В 1912 году были организованы три российские арктические экспедиции. Все три экспедиции закончились трагически. Шхуна Седова вернулась без него в Архангельск. Коч Русанова "Геркулеса" считался пропавшим. Но несколько лет назад предметы с него и человеческие останки нашли на Таймыре.
Прототипы романа Каверина "Два капитана"
А вот о парусно-паровой баркентине "Святая Анна" и её экипаже под руководством Г. Л. Брусилова до сих пор ничего не известно. Они пытались пройти Северным морским путем.
"Ньюпорт"
Спущено на воду в Великобритании 20 июля 1867 года на верфи в Пембрук-Док. Назвали "Ньюпортом". 31 марта 1868 года «Ньюпорт» под командованием Джорджа Нэрса направлено в Средиземное море.
Там выполнял работы по промеру глубин при строительстве Суэцкого канала. Он же был первым кораблём, прошедшим по каналу после официального открытия в ноябре 1869 года.
Пандора II
В 1881 году частное лицо Ален Юнг выкупил "Ньюпорт" у Британского адмиралтейства.
До этого Юнг пытался на судне "Пандора" пройти Северо-Западный проход за одну навигацию.
Также он пытался найти следы пропавшей экспедиции Джона Франклина. Английский мореплаватель Джон Франклин пытался пробиться через Северо-Западный проход на бомбардирском корабле "Террор", но пропал без вести. Пропало и второе судно экспедиции "Эребус".
Недавно эти судна нашли. Археологи уже спускаются к ним и поднимают артефакты - Археологи вскрыли офицерские каюты на затонувшем в 1845 году «Эребусе»
Юнг переименовал "Ньюпорт" в "Пандора II" и использовал как личную яхту.
"Бленкатра"
Позже у "Пандоры" появился новый хозяин. Переименовал в "Бленкатру".
В 1890-х годах «Бленкатра» ходила к устью Енисея в торговую экспедицию.
Она обеспечивала организацию резервных складов продовольствия по маршруту плавания экспедиции Нансена на «Фраме».
В 1893 году в рейсе «Бленкатры» к берегам Сибири принял участие английский полярный исследователь Фредерик Джексон. Обследовал побережье между Обью и Печорой. В 1895 году вышла его книга об экспедиции.
"Бленкатра" участвовала в перевозке грузов для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
В 1898 году в круизе «Бленкатры» по Баренцеву морю, с заходом на Новую Землю и остров Колгуев, принял участие шотландский гидробиолог Уильям Спирс Брюс. Результат работы на «Бленкатре» Брюс опубликовал в 1899 году.
"Святая Анна"
Полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали фурор в мире. Георгий Львович Брусилов решился на арктическую экспедицию по Северному морскому пути под российским флагом.
В 1912 году организовал экспедицию в Арктику. Средства получил от родственников, которые дали ему денег, надеясь получить прибыль от зверопромысла в арктических широтах.
В Великобритании приобрел "Бленкатру". Хорошо сохранилась:
- «…так сохранилась, что ей трудно дать больше 20 лет, как бы усердно не искать изъянов в её шпангоутах, бимсах, кницах и обшивках» - штурман "Святой Анны" В.И.Альбанов
Судно было добротное, что отмечали и другие:
- «…нас встретил старший помощник капитана лейтенант Андреев Н. С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… „Св. Анна“ построена в 1867 году, грузоподъёмность её 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7—7,5 узлов… Пойдут вокруг Нордкапа, остановятся на 3—4 дня в Архангельске, далее — в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…» - репортёр петербургской газеты «Новое время» (выпуск от 18 июля 1912 года)
Под именем «Святая Анна» шхуна покинула Санкт-Петербург 10 августа 1912 года.
Трудности начались с самого начала. В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа отказалась плыть дальше. В том числе и судовой врач.
Тогда роль врача на себя взяла Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия. 21-летняя Жданко отправилась в путь как туристка до Александровска. Ей рекомендовали, чтобы поправить слабое здоровье.
В экспедиции остался Валериан Альбанов. Он имел опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и в Баренцевом море.
10 сентября 1912 года шхуна отправилась в Арктику. 17 сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море. 10 октября 1912 года шхуна остановилась во льдах у Ямала.
Летом 1913 года шхуну вынесло на Новую Землю. Судно затерло так, что не смогло выбраться и ко второй зиме. В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым. Припасов и топлива все меньше, команда болеет из-за употребления мяса полярных медведей, которое было заражено трихинеллёзом.
23 апреля 1914 года в точке с координатами 82°55,50′ с. ш. 60°45′ в. д. Валериан Альбанов покинул шхуну. Пешком пошел к земле с частью команды. Тринадцать человек с Брусиловым остались на корабле. Брусилов не готовился к пешим походам. Поэтому семь байдарок, закреплённых на санях изготовили на шхуне.
На судне вместе с Г.Л.Брусиловым осталась и Ерминия Жданко. На байдарках убывающих возглавил Валериан Альбанов. В конце концов остался живым из них с Альбановым только Александр Конрад.
Альбанов хотел добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он знал из книги Нансена, располагалась база английского полярного исследователя Джексона.
9 июля 1914 года Альбанов и матрос Александр Конрад добрались до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа).
20 июля к мысу Флора подошла шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова). Она и спасла Альбанова и Конрада.
Им невероятно повезло!
А вот о тех, кто остался на "Святой Анне" до сих пор ничего не известно. Не нашли и саму шхуну. Хотя искали в советское время.
Версии того, что произошло со шхуной:
- Судно сгорело
- Экипаж судна погиб от болезни
- Судно освободилось от льдов в самый разгар Первой мировой войны. На пути в порт германские субмарины потопили шхуну
- Судно погибло в результате зимнего шторма в Северной Атлантике