Найти тему
Грунтовозов

Применение бетона марки М500 (B40)

Оглавление

Сегодня мы продолжаем говорить о сферах использования бетона М500. Первую часть статьи вы найдете по ссылке.

Применение бетона М500 (B40) в дорожном строительстве

Дорожное полотно часто называют «пирогом», потому что оно состоит их нескольких слоев. К ним относятся грунт, выравнивающая подушка, основание и покрытие, которое может быть одно- или двухслойным.

Бетон М500 (В40) используют для заливки:

  • Однослойных покрытий
  • Верхних слоев двухслойных покрытий
  • Дорожных плит

А вот делать из него дорожные основания или нижние слои покрытия – пустая трата денег. Требования к этим конструктивным слоям относительно низкие. Их можно спокойно заливать бетоном марок М150-М250 и М250-М350 соответственно.

Разберем эту сферу применения на конкретных примерах:

  • Представим, что планируется строительство автомагистрали между двумя крупными областными центрами. Она рассчитана на большой поток легкового и тяжелого грузового транспорта. Летом покрытие будет заливать дождями, а зимой оно подвергнется двойной атаке шипованных шин и агрессивных противогололедных реагентов. И при всем при этом дорога должна служить десятилетиями, не требуя ремонта. Для решения этой задачи нужно использовать материал высшего качества. Например, бетон М500.
  • В ходе капитального ремонта дороги полностью демонтировали покрытие. Потом случилось так, что лето выдалось промозглое и дождливое – класть асфальт в такую погоду никак нельзя. В ходе обсуждений решили отказаться от асфальтового покрытия и заменить его бетонным, которое можно заливать и в дождь, и при низких температурах. Но поскольку бетон твердеет дольше асфальта, его будут класть в один слой, а не в два. А потерю прочности компенсировали тем, что взяли материал высокого класса – В40.
  • Покрытия из дорожных плит, как правило, обустраивают на временных или загородных дорогах. Поэтому их редко изготавливают из бетона марок выше М450. Но в отдельных случаях может потребоваться и марка М500. Например, если дорога предназначена для движения тяжелой строительной или военной техники.

Бетон класса В40 востребован при строительстве автомагистралей и скоростных дорог с высоким трафиком. В таких работах качество материала оправдывает высокие затраты. В остальных же случаях рациональнее будет заказать марки пониже: от М150 до М350.

Применение бетона М500 (B40) в производстве ЖБИ

Ассортимент готовых железобетонных изделий (ЖБИ) очень широк. Есть среди них такие, которые активно применяются в частном строительстве. Есть и такие ЖБИ, которые изготавливают исключительно для нужд промышленного строительства и возведения инженерных объектов. Марка М500 не используется в первом случае, но востребована во втором.

Из нее делают:

  • Плиты для фундаментов промышленных зданий
  • Плиты перекрытий для промышленных зданий
  • Плиты для каркасов промышленных зданий
  • Дорожные плиты
  • Аэродромные плиты
  • Железнодорожные шпалы
  • Столбы электросетей
  • Напорные и безнапорные трубы
  • Волнорезы (тетраподы)

Возможно также производить плиты фундаментов, перекрытий и каркасов для обычных жилых зданий из бетона М500. Но обычно это неоправданно с финансовой точки зрения. Для таких конструкций достаточно будет и бетона марок М300-М400.

То же касается и бетонных колодцев. В отличие от труб, в колодцах вода не течет, а стоит. Поэтому сильных истирающих нагрузок на конструкцию нет. Ее вполне можно изготавливать из бетона М300-М400.

-2
-3

Применение бетона М500 (B40) в инженерии

Строительство особых объектов – это та сфера, где бетон В40 демонстрирует себя во всей красе. Именно здесь его стойкость к нагрузкам и агрессивным средам наиболее востребована.

Бетон марки М500 (В40) используют при строительстве:

  • Мостов, эстакад, путепроводов
  • Гидротехнических сооружений: дамб, плотин, причалов, каналов
  • Водо- и нефтепроводов
  • Канализаций
  • Гидро-, тепло- и атомных электростанций
  • Зданий заводов и фабрик
  • Металлургических и химических цехов
  • Банковских хранилищ
  • Военных объектов
  • Аэродромов

Этот материал подходит для строительства практически любых объектов особого назначение. Исключение – это подземные шахты, метро, хранилища и бункеры. К таким сооружениям предъявляют особо высокие требования безопасности. И возводят их обычно из бетонов марки М550 и выше.

Поясним эту сферу применения на нескольких наглядных примерах:

  • Гидротехнические сооружения большую часть времени полностью или частично погружены в воду. Причем эта вода может быть как пресной, так и морской – с высоким содержанием растворенных солей. Низкомарочный бетон под ее воздействием быстро разрушается. Поэтому в таких конструкциях используют только высококачественный бетон марки не ниже М450, часто со специальными уплотняющими или гидрофобизирующими добавками.
  • Канализационные стоки представляют собой смесь воды с самыми разными химически агрессивными веществами. Это и продукты человеческой жизнедеятельности, и бытовая химия, и промышленные отходы. Выдержать такую нагрузку может только материал с высокими показателями водонепроницаемости и коррозионной стойкости.
  • При строительстве атомных электростанций, некоторых видов предприятий и военных объектов нужно не только обеспечить физическую прочность конструкций, но и обеспечить защиту работников и окружающей среды от радиоактивного излучения. В этих случаях применяют особую разновидность бетона классов В30-В75 – сверхтяжелую. Ее замешивают на чугунном скрапе и щебне из редких горных пород. Подробно о способах использования такого материала мы рассказывали в нашей статье Применение особо тяжелого бетона).
-4
-5

Итак, мы рассмотрели все главные сферы применения бетона В40. В следующем разделе мы подведем итог всему сказанному выше и резюмируем плюсы и минусы этого материала.

Достоинства и недостатки марки бетона М500 (B40)

Как вы поняли, бетон В40 используют при возведении конструкций с высокими требованиями по прочности, стойкости, надежности и долговечности. И это не случайно.

Ведь у него есть целый ряд важных достоинств:

  • Высокая прочность на сжатие
    Бетон М500 выдерживает давление не ниже 500 кгс/см2 или 40 МПа. Это высокий показатель. Его можно соотнести с весом высотного здания или тяжелого моста, по которому круглосуточно ездят машины.
  • Стойкость к пластическим деформациям
    Материал не проминается под высоким давлением или ударами. Этим он отличается, например, от более мягкого асфальта. Поэтому трассам с бетонным покрытием не страшно образование колей и ям.
  • Водонепроницаемость
    Вода – это один из главных врагов бетона. С течением времени она способна буквально растворять его изнутри. Но бетону М500 ее воздействие не страшно. За счет своей плотной структуры он не пропускает в себя влагу, даже если его поливать струей воды под напором.
  • Морозостойкость
    Благодаря своей непроницаемости материал этой марки остается сухим круглый год. А значит – ему не страшны сезонные колебания температур от плюса к минусу и обратно.
  • Химическая стойкость
    В отличие от низкомарочных бетонов, разновидность М500 спокойно выдерживает контакт с солями, щелочами, кислотами и маслами. И стальная арматура в составе конструкций из него не боится коррозии.
  • Износостойкость
    Показатели истираемости у этого материала минимальные. Им можно даже заливать покрытие нагруженной магистрали – бетону будут не страшны шипованные зимние шины.
  • Долговечность
    Все выше сказанное обеспечивает бетону М500 долгий срок службы без ремонта и потери прочности.

Но есть у этого материала и свои минусы:

  • Сложность в изготовлении и укладке
    Как мы уже отмечали, спроектировать состав бетона М500 не так-то просто. А еще это достаточно «капризный» материал. Он имеет тенденцию расслаиваться при транспортировке и слишком быстро твердеть.
  • Высокая стоимость
    Из-за этого фактора сфера применения материала ограничена теми работами, где к его качеству предъявляют повышенные требования.
  • Высокая усадка и склонность к растрескиванию
    Эти минусы обусловлены высоким содержанием цемента в смеси. Чтобы от них избавиться, нужно использовать специальные присадки и тщательно ухаживать за материалом после заливки.
  • Низкая обрабатываемость
    Затвердевший бетон М500 сложно шлифовать, а для нарезки в нем деформационных швов нужны мощные болгарки. И еще сложнее демонтировать старые конструкции из этого материала.

Подведем итог.

Бетон М500 (В40) – это высокомарочный строительный материал для ответственных работ. Его используют для возведения инженерных, военных и промышленных объектов, строительства дорог и производства железобетонных изделий – то есть в тех сферах, где к материалу предъявляют высокие требования по прочности, водонепроницаемости, морозо- и коррозионной стойкости. А вот в частном строительстве он не находит применения. Здесь соотношение его цены и качества получается неоправданно высоким.

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.