Найти в Дзене
История и культура Евразии

Паровая шхуна "Святая Анна": полярная экспедиция Брусилова и ее исчезновение в горниле Первой мировой войны

Оглавление

В 1912 году были организованы три российские арктические экспедиции. Все три экспедиции закончились трагически. Шхуна Седова вернулась без него в Архангельск. Коч Русанова "Геркулеса" считался пропавшим. Но несколько лет назад предметы с него и человеческие останки нашли на Таймыре.

Прототипы романа Каверина "Два капитана"

Таймыр (Таймырский полуостров) — крупнейший полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых.
Таймыр (Таймырский полуостров) — крупнейший полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых.

А вот о парусно-паровой баркентине "Святая Анна" и её экипаже под руководством Г. Л. Брусилова до сих пор ничего не известно. Они пытались пройти Северным морским путем.

"Ньюпорт"

Спущено на воду в Великобритании 20 июля 1867 года на верфи в Пембрук-Док. Назвали "Ньюпортом". 31 марта 1868 года «Ньюпорт» под командованием Джорджа Нэрса направлено в Средиземное море.

Джордж Стронг Нэрс (24 апреля 1831, Ллансенсельд под Эбергэвенни в Монмутшире — 17 октября 1915, Суррей) — британский моряк, полярный исследователь.
Джордж Стронг Нэрс (24 апреля 1831, Ллансенсельд под Эбергэвенни в Монмутшире — 17 октября 1915, Суррей) — британский моряк, полярный исследователь.

Там выполнял работы по промеру глубин при строительстве Суэцкого канала. Он же был первым кораблём, прошедшим по каналу после официального открытия в ноябре 1869 года.

Пандора II

В 1881 году частное лицо Ален Юнг выкупил "Ньюпорт" у Британского адмиралтейства.

До этого Юнг пытался на судне "Пандора" пройти Северо-Западный проход за одну навигацию.

Карта Северо-западного прохода с населенными пунктами
Карта Северо-западного прохода с населенными пунктами

Также он пытался найти следы пропавшей экспедиции Джона Франклина. Английский мореплаватель Джон Франклин пытался пробиться через Северо-Западный проход на бомбардирском корабле "Террор", но пропал без вести. Пропало и второе судно экспедиции "Эребус".

Недавно эти судна нашли. Археологи уже спускаются к ним и поднимают артефакты - Археологи вскрыли офицерские каюты на затонувшем в 1845 году «Эребусе»

Экспедиция Франклина 1845—1847 годов или Пропавшая экспедиция Франклина — экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году.
Экспедиция Франклина 1845—1847 годов или Пропавшая экспедиция Франклина — экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году.

Юнг переименовал "Ньюпорт" в "Пандора II" и использовал как личную яхту.

"Бленкатра"

Позже у "Пандоры" появился новый хозяин. Переименовал в "Бленкатру".

В 1890-х годах «Бленкатра» ходила к устью Енисея в торговую экспедицию.

Она обеспечивала организацию резервных складов продовольствия по маршруту плавания экспедиции Нансена на «Фраме».

Норвежская полярная экспедиция 1893—1896 годов на корабле «Фрам» преследовала цели исследования высоких широт Арктики и достижения географического Северного полюса.
Норвежская полярная экспедиция 1893—1896 годов на корабле «Фрам» преследовала цели исследования высоких широт Арктики и достижения географического Северного полюса.

В 1893 году в рейсе «Бленкатры» к берегам Сибири принял участие английский полярный исследователь Фредерик Джексон. Обследовал побережье между Обью и Печорой. В 1895 году вышла его книга об экспедиции.

"Бленкатра" участвовала в перевозке грузов для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.

В 1898 году в круизе «Бленкатры» по Баренцеву морю, с заходом на Новую Землю и остров Колгуев, принял участие шотландский гидробиолог Уильям Спирс Брюс. Результат работы на «Бленкатре» Брюс опубликовал в 1899 году.

"Святая Анна"

Полярные экспедиции Нансена, Пири, Амундсена и Скотта вызвали фурор в мире. Георгий Львович Брусилов решился на арктическую экспедицию по Северному морскому пути под российским флагом.

Георгий Львович Брусилов (19 мая 1884 — 1914 или позже) — российский исследователь Арктики, лейтенант флота. Участник русско-японской войны (1904—1905), участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1911).
Георгий Львович Брусилов (19 мая 1884 — 1914 или позже) — российский исследователь Арктики, лейтенант флота. Участник русско-японской войны (1904—1905), участник гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1911).

В 1912 году организовал экспедицию в Арктику. Средства получил от родственников, которые дали ему денег, надеясь получить прибыль от зверопромысла в арктических широтах.

В Великобритании приобрел "Бленкатру". Хорошо сохранилась:

  • «…так сохранилась, что ей трудно дать больше 20 лет, как бы усердно не искать изъянов в её шпангоутах, бимсах, кницах и обшивках» - штурман "Святой Анны" В.И.Альбанов

Судно было добротное, что отмечали и другие:

  • «…нас встретил старший помощник капитана лейтенант Андреев Н. С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… „Св. Анна“ построена в 1867 году, грузоподъёмность её 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7—7,5 узлов… Пойдут вокруг Нордкапа, остановятся на 3—4 дня в Архангельске, далее — в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу…» - репортёр петербургской газеты «Новое время» (выпуск от 18 июля 1912 года)

Под именем «Святая Анна» шхуна покинула Санкт-Петербург 10 августа 1912 года.

Шхуна «Святая Анна» в реке Неве, возле Благовещенского моста в Санкт-Петербурге, перед началом экспедиции Г. Л. Брусилова
Шхуна «Святая Анна» в реке Неве, возле Благовещенского моста в Санкт-Петербурге, перед началом экспедиции Г. Л. Брусилова

Трудности начались с самого начала. В Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа отказалась плыть дальше. В том числе и судовой врач.

Тогда роль врача на себя взяла Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М. Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия. 21-летняя Жданко отправилась в путь как туристка до Александровска. Ей рекомендовали, чтобы поправить слабое здоровье.

В экспедиции остался Валериан Альбанов. Он имел опыт лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и в Баренцевом море.

10 сентября 1912 года шхуна отправилась в Арктику. 17 сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море. 10 октября 1912 года шхуна остановилась во льдах у Ямала.

Летом 1913 года шхуну вынесло на Новую Землю. Судно затерло так, что не смогло выбраться и ко второй зиме. В сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым. Припасов и топлива все меньше, команда болеет из-за употребления мяса полярных медведей, которое было заражено трихинеллёзом.

Карта района экспедиции лейтенанта Брусилова в 1912—1914 гг. из книги В. И. Альбанова «На юг к Земле Франца Иосифа!» — Петроград, 1917 год
Карта района экспедиции лейтенанта Брусилова в 1912—1914 гг. из книги В. И. Альбанова «На юг к Земле Франца Иосифа!» — Петроград, 1917 год

23 апреля 1914 года в точке с координатами 82°55,50′ с. ш. 60°45′ в. д. Валериан Альбанов покинул шхуну. Пешком пошел к земле с частью команды. Тринадцать человек с Брусиловым остались на корабле. Брусилов не готовился к пешим походам. Поэтому семь байдарок, закреплённых на санях изготовили на шхуне.

На судне вместе с Г.Л.Брусиловым осталась и Ерминия Жданко. На байдарках убывающих возглавил Валериан Альбанов. В конце концов остался живым из них с Альбановым только Александр Конрад.

Альбанов хотел добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он знал из книги Нансена, располагалась база английского полярного исследователя Джексона.

Валериан Иванович Альбанов (1882—1919) — полярный штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна»
Валериан Иванович Альбанов (1882—1919) — полярный штурман, участник дрейфа на паровой шхуне «Святая Анна»

9 июля 1914 года Альбанов и матрос Александр Конрад добрались до старой базы Джексона на мысе Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа).

20 июля к мысу Флора подошла шхуна «Святой Фока» (экспедиции Седова). Она и спасла Альбанова и Конрада.

Им невероятно повезло!

А вот о тех, кто остался на "Святой Анне" до сих пор ничего не известно. Не нашли и саму шхуну. Хотя искали в советское время.

Версии того, что произошло со шхуной:

  • Судно сгорело
  • Экипаж судна погиб от болезни
  • Судно освободилось от льдов в самый разгар Первой мировой войны. На пути в порт германские субмарины потопили шхуну
  • Судно погибло в результате зимнего шторма в Северной Атлантике

В связи с тем, что в мире полыхала мировая война, а в России гражданская война выжившие члены команды "Святая Анна" вполне могла исчезнуть уже позже - в горниле кровавых событий.