Занимаясь психологией и педагогикой, сколько же раз я натыкалась на очень-очень-очень важное к применению правило - НЕ СПЕШИ. Не стремись скормить клиенту (или ученику) слона за один раз!
Часто наша мыслительная система на автопилоте "думает", что раз уж ОНА какой-то материал узнала, усвоила, получила за счëт этого оправданный положительный результат...То и ДРУГИЕ тоже могут это сделать за то же, или ещё более короткое время. Основное убеждение, закрепляющее ход подобных мыслей - в том, что корень проблем ДРУГОГО - в незнании. Мол, Я, так долго "странствовал" в проблеме, потому что не знал дороги и блуждал. Но вот Я вышел из лабиринта...Теперь быстренько ДРУГОМУ дорогу расскажу, он пулей из него вылетит по МОЕЙ гениальной наводке, перестанет страдать и воцарится счастье во всëм мире!
Звучит отлично! Правда?
На деле оказывается, что, да, конечно, личный опыт выхода из проблем и профессиональные психологические знания (читай ЗУН) - хорошее подспорье для общей ориентировки в теме. Более того, некоторым клиентам - только это и нужно! Они с удовольствием и заботой возьмут у ВАС охапку опыта и применят его по всем правилам психологического этикета. Вы будете довольны клиентом, его результатами и конечно же - СОБОЙ! Но вот в чëм засада. Привыкнув к таким "удобным" людям можно забыть, что ДРУГИЕ могут обладать рядом нюансов... Например:
1) ВАШЕ состояние может НАСТОЛЬКО СИЛЬНО отличаться от состояния клиента, в лучшую сторону, что ВЫ, в его глазах окажетесь тренером подгоняющим человека с переломанными руками и ногами, криками : "Давай! Ты сможешь". ДРУГОЙ не сможет это ВАМ объяснить. Он просто усилит поток своих жалоб.
2) У каждого человека СВОЙ лабиринт. ВАШ, реально мог быть легче.
3) У каждого - свой темп, частично определяемый темпераментом.
4) Сетка знаний, на которую опирается клиент, может существенно отличатся от Вашей. Возможно, прежде чем ВЫ сможете поделиться ценным опытом, нужно будет обучить его СВОЕМУ психологическому языку или научиться говорить на смысловом языке клиента. Это занимает некоторое время, иногда очень значительное.
5) Мне нравится сравнивать психическую жизнь человека с игрой в ТЕТРИС. С "неба" на каждого, с рождения, падают задачи. Падают и падают. Сначала простые, потом всë сложнее и сложнее...И вот приходит человек на приëм, а у него ПУСТОТЫ в этом тетрисном фундаменте жизни. Игра уже давно застряла на начальных уровнях. Сколько сверху деталей не накладывай, сколько не вращай вокруг оси - психологическое состояние + - остаётся ЗАЛИПШИМ . Нужно более ранние этапы поднимать. И тут НЕ ПРО "ДАВАЙТЕ РЫТЬ ЯМУ В ПРОШЛОЕ И ОБВИНЯТЬ РОДИТЕЛЕЙ". А про осознание нереализованных потребностей на более ранних этапах развития, которые никуда не делись. А так же детских "дыр" в определëнных знаниях, умениях и навыках.
Миру - мяу! :)
Ваш КПТ-терапевт - Анастасия Платонова.
Автор: Платонова Анастасия Алексеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru