Одна из моих профессиональных целей, как педагога-психолога высшего учебного заведения, это профилактика аддиктивного поведения учащихся. Проблема формирования зависимостей в молодежной среде является весьма распространенной и требующей внимания. Система образования со своей организационной структурой и кадрами максимально подходит для реализации этой задачи. Меры профилактики разнообразны и каждое учебное заведение, каждый специалист-психолог формирует план работы, исходя из поставленных задач, профессиональных предпочтений и собственного опыта.
Для решения задач профилактики в УрТИСИ СибГУТИ мной была выбрана программа «Смотри и Живи», цель которой – предупреждение аддиктивного и девиантного поведения учащихся. В данной статье представлено краткое описание сути метода, профилактической программы и некоторые результаты ее внедрения на практике.
В основу программы положен авторский метод «Киносновидения» Дудника Д.В., созданный на стыке психоанализа, арттерапии, кинотерапии, проективных и интроективных методик.
Суть метода заключается в создании видеосюжета с терапевтическим, то есть лечебным эффектом. Киносновидение представляет собой набор, специальным образом упорядоченных сцен, выбранных из художественного фильма (одного или нескольких). При этом каждая сцена является символом или метафорой, а вместе они составляют законченное эмоционально-смысловое послание, адресованное бессознательному зрителя.
В индивидуальной работе сюжет видеоролика формируется на основании личного запроса, который может быть весьма разнообразным: от страха перед публичным выступлением до переживания состояния тревоги, кризиса, поиска себя. Ограничений в спектре запросов практически нет. Для групповой работы подбирается универсальный видеоматериал, отвечающий поставленной коррекционной или профилактической задаче, актуальной для конкретной аудитории.
Видеоарттерапевтический метод «Киносновидения» обладает, с одной стороны, универсальностью, а с другой стороны, точечностью психотерапевтического воздействия. Плюсом метода «Киносновидений» является его возможность обходить психологические защиты подростков и не вызывать сопротивления на пути достижения поставленных целей и задач профилактики.
Программа профилактики аддиктивного поведения учащихся была составлена из 24-х универсальных роликов, которые транслировались студентам в течение года по специально разработанной схеме. Мониторы для трансляции располагались в общественных местах ВУЗа.
Программа в целом направлена на гармонизацию внутриличностных конфликтов, устранение внутриличностных противоречий, когда бессознательных побуждений много, а их социально-приемлемая реализация затруднена. В такие моменты подросток нуждается в дополнительных ориентирах и схемах действия в конкретных ситуациях. Например, потребность в агрессивном действии может быть разрешена в конкретном конфликте через прямые действия, а может реализоваться через общественно-полезную деятельность, достигая вполне мирных и продуктивных целей.
В результате внедрения профилактической программы ожидаются изменения в восприятии себя и окружающего мира у студентов, а именно:
- Повышение уверенности в себе;
- Снижение тревожности и импульсивности;
- Расширение социальной активности (участие в общественной жизни, проявление инициативы, волонтерство);
- Формирование устойчивости к асоциальным установкам общества;
- Снижение фрустрации, то есть снижение напряженности в ситуации неопределенного ожидания;
- Повышение избирательности в собственном социальном окружении;
- Повышение осознанности.
Как следствие, ожидается снижение количества учащихся, склонных к вовлечению в зависимое поведение.
Все учебные заведения России ежегодно проходят процедуру социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) на предмет выявления у молодежи склонности к зависимому поведению. По результатам тестирования выявляются показатели Повышенной Вероятности Вовлечения (ПВВ) в зависимое поведение, а именно латентный и явный риски. По результатам СПТ-2021 была проведена профилактическая работа с использованием программы профилактики «Смотри и Живи» методом «Киносновидений» Дудника Д. В.
В 2022 году прошло очередное плановое социально-психологическое тестирование.
Всего в тестировании принимало участие 420 человек в 2021 году и 576 человек в 2022. Группа испытуемых составила 109 человек, которые в 2021 году были студентами 1 курса, а в 2022 году стали второкурсниками.
По итогам проведения СПТ-2021 и СПТ-2022 и сравнения полученных данных можно сделать выводы о том, что внедрение «Программы профилактики аддиктивного поведения учащихся методом «Киносновидений» Дудника Д.В. «Смотри и Живи»»:
- влияет на расположенность учащихся к сотрудничеству и добросовестному прохождению тестирования, в результате повышая количество достоверных результатов респондентов;
- снижает количество учащихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение; в данном исследовании количество респондентов с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение снизилось в 2 раза;
- программа удобна в использовании и может применяться для профилактики большого количества учащихся без их отрыва от учебного процесса.
Автор: Левкина Елена Владимировна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru