Найти в Дзене

Эжен Каррьер. Туманная атмосфера материнства и любви при помощи нескольких тонов серого цвета

Оглавление

Эжен Каррьер (1849-1906) — художник одного идеально созданного и узнаваемого стиля. Его картины не вписываются в общую картину искусства конца XIX века — настолько они необычные и непохожие ни на что: от выбора сюжетов до сокращения цветов и использования парочки серо-коричневых оттенков.

Кто такой Эжен Каррьер

Эжен Каррьер вырос в Стасбурге, получил начальное художественное образование, работал литографом. Был в Париже, где восхищался работами Рубенса, жил в Лондоне, где без конца рассматривал картины Уильяма Тёрнера. Увиденное впечатлило Каррьера — он понимает, что не хочет заниматься литографией или быть, как его отец, страховым агентом.

Автопортрет, ок. 1893
Автопортрет, ок. 1893

Каррьер поступает в Школу изящных искусств (отец был очень против). Учился у Александра Канабеля (французский художник, писал в академическом стиле), но не доучился, так как в 1870 году началась франко-прусская война. После войны работал в мастерской у Жюля Шере (литограф, мастер плакатов) и восстановился на учебе. Интересно, что учеба и работа у Каррьера были совершенно противоположны его творчеству.

Чтобы содержать семью, Каррьер работал и на фарфором заводе — тогда картины его не особо ценились, а участие в Салоне 1878 года осталось незамеченным. Там он познакомился со скульптором Огюстом Роденом — они дружили всю жизнь и поддерживали друг друга.

В середине 1880-х Каррьер начинает писать свои главные картины. Сокращает цветовую гамму до парочки серых и коричневых оттенков, вводит туманную и загадочную атмосферу. Отсутствие четких контуров и форм, интерьеров и окружающего мира — картины напоминают сновидение. Творчество Каррьера далеко как от академизма, так и от импрессионизма и постимпрессионизма — ни на что не похоже. И вряд ли кто-то писал так же, как Каррьер.

Эжен Каррьер. Семья
Эжен Каррьер. Семья
Эжен Каррьер. Оловянная кружка
Эжен Каррьер. Оловянная кружка

С конца 1880-х Эжен Каррьер начинает преподавать в своей мастерской. Он старался уйти от традиций Школы изящных искусств с ее античной направленностью, цветами и идеальными формами.

Эжен Каррьер. Наматывание шерсти, 1887
Эжен Каррьер. Наматывание шерсти, 1887

В 1890 основал Академию на улице Ренн. Там учились Анри Матисс, Андре Дерен, Франсис Журден и многие другие. Формально Академии Каррьера не существовало — это было объединение художников, которые восхищались творчеством Эжена и хотели чему-то научиться именно у Каррьера. Многие ученики стали фовистами (фовизм — художественное авангардное течение начала XX века), хотя назвать творчество Каррьера и фовистов похожим очень сложно (нереально). Тут общим выступал отход от натурализма в пользу эмоционального и психологического искусства. С помощью цветов и отсутствия четких контуров художники пытались вызвать отклик от смотрящего. Им не нужно было восхищение от увиденного, они не хотели создавать понятную и идеально выверенную картину — только чувства, которые должны возникать.

При жизни Каррьер был популярен: он постоянно выставляется в Салоне, у него заказывают портреты, он дружит с известными людьми. Со скульптором Огюстом Роденом вместе выставляли работы и посещали художественные вечеринки. Каррьер создал литографию для павильона Родена на Всемирной выставке 1900 года.

Символизм и Каррьер

В 1886 году поэт Жан Мориас публикует «Манифест символистов», где пишет о важности идеи или эмоции над реалистичным содержанием или идеальной картинкой. Эмоции зрителей (или читателей) можно получить с помощью линий, красок, атмосферы или композиции — не важно, натуральный это все приобретает вид или нет.

Эжен Каррьер — художник-символист. И писать так он начал за несколько лет до выхода «Манифеста символистов». И, как многие родоначальники символизма, писал о любви и страхе, боли и смерти — только по-своему. Особенно сильны у символистов были женские персонажи, и каждый вкладывал в образ какой-то смысл. Вот у Каррьера была тема материнства и всяких задумчивых дам. А кто-то предпочитал роковых женщин.

Модели для картин — жена и дети Каррьера.

Эжен Каррьер. Молодые матери, 1900
Эжен Каррьер. Молодые матери, 1900
Эжен Каррьер
Эжен Каррьер
Эжен Каррьер. Поцелуй матери, 1899. Картина живет в Пушкинском музее — в Россию ее привез коллекционер Михаил Морозов.
Эжен Каррьер. Поцелуй матери, 1899. Картина живет в Пушкинском музее — в Россию ее привез коллекционер Михаил Морозов.
Эжен Каррьер. Женщина, опирающаяся на стол, 1893
Эжен Каррьер. Женщина, опирающаяся на стол, 1893
Эжен Каррьер. Девушка с распущенными волосами, 1900-1905
Эжен Каррьер. Девушка с распущенными волосами, 1900-1905

Сам Каррьер отрицал какую-либо причастность к творчеству символистов. Он создавал собственный художественный мир, не похожий на остальное искусство. И очень странно, что сейчас Каррьер не особо популярен.

Каррьер создавал скульптуры на холсте. Или как далекие детские воспоминания материнских прикосновений. Что-то такое туманное и очень загадочное (как кажется на первый взгляд). Или тайна, которую знаешь только ты. Есть что-то завораживающее в его картинах — каждый найдет что-то свое.

Эжен Каррьер. Созерцатель, 1901
Эжен Каррьер. Созерцатель, 1901
Эжен Каррьер. Материнство
Эжен Каррьер. Материнство
Эжен Каррьер. Портрет женщины
Эжен Каррьер. Портрет женщины

Каррьер умер в 1906 году от рака горла. После смерти его творческое наследие как-то затерялось и забылось — мало кто помнит художника-символиста с его туманными уютными картинами.

Если есть возможность — сходите в Пушкинский музей в Москве, посмотрите на картины Каррьера. Ни с чем не сравнимое чувство видеть «Поцелуй матери» своими глазами на стене.