Найти тему

Выпуск №2.1800 год (ч5)

Часть №5. Знамена войска Донского VII века
Часть №5. Знамена войска Донского VII века

Знамена войска Донского 17 века

Вернемся к регалиям войска Донского, о которых шла речь в первом выпуске. И поговорим о знамёнах, жалованных войску в XVII веке русскими монархами. Они занимали особое место в регалиях казаков, и это не удивительно, так как казаки - это в первую очередь воины, а для каждого воина знамя - священно.

Под разными именами (стяги, хоругви, хорунки, бунчуки и т.д.) знамя было важнейшим символом любого войска. Оно первоначально исполняло роль ориентира в гуще рукопашной схватки, где смешались свои и чужие. Показывало в бою, где дерутся свои, куда должен пробиваться воин, потерявший из виду товарищей. Каждая из противоборствующих сторон стремилась лишить неприятеля его ориентиров, «подсечь» вражеские стяги. Но сделать это было непросто: вокруг знамени сплачивались воины, и добраться до него атакующие могли, лишь истребив всех, стоящих на пути. По этой причине знамена стали символами геройства и доблести. Их нельзя было бросить, как бы трудно ни было. За ними надо было идти до конца, они всегда напоминали воину о долге и чести.

По мере формирования войсковых общностей и государственности на Руси, на знамена стали наносить символы единства: веры или знаки государства. Они стали условно делиться на войсковые жалованные (праздничные) и станичные или сотенные (походные). О первых и пойдет речь в этой статье.

Войсковые знамена, жалованные русскими государями, выносились в Круг, когда казаки собирались для решения, какого-либо, общего дела: как избрание Атамана и другой старшины, суд над большими преступниками и т.п. В строй знамя выносилось, если в поход шел сам атаман, в ином случае, донцы ходили под знаменами походного атамана. Помимо войскового знамени, были у казаков сотенные знамена. Они были небольшие и просты в изготовлении. К четырехугольной основе пришивалось два хвоста длиной от 2-х до 3-х аршин. На основу могли наноситься кресты, иконы, она могла обшиваться каймой. Как правило, сотенные знамена изготавливались казаками сами, но иногда и жаловались государем.

Знамя, жалованное донским казакам в 1614 году Михаилом Федоровичем Романовым. Реконструкция
Знамя, жалованное донским казакам в 1614 году Михаилом Федоровичем Романовым. Реконструкция

Первое царское знамя, о котором известно, было пожаловано Войску в 1614 году царем Михаил Федоровичем Романовым. Привезено оно на Дон вместе с жалованием, грамотой (датированной 14 марта) атаманом Игнатием Бедрищевым, который был со станицей (командой казаков) в Москве с челобитной о присылке жалования и знамени. В грамоте на имя атаманов Смаги Степанова и Епихи Радилова изложена следующая запись о присланном знамени: «И мы вас пожаловали, послали к вам наше жалование, наше Царское знамя…. и вам бы с тем знаменем против наших недругов стоять, на них ходить и, прося у Бога милости, над ними промышляти, сколько милосердный Бог помощи подаст…». Вместе с атаманом прибыл царский стольник Опухтин, который на Кругу в Раздорском городке представил знамя и зачитал грамоту государя. Был совершен молебен за царское милосердие и выражены благодарности за пожалованные дары.

Этот момент запечатлен на картине Дмитрия Николаевича Кардовского, который написал её для Вознесенского собора Новочеркасска в 1903 году. Сразу бросается в глаза, несоответствие изображенного замени, его описанию в документах.

Кардовский Д.Н. "Прибытие на Дон царского знамени в 1614 году". 1903 год. Новочеркасский музей истории донского казачества.
Кардовский Д.Н. "Прибытие на Дон царского знамени в 1614 году". 1903 год. Новочеркасский музей истории донского казачества.

Жалованное Войску знамя отличалось от полковых царских знамен, на которых были изображения православного содержания («иконы»). Объяснялось это тем, что донские казаки в те времена были союзниками русского престола, а не подданными. О том, как выглядело первое знамя, мы можем узнать из книги Лукьяна Яковлева «Русские старинные знамена», а также из исторических материалов «Донские дела». Первая книга издана в 1865 году, помощником директора Оружейной палаты.

Знамя было большого размера (в длину: по верхней кромке 230 см по нижней кромке 440 см) с откосом по верхней кромке из камки кармазистой (вид шелковой ткани), опушка из камки адамашки лазоревой. В центе знамени золотыми красками был написан «орел пластанный золотой на обе стороны, а по середине орла, в клейме, Государев образ на коне колет змия, около звезды; а на кайме писано по серебру, месты
(текст пожалования), государева полная титла (текст титула), а меж подписи травы писаны золотом». Текст гласил: «Повелением Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца и при Его Государеве сыне, при Благородном Царевиче и Великом Князе Алексее Михайловиче писано сие знамя на Дон Донским атаманам и казакам, лета 7152, августа в 27 день». По этому описанию, приведена на рисунке реконструкция.

Знамя это сгорело в 1643 году вместе с часовней, в которой оно находилось, на Монастырском острове при нападении на него турок. В челобитной от 4 июля 1644 года атаман Панька Федоров и все войско Донское просило пожаловать новым знаменем взамен сгоревшего. Челобитную в Москву привез со станицей атаман Филат Селиверстов. Он же и вернулся на Дон с новым знаменем и похвальной грамотой 2 ноября 1644 года.

Было ли оно точной копией первого знамени неизвестно. Наверное «титла» была другой, и возможно, помимо орла, было изображение Спаса нерукотворного. Об этом говорят расспросные речи атамана Максима Пещурова, который прибыл со станицей в Москву в августе 1646 года. В челобитной от казаков содержалась просьба к уже новому царю Алексею Михайловичу о выдачи нового знамени «полегче, чтобы одному человеку носить было мочно».

Молодой царь после выяснения, какое знамя было уже жаловано и какое нужно, повелел изготовить новое знамя, древко и чехол. На Дон оно было отправлено вместе с царской грамотой от 25 сентября 1646 года, с атаманами Наумом Васильевым и Максима Пещуровым. В грамоте значилось: «И мы великий государь царь и великий князь всея Руси самодержец, вас атаманов и казаков и все Донское Войско и вольных людей, за вашу к нам, великому государю прямую службу, что вы нам великому государю служите и о нашем государственном деле радеете и над Крымскими и над Нагайскими людьми, которые нам великому государю непослушны, промышляете, не щедя голов своих, жалуем, милостливо похваляем; и станичников ваших, атамана Наума Васильева сотоварищи, пожаловав нашим царским жалованием, велели отпустить к вам на Дон, не задержав; а с ним велели послать к вам нашего царского величества знамя». Этот текст был приурочен к разгрому войск крымского царевича (нуратдина) Донат Гирея, который совершил набег в 1645 году на донские земли.

Знамя, жалованное Алексей Михайловичем, повторяло первое, только было уменьшено. Его длина по верхней кромке составляла 142 см, по нижней - 284 см, и цвет опушки был зеленый. Текст пожалования на знамени гласил: « Повелением Великого государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Руси. Самодержца и многих государств государя и обладателя послано сие знамя на Дон. Донским атаманам и казакам, лета 7154 августа».

Когда знамя доставили на Дон точно неизвестно. Известно, что станичные атаманы Наум Васильев и Максим Пещуров остались на зимовку в Воронеже и тронулись на Дон только весной 1647 года.

Следует отметить, что у этих первых донских знамен, если верить описаниям, откос был по верхней кромке, т.е. длинная сторона треугольника «тетива» была направлена ввверх. На сохранившихся изображениях царских знамен середины XVII века, откос был по нижней кромке, «тетива» направлена вниз.

Знамена в те времена, как правило, были писанными, т.е. расписывались специальными красками, в том числе золотыми и серебряными. А значит, быстро ветшали, с учетом условий хранения. Два десятилетия донские казаки, действовали по большей части автономно, в морских походах на турок и татар, воюя со всеми, в том числе и сами с собой. После подавления восстания Степана Разина, отношения с Москвой нужно было налаживать. Снова донские казаки просили пожаловать их знаменем, тем самым выражая покорность. В 1673 году последовал именной царский указ Алексея Михайловича: «...взять из Казенного приказа в Оружейную палату на знамя полковое Донскому Атаману и всему войску тафт разных цветов белой 10 аршин, алой 4 аршина, черной 2 аршина и по Государеву Цареву и великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малыя и Белыя России Самодержца указу Казначею Афонасью Самойловичу Нарбекову да дьяку Федору Максимову учинить о том по указу великого Государя».

Знамя, жалованное донским казакам Алексеем Михайловичем в 1673 году. Реконструкция.
Знамя, жалованное донским казакам Алексеем Михайловичем в 1673 году. Реконструкция.

Но, то ли намеренно, чтобы выразить дипломатически недовольство непослушанием казаков, то ли по неисполнительности казначея, но приказание царя исполнено не было. На Дон было выслано знамя более низкого разряда. Оно было взято из знамён, уже изготовленных по наряду Стрелецкого приказа «для задних палат» и как все сотенные знамена было прямоугольное. Из переписки по этому делу известно, что «знамя послано середина тафта черевчатая, кайма тафта белая, длиною по верхней кайме четыре аршина без двух вершков, шириною три аршина без двух вершков, кайма шириною шесть вершков». В середине, сверху под каймою написан золотой крест, под крестом в клейме золотой лев с серебряным мечом; клеймо обведено ветвью с листьями, около клейма десять веточек. Кайму украшают 8 репьев, между которыми 8 веток. Знамя расписывал золотом и серебром придворный живописец Иван Безминов. Кто доставил его на Дон неизвестно: воевода Хитрово или атаман Фрол Минаев, который был в Москве с зимней станицей.

По указу нового молодого царя Федора Алексеевича от 30 января 1679 году на Дон атаману Михаилу Самаренину и сотоварищи было отправлено новое полковое знамя из лазоревой тафты с алыми каймами. Знамя было пожаловано за отвагу и преданность казачьих полков Михаила Самаренина и Фрола Минаева а составе русского гарнизона при обороне крепости Чигирин от осады турок и крымцев в 1678 году.

Знамя выделялось по своему содержанию, красоте и сложности исполнения. Возможно, это связано с принятием присяги донских казаков царю. Впервые на знамени был изображен восьмиконечный крест « с подножием». Его примерное (масштаб не выдержан) изображение реконструировано на рисунке ниже.

Знамя, жалованное донским казакам Федором Алексеевичем в 1679 году. Реконструкция.
Знамя, жалованное донским казакам Федором Алексеевичем в 1679 году. Реконструкция.

Полотнище знамени было больших размеров, с откосом по нижней кромке. Длина по верхней кромке составляла около 390 сантиметров, по нижней кромке – 109 сантиметров, ширина 187 сантиметров. Знамя было расписано золотом, серебром и дорогими иноземными красками: «баканом и ярью венецианской». В центре полотнища, с обеих сторон, был изображён серебряный « … крест о пяти степенях (пятиступенчатое основание) с тростью и копьём». С правой стороны полотнища было изображено золотое солнце с лучами, а с левой – серебряный месяц. Над крестом, художник, золотом и серебром нанёс надпись в две строки: «Иисус Назаренин Царь Иудейский» и «Исус Христос». На одной из сторон у подножия креста, на первой и второй ступени, была нанесена по яри венецианской золотая надпись: «Сие знамя, Великий государь, Царь и великий Князь Фёдор Алексеевич всея, великия и малыя, и белыя России Самодержец, пожаловал атаману и всему Донскому войску, на победу врагов Божьих, и противящихся нам, лета 7178 (1679 г.), Генваря в 22 день». С каждой стороны креста, художник изобразил по три серебряных клейма, в которых были написаны чернилами молитвы. Лазоревый откос знамени был украшен серебром по бакану 26 большими и малыми звёздами. 76 таких же звёзд, украшали и алую кайму. На другой стороне по кайме писаны травы золотом, серебром, баканом и ярью венецианской.

Последнее знамя просуществовало недолго. В челобитной от 15 января 1687 года войсковой атаман Фрол Минаев просил пожаловать таким же знаменем великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей. Что произошло со старым? Непонятно! Известно, о грандиозном пожаре, который уничтожил весь Черкасск, в том числе и все казачьи регалии. Какой был ответ на просьбу Минаева неизвестно.

Следующее упоминание о знамени, появляется в указе государей в феврале 1695 года перед Азовским походом. Велено пожаловать войску Донскому новое знамя — «середина в тафте белой, опушка в тафте красной; на нем писан золотом орел двоеголовый». При этом, как свидетельствуют документы, на Дон, в соответствии с указом отправили нужное для пошива количество разноцветной ткани: «...послать на Дон, к Донским атаманам и казакам, к войсковому атаману Фролу Минаеву и ко всему войску Донскому, на войсковое знамя пять аршин тафты белой, да пять аршин тафты же красной ... из Казенного приказу». Кто на Дону должен был изготовить знамя непонятно. Рисунки знамени не сохранились, да и неизвестно, было ли оно изготовлено.

Таким образом, за столетие войско было жаловано царскими знаменами шесть раз, всеми монархами, правившими за этот период, не считая сотенные или станичные знамена.