Найти в Дзене
Aristologia

Елкины страдания, или Трудный путь к славе. Как черт и смерть елку делили

Вот вы когда у себя дома новогоднюю елку ставите, задумываетесь над тем, какой долгий путь она прошла, прежде чем оказаться в вашей гостиной? Нет, не это конкретное живое или искусственное дерево, а елка как символ Нового года? А между тем, это такая история, которой позавидует любой мексиканский, турецкий или канала "Россия" сериал. Будет вам тут и безвинно страдающая дева, и черти с покойниками, и злые злодеи, и добрая фея, и не очень добрый, но очень уверенный в себе фей, и прочие составляющие хорошей слезоточивой сказочки. Кто хочет узнать историю елки в подробностях, тот непременно должен прочитать книгу культуролога, доктора филологических наук Елены Владимировны Душечкиной «Русская елка: история, мифология, литература». Для всех остальных – серия моих предновогодних статей. Широкими мазками, галопом по Европам. Точнее, по Россиям. Итак. Часть первая – страшная. Елку на Руси не любили. Колючая, с шершавым стволом, подозрительно зеленая весь год, не как все уважающие себя деревь

Вот вы когда у себя дома новогоднюю елку ставите, задумываетесь над тем, какой долгий путь она прошла, прежде чем оказаться в вашей гостиной? Нет, не это конкретное живое или искусственное дерево, а елка как символ Нового года?

А между тем, это такая история, которой позавидует любой мексиканский, турецкий или канала "Россия" сериал. Будет вам тут и безвинно страдающая дева, и черти с покойниками, и злые злодеи, и добрая фея, и не очень добрый, но очень уверенный в себе фей, и прочие составляющие хорошей слезоточивой сказочки.

Кто хочет узнать историю елки в подробностях, тот непременно должен прочитать книгу культуролога, доктора филологических наук Елены Владимировны Душечкиной «Русская елка: история, мифология, литература». Для всех остальных – серия моих предновогодних статей. Широкими мазками, галопом по Европам. Точнее, по Россиям.

Итак. Часть первая – страшная.

В.М. Васнецов "Сказка"
В.М. Васнецов "Сказка"

Елку на Руси не любили. Колючая, с шершавым стволом, подозрительно зеленая весь год, не как все уважающие себя деревья. А в ельнике темно, сыро и противно…

Слава о елке шла дурная.

Ее подозревали в родстве с нечистой силой и придумывали про нее обидные пословицы типа «Венчали вокруг ели, а черти пели». Потом называли ее именем лешего или черта – «ёлс»: «А какого тебе ёлса надо?»

Вот и Аленушка не хочет идти обратно в ельник
Вот и Аленушка не хочет идти обратно в ельник

Дальше – больше. Елка была не просто каким-то странным и подозрительным деревом, но не больше ни меньше как символом смерти. Самоубийц зарывали между двумя елками; ели боялись сажать около дома, чтобы никто из мужчин не умер; из елей запрещалось строить дома; еловые ветки использовали во время похорон, устилая ими пол в доме, где лежал покойник, и путь перед похоронной процессией.

Ельник насыпан с утра по дороге.
Верно, кого-то везут на покой!
(Кильберг Н.П.)

И опять народный язык придумывал для елки обидные фразеологизмы: «смотреть под елку» - тяжело болеть, «угодить под елку» – умереть, «еловая домовина» – гроб.

В. М. Васнецов "Опушка елового леса"
В. М. Васнецов "Опушка елового леса"

Казалось бы, с таким бэкграундом сложно надеяться на светлое будущее. Но грамотный пиар и не такие репутации отбеливал.

Процесс пошел при Петре I.