Одним из новшеств, которые царь Петр внедрил в России после своего возвращения из Великого Посольства, стала календарная реформа - государь поменял порядок исчисления времени. 19 и 20 декабря 1699 года царь издал два указа и, по мановению «волшебной палочки», а точнее царской волей, начало нового, 1700-года сместилось с 1 сентября на 1 января. Кроме того, поменялось летоисчисление. Теперь года было велено считать «от Рождества Христова», а не «от Сотворения мира».
В результате 1699 год в истории России получился особенным - он продолжался всего 4 месяца: с сентября по декабрь. А потом сразу и бесповоротно наступил 1700 год, в который Россия влезла в длинную Великую Северную войну.
Интересно, что Петр, славящийся своей решительностью в поступках, с этой реформой обошелся относительно аккуратно. В церковной практике сохранили прежнюю систему летоисчисления и празднования наступления нового года. В государственной практике перешли на новую систему. Новое летоисчисление внедряли постепенно, но когда царь пишет и считает «по-новому», а ты его друг и сподвижник, то тоже волей-неволей, пойдешь за начальником. И твой подчиненный поступит точно также. Так постепенно и перешли.
Интересно, что нововведение поначалу восприняли «в штыки» даже близкие к Петру люди (впрочем, многие идеи и новшества Петра так воспринимали, он на это не обращал внимания).
Почему?
Потому что начало нового года тогда воспринималось именно как завершение еще одного года от момента сотворения мира Богом. А когда Бог мог сотворить мир? Да тогда, когда это делать лучше всего. А когда лучше всего? Конечно, в конце оета - начале осени, когда стоит теплая погода и самое время народиться большому количеству полезных плодов. Следовательно, новый год должен наступать в сентябре, а не в январе, когда стоит стужа и все люди и Бог тоже, «дома сидят, телевизор смотрят». Не до сотворения мира в январскую стужу знаете ли.
Интересно, что Петр нашел на это неубиенный аргумент, с которым невозможно спорить. Он просто объяснил сомневающимся сподвижникам простую вещь: то, что христианство появилось не в заснеженных русских землях, а в теплых краях, на Святой Земле. Логично считать, что именно там Бог и занимался сотворением мира. А на Святой земле - в январе нет никакого мороза, там уже тепло, потому что там всегда намного теплее, чем в Москве. Поэтому ничего удивительного в том, что Бог сотворил мир в январе нет. И можно не сомневаться и смело переходить на отсчет нового года с 1 января.
Что мы с вами теперь и делаем :)