремесла. Видимо, от‏ них многие‏ балтские‏ племена восприняли‏ традиции коневодства‏ и употребления в пищу кобыльего‏ молока,‏ о‏ чем впоследствии‏ с удивлением‏ сообщали средневековые‏ авторы.‏ Но, оседая‏ в европейских лесных массивах, степные‏ пришельцы постепенно‏ дичали‏ и в конце концов разделили судьбу позднейших кочевых‏ орд, постепенно‏ растворившись‏ в местном‏ населении, в том числе и‏ среди славян.‏ Тех‏ из‏ них, кто‏ сохранил самобытность до‏ начала «письменной‏ эпохи»‏ в Европе,‏ античные авторы отождествили с киммерийцами.

Племенные‏ и языковые‏ различия‏ внутри‏ индоевропейского населения Европы тогда‏ едва наметились.‏ Огромный варварский‏ мир‏ между‏ Дунаем и Балтийским‏ морем оставался безлик‏ и безымянен.‏ Его‏ объединял солнечный‏ культ и‏ связанные с ним религиозно-символические представления.

Солнечная‏ символика‏ была‏ чрезвычайно разнообразна.‏ Бытовые изделия‏ и предметы‏ вооружения‏ покрывались изображениями‏ концентрических кругов, колёс, крестов, бычьих‏ рогов, лебедей‏ и‏ других водоплавающих птиц. Смерть также являлась в виде‏ очистительного огня‏ погребального‏ костра, и‏ сосуд с горсткой человеческого пепла‏ ставился в‏ середину‏ круга‏ из камней‏ — магического знака‏ солнца.

Эта культурно-историческая‏ общность,‏ просуществовавшая в‏ Средней Европе с XVI по‏ VII вв.‏ до‏ н.‏ э., известна под именем‏ культуры полей‏ погребальных урн.‏ В‏ её‏ границах завершилось формирование‏ основных этносов древней‏ Европы: италиков,‏ кельтов,‏ иллирийцев, германцев.

Картограф: О.А.Коробова
Картограф: О.А.Коробова

А‏ что же‏ славяне?

Славянская прародина залегла в северо-восточном‏ углу‏ Европы,‏ в междуречье‏ Одера и‏ Вислы, посреди‏ лесов,‏ озёр и‏ болот, вдали от морей, горных‏ хребтов и‏ степей.‏ Её археологический двойник носит название лужицкой культуры (по‏ первым находкам‏ в‏ местечке Лужица,‏ в современной Польше).

На этой территории‏ славянская речь‏ выделилась‏ из‏ индоевропейской семьи‏ языков в особый‏ диалект или‏ языковую‏ ветвь (филологи‏ относят это событие к III‏ тысячелетию до‏ н.‏ э.).‏ Именно здесь впервые прозвучало‏ самоназвание славян‏ в его‏ древнейшей‏ форме‏ — «словене», то‏ есть «люди слова»,‏ «владеющие речью»,‏ «внятно‏ говорящие», в‏ отличие от‏ их западных соседей — «немцев»‏ («немых»).‏ У‏ некоторых славянских‏ племён оно‏ впоследствии закрепится‏ в‏ качестве племенного‏ этнонима: словаки, словенцы, словинцы, ильменские‏ (новгородские) словене.

Лужицкие‏ племена‏ занимались скотоводством, земледелием и уже применяли для пахоты‏ не только‏ соху,‏ но и‏ плуг. Мужчины обладали высоким социальным‏ статусом в‏ качестве‏ хозяев‏ и воинов.‏ Бронзовые мечи, топоры,‏ серпы изготовлялись‏ с‏ высоким мастерством.‏ Не позже IX в. до‏ н. э.‏ лужичане‏ научились‏ обрабатывать железо, и спустя‏ столетие изготовление‏ из него‏ оружия‏ и‏ предметов хозяйственного обихода‏ стало обычным делом.‏ Жилищами служили‏ так‏ называемые «столбовые‏ дома», стены‏ которых воздвигали из вертикально вкопанных‏ столбов‏ с‏ плетнём, обмазанным‏ глиной; посёлок‏ окружали земляным‏ валом.‏ Хоронить умерших‏ лужичане продолжали в погребальных урнах.

На‏ территорию лужицкой‏ культуры‏ ведёт нас и самая ранняя литературная традиция, связанная‏ со славянами.‏ Но‏ об этом‏ в следующий раз.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!

Последняя война Российской империи (описание и заказ)

https://sergeytsvetkov.livejournal.com/476612.html

Мой телеграм-канал @gerodot_history

ВКонтакте https://vk.com/id301377172