Закон о такси обсуждали около десяти лет, но все равно итоговая редакция получилась неоднозначной. Плюсы для одних оказываются минусами для иных. Депутаты наградили ответственностью агрегаторов, что считается одним из главных достижений. Однако есть нюансы.
- Две главные новеллы - определение агрегаторов такси и допуск самозанятых водителей без регистрации ИП к легальному оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом. Документ фактически признает давно сложившуюся структуру рынка. Но агрегаторы никогда не были вне правового поля. Деятельность таких компаний регламентируется Гражданским кодексом РФ и законодательством об обороте информации. Включение их в отраслевой закон о такси решает только один вопрос — пресекает дискуссии об отнесении их к перевозчикам и неправомерное перекладывание на них обязанностей перевозчиков и исключительных функций государства, - заявил Павел Стенников, пресс-секретарь сервиса "Максим".
Среди важных нововведений - теперь водители такси должны заключать трудовой договор с перевозчиком, быть ИП или зарегистрироваться как самозанятые. Зато этот путь закрыт людям с непогашенной или неснятой судимостью за насильственные преступления и с большим количеством непогашенных штрафов (больше трех).
- Признание самозанятых в отрасли нивелируется целым рядом положений законопроекта, которые делают невозможной их легальную работу. К ним предъявляются избыточные и заведомо невыполнимые требования. За передачу заказов лицам без разрешения агрегаторам грозит запрет деятельности. На легальном рынке останется мало перевозчиков, увеличатся цены. Такси перестанет быть доступной услугой. При этом потребность одних людей ездить и желание других людей их возить никуда не исчезнут. Они будут находить друг друга на улице, в соцсетях, мессенджерах. В этом секторе не будет никакого контроля и гарантий. Кому от этого лучше? Многие механизмы и взаимосвязи на рынке не до конца осознаны и прописаны авторами, что, вероятно, потребует в дальнейшем существенной доработки закона. Иначе он снова окажется нежизнеспособным и цели не будут достигнуты, - добавил Павел Стенников.
Отметим, что закон вступит в силу с 1 сентября 2023 года, но некоторые его положения должны заработать лишь с 2025 года. Отсрочено, в частности, требование к службам заказа такси открывать свои филиалы в тех регионах, где в течение пяти дней подряд они обслужили более 4 тысяч заказов.
Напомним, настоящий "подарок" готовят перевозчики Хабаровска своим пассажирам. До конца года стоимость проезда сразу на маршрутах №№ 26-3, 30 и 61К-1 будет повышена. Объявления с информацией уже вывесили в салонах автобусов.
Александр Неделько, новости Хабаровска DVHAB.ru