До Севастополя добирался по железнодорожным путям. Поездка на электричке по Крыму – отдельное путешествие, требующее особого внимания. Из окна вагона открывались потрясающие виды. Все зелено, несмотря на календарь, тепло. Крым холмист, красивый, цветущий, а между возвышенностями – долины, в которых прячутся целые поселки с частными домами, парками.
Ближе к Севастополю, горы стали обнажаться, демонстрируя всю свою каменистую наружность. Жизнь в этих краях куда оживлённее становилась, на вершине установлены вышки, а внизу строительные склады со стройкой, техника, бурлящая промышленность. Еще ближе к Севастополю – оживленная автомобильная трасса, рекламные щиты, указатели. После Икермана – появились еще железнодорожные полотна, с грузовыми вагонами, начиналась активная человеческая деятельность. А дальше, наконец-то долгожданное море – в севастопольской и корабельной бухтах было пришвартовано достаточно кораблей разного назначения, включая многочисленные плавучие краны. Все. Приехал.
У Севастополя множество имен. Греческое название до XIII века — Херсонес, византийское — Херсон, старорусское — Корсунь, генуэзское — Сарсон, крымско-татарское — Акъяр, Aqyar. Это незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Исторический центр Севастополя расположен на южной стороне бухты. В городе расположена главная военно-морская база Черноморского флота РФ. Город моряков, не как иначе.
Датой основания современного Севастополя считается 3 (14) июня 1783 года. В этот день под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего Севастопольской эскадрой Томаса Меккензи (Фомы Фомича), часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской.
Основателем города явился контр-адмирал шотландского происхождения Фома Фомич Мекензи. Но ещё пятью годами ранее решением Александра Суворова на берегах Севастопольской бухты были построены первые земляные укрепления и размещены русские войска. Первоначально поселение называлось Ахтиар, по имени бывшей на месте города крымскотатарской деревни Ак-Яр, пока 10 (23) февраля 1784 года Екатерина II не приказала устроить на его месте большую крепость и назвать Севастополем. Город строился на средства, полученные Потемкиным с новороссийских земель. Административно Севастополь вошёл в состав Таврической области, образованной в составе Екатеринославского наместничества.
Размах города виден невооружённым глазом. Он просто огромный. Было сразу понятно, что рассмотреть его за два полноценных дня не удаться. Он аккуратный. Город не стоит в жутких пробках, по крайней мере, в период моего пребывания в нем. Я чувствовал неуловимый запах море. Морской ветерок обдавал мое лицо. Путь к морю лежал через микрорайон «Летчики», а затем парк Победы. Парк благоухал, в нем все чисто, аккуратно, множество южной растительности, которая по-прежнему отдавала зелеными, сочными искрами, хотя и иные краски тоже присутствовали. Уже осень на календаре стояла, но тепло, юг – как ни крути! В парке гулять – одно удовольствие. Здесь все есть для отдыха: лавочки, аттракционы, аллеи и приятнейшим бонусом идет свежий морской воздух.
Я увидел эту стихию! О, море! Я сел на берег, размышлял, разглядывал всё открывшиеся великолепие. Ветер усиливался, хлестал по лицу. Я не рискнул окунуться, несмотря на теплую погоду, хотя находились моржи, которым такая погода в кайф. Жаль, я не такой. Место удачное и, как говорят здешние, это самый лучший пляж в городе. Он расположен между Круглой и Стрелецкой бухтами.
Если взглянуть вдаль, то становится ясно однозначно - весь Севастополь исполосован бухтами, каждая имеет свое название, возле каждой что-то обязательно случалось. История, легенда просто в каждом шаге, закутке.
Пожелтевшая трава под лучами дружелюбного солнца переливалась золотистыми оттенками. Осень же в самом разгаре. И вот на краю стоит одиноко навигационный ориентир, проводник кораблей – маяк. И несет добросовестно службу. Шестиметровая (20 футов) квадратная цилиндрическая бетонная башня белого цвета с красной горизонтальной полосой. Высота огня - фокальная плоскость 15 метров (49 футов). Огонь - желтая вспышка каждые 3 секунды (1 секунда - свет; 2 секунды - тьма).
Романтичное место, особенно в темное время суток.
Говорят, что, если ты не видел памятник затопленным кораблям, пожалуй, один из главных символов, визитной карточки Севастополя, значит ты не был в городе. Мне повезло. Я был и видел.
Севастополь - удивительный город. Зачастую, любая набережная в населённом пункте - самое красивое место в городе, здесь же эти набережные повсюду. Вдоль, поперек, тут и там! А какое удивительное море! Редко успокаивающее, зачастую тревожное, порой спокойное, но неизменно прекрасное.
Памятник затопленным кораблям расположен в Севастопольском бухте, в 10 метрах от набережной Приморского бульвара, в самом море. Монумент представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной трехметровый гранитный утёс, сложенный из грубо обработанных каменных глыб. На вершине возвышается триумфальная диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, возложенной на Андреевскую ленту, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла — щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца. База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, так же, как и орёл, выполнены из бронзы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу — подпись автора: «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 г.г. для загражденія входа на рейдъ». На вершине скалы, с противоположных сторон, встроены два гранитных барельефа. На левом — изображено число «1854», на правом — «1855». На подпорной стене набережной, напротив монумента, установлены два якоря с затопленных кораблей. Эта мемориальная стена также является частью памятника. Общая высота памятника затопленным кораблям - почти 17 метров. Силуэт памятника используется в качестве эмблемы Севастополя, а еще его можно увидеть на банкноте в 200 рублей.
Глубоким смыслом пронизана вся композиция. Лавровые листья – это триумф, слава, очищение, а дубовые – сила и стойкость. Орел не просто так повернут к морю – это говорит о постоянной готовности защищать город от захватчиков. Монумент также символизирует мужество, стойкость и храбрость моряков Черноморского флота. Это знак самопожертвования, навсегда останется в памяти поколений. Это памятник людям, которые ради Родины были готовы на все. Мемориал считают чудесным, потому что он целым и невредимым пережил Великую Отечественную войну. Он находится на достаточно открытом месте, но ни разу в него не попала вражеская бомба. Хотя уже утром 22 июня 1941 года ранним утром рядом взорвалась одна из первых мин, сброшенная на город. Вторую же водолазы нашли и обезвредили в 2005 году. А 9 мая 1944 года, когда Красная Армия подошла к набережной, недалеко горел немецкий танкер «Продромос». И несмотря на все памятник остался цел.
Погода в Севастополе, как и положено приморскому городу, меняется достаточно быстро. Тучи быстро смогли добежать до Севастопольской бухты. Небо успело нахмуриться. Севастопольская бухта — крупнейшая в городе. Её протяжённость — почти восемь километров, а ширина колеблется от восьмисот до тысячи трёхсот метров. Начинаясь от Чёрного моря и заканчиваясь устьем Чёрной речки, Севастопольская бухта делит Севастополь на Южную и Северную стороны.
Севастополь лишний раз подтверждает свой городской размах. Южная и северная стороны не только разрублены бухтой, они ещё находятся друг от друга на таком расстоянии, что в объезд, дабы попасть из одной стороны в другую, уходит уйма времени. Как будто совершенно два разных мира. В летний период ходят катера - быстро и удобно, но я был тут в середине осени...
Приморский бульвар открывает удивительную панораму. Северная сторона Севастополя весьма богата на знаковые места, достопримечательности. Одно из романтичный мест в городе - это Константиновская батарея, именно туда многие туристы стремятся, чтобы проводить закат и поприветствовать рассвет.
На южной стороне тоже было что посмотреть, слева находилась артиллерийская бухта, возле которой возвышались главные городские доминанты: шестидесятиметровый обелиск «Городу-Герою Севастополю», более известный как «Штык и парус», и сорокаметровая скульптурная группа «Солдат и Матрос», один из крупнейших военных мемориалов на территории бывшего Советского Союза. И оба - в окружении не только дорогих отелей, но и множества башенных кранов. Севастополь продолжает строиться!
В каждом уголке Севастополя ощущался морской, приятный запах. Люди здесь открытые. Уже несколько раз встречал, что на бульваре собираются местные бабушки и танцуют под живую музыку, севастопольский певец исполнял весьма душевные композиции. В один из вечеров к этому кружку подошел один из членов местной администрации и полицейский в форме – заставил сворачивать деятельность и больше не приходить сюда. Мужчина и его бабушки отбивались как могли, задавали вполне резонные ответы, но эти два, при исполнении, ни в какую не шли на компромисс. Пришлось певцу сильно извиняться перед дамами и уходить. Прискорбно, что есть такие люди, непонимающие: сухо, глупо и слепо следующие каким-то бумагам или чему еще там?
Графская пристань, несомненно, гордость севастопольцев, одна из ключевых достопримечательностей и визитных карточек города. У нее изначально имелось официальное название – Екатерининская, но среди местных жителей и моряков чаще звучала как «графская». Потому что один из главнокомандующих Черноморским флотом и создатель единого ЧФ Российской империи — граф Марко Иванович Войнович любил причаливать именно сюда, приплывая на южный берег Севастопольской бухты из своего имения, находившегося на Северной стороне. В 1925 году объект переименовали в «Пристань имени III Интернационала», и лишь в 1990-е ему вернули историческое название, причем не официальное, а народное. Каменная пристань всегда считалась ярким украшением города, не даром она считается памятником культурного наследия федерального значения России. Именно отсюда начинается парад ВМФ. В нишах боковых павильонов со стороны набережной установлены две мраморные фигуры в античном стиле — мужская и женская. На фасаде, обращенном к площади Нахимова, идентичные углубления пустуют. Украшавшие их статуи были безвозвратно утрачены во время Крымской войны.
Севастополь помнит, знает и любит своих героев. Павел Степанович Нахимов оставил свой незабываемый след в битве за Севастополь во время Крымской войны. Именно поэтому в память о легендарном адмирале, отдавшем свою жизнь за любимый город, навсегда осталась в сердце Севастополя в виде памятника, на площади его имени, озаряя ее благодатным светом. Его не заметить крайне трудно. Глыба. Бронзовый Нахимов стоит на высоком постаменте, держа в правой руке морскую подзорную трубу. Левая рука лежала на эфесе боевого трофея, мече Османа-паши, турецкого вице-адмирала, эскадра которого была разгромлена под Синопом. В ногах монумента и вокруг расположили пушечные ядра и корабельные якоря. Нахимов смотрел в сторону Графской пристани, на Севастопольскую бухту. По задумке творцов, великий флотоводец, даже застывший в вечной памяти, защищал Севастополь от нашествий противника. Монумент, как ценная достопримечательность, простояла в лучшем месте города 30 лет, пережив первую мировую и гражданскую войны. Но дальше пришли идейные большевики и на его место поставили Ленина. Но снова постучалась война. В 1942 году немецкие захватчики, вступившие в город, памятник “вождя пролетариата” уничтожили. Только 5 ноября 1959 года, по указанию Н. С. Хрущева, скульптуру вождя вывезли и установили на Центральном холме, а новый памятник П. С. Нахимову вернулся на свою территорию, на главную площадь, где он и по сей день являет собой душу и сердце Севастополя.
Памятник Екатерине II установлен прямо на месте дома знаменитого военного инженера, генерала, героя Крымской и Турецкой войны Э.И. Тотлебена. Монумент Императрице открыт 15 июня 2008 года. На круглой колонне из полированного гранита в основании которой находится квадрат установлен постамент Екатерины II. Памятник представляет собой бронзовую статую Екатерины II в парадном царском облачении, со свитком в левой руке и скипетром в правой.
Роль Императрицы в судьбе Севастополя крайне высока. Как мы помним, она в 1783 году именным указом велела выстроить большую крепость, с военным портом и адмиралтейством, на месте где стоял Ахтияр. В том же указе она и дала имя Севастополю, именно поэтому город может смело называть ее своею прародительницей. Екатерина Вторая подарила России Крымский полуостров с его чудесным климатом, уникальной природой и историческим городом-портом Севастополем
На что я обратил внимание в уличной иллюминации - так это на якоря, которые во внушительном количестве были развешены на матросской улице. Якоря горели и радовали-сразу было видно, где ты и чем дышит город.
Какие еще изюминки, мной были замечены? Например, множество известных брендов в Севастополе стали карикатурными. Гуляешь, скажем по набережной или по проспекту, а перед тобой «СФС» - и на ней какой-то дядечка с белой бородой на красном фоне; «Стардакс» - матрешка на зеленом фоне; особенно порадовал – «Фификс прайс», уж лучше бы фиксиками назвались бы. В общем, крутятся возле санкций как юла. Лишь бы, лишь бы…
Порадовали голосовые светофоры. Не просто зеленый и красные человечки, а тебя голосом оповещают - «Разрешен переход», предупреждают – «Заканчивается переход». А из некоторых остановок прямо включают рупор.
Колеса обозрения всегда притягивали меня во всех городах моих путешествий. Какая-то скрыта в них магия – обзор открывается порой очень даже завораживающий. Паришь, подобно птице. Видно все. Севастопольское колесо обозрения не выпало из поля зрения моего внимания тоже. Чтобы его увидеть – нужно было поднять голову – колесо умудрились построить на вершине бульварной горы. До этой самой возвышенности можно было доехать на общественном транспорте, в объезд как-то, но такой путь не для меня. Решил пойти напролом, в смысле, забраться на возвышенность пешком, по тайным лестницам. Как говориться, навигатор в помощь. Тот ещё квест, скажу вам. Холм возвышался над моей головой как скала, того гляди, упадешь. Робкими шагами, устало я взбирался. На моей пути были и частные скромные дома, и кусты, пытающиеся отхлестать меня по мордасам, и какие-то школьники, шедшие впереди, а потом внезапно исчезнувшие. Всё. Наконец-то цивилизация. Я на месте.
После своего захода на вершину, я уткнулся прямо в парк. И оказался, будто бы в СССР. А еще увидел тех самых школьников, которые скрылись от меня. Видать, нашли еще более короткий путь. Куда уж короче? Парк культуры и отдыха — знаменитый парк аттракционов и детских развлечений, который сохранил дух эпохи СССР. Точная дата его открытия неизвестна, потому что это был длительный процесс его становления. Парк начали строить в конце 60-х годов XIX века, а аттракционы устанавливались постепенно. Колорит прошлой эпохи тут здорово сохранен. Словно музей под открытым небом. Как ни странно, именно этот парк считается главным в городе. Из аттракционов тут есть: «Ромашка», «Сюрприз», Чертово колесо», цепочная карусель, паровозик… Ну, конечно, самый известный и популярный аттракцион – Колесо обозрения. Колесо работает здесь с 70-х гг, оно появилось на 10 лет позже остальных. Место удачное – в самой высокой точке города. Его высота скромная – 24 метра, но при подъеме можно увидеть большую часть города. Все 20 кабинок полностью открытые. К тому же внутри установлен руль, который вращает кабину на 360⁰. Что ж? Поехали. Это самое опасное для моей нервной системы колесо. Я реально боялся не только высоты, но и характерного хруста костей при падении с этого колеса. На меня нашла какая-то фобия. Боязнь высоты. Я так и не понял почему, причин множество, допускаю, что неуверенность в занимаемом положении. Колесо крутится медленно, позволяя, конечно же насладится видом. Полный оборот аттракцион совершает за 10 минут. Эти минуты дались мне не так сладко, как я себе их представлял. Но все-таки город разглядел! Открывается вид на Южную бухту, музей - Панораму, исторический бульвар, городскую застройку отдаленных районов. Сделал для себя очередной вывод: Севастополь - холмистый город, многоуровневый, изрезан балками и бухтами. Но самый важный вывод я сделал несколько позднее – это тот город, в который я влюбился. И возможно, бесповоротно.
Центральный холм — большой холм, исторический район в центре Севастополя. Расположен во внутреннем круге центрального кольца, образуется улицам Большой Морской, Ленина и проспектом Нахимова.
С конца XVIII века, почти с самого начала основания Севастополя, холм хаотично застраивался более бедными жителями города, которые не имели возможности поселиться на главных улицах внизу, у его подножия. Холм не имел четкого планирования и ясного архитектурного облика, и многие здания сводилось без всякого разрешения, за что его прозвали «хребтом беззакония». Признаюсь, прогулка по городу тяжела, дорога то вверх, то вниз, холмистая местность, что говорить, поэтому это весьма неплохая физкультура.
В 1839 году был утвержден генеральный план развития Севастополя, который предусматривал для холма полный снос старых зданий и новую застройку с четким планированием улиц. В 1840-х гг. проводились работы по этому плану. Большинство зданий того периода были уничтожены в ходе Крымской и Второй мировой войн, но созданная в то время планировка улиц сохранилась и сегодня.
После Великой Отечественной войны 1941–1945-х годов началось масштабное восстановление Севастополя. Холм застроен в большинстве послевоенными двух- и трехэтажными домами в стиле советского неоклассицизма, так называемыми «сталинками», но с оригинальными решениями: угловые элементы и своеобразная детализация фасадов с наружной облицовкой из резного белого камня. Уникальный темп восстановлению Севастополя придал лично Сталин, посетивший город в 1948 году и наметивший срок в четыре года. Многие солдаты и матросы были брошены на строительство, где также работали военнопленные. Высокая этажность отпала из-за опасности землетрясений. Дома имели лоджии, балконы, черепичные кровли, утраченные сейчас, отчего во многом потерян местный колорит. Но все равно был создан уникальный художественный результат — городская застройка с типично южными внутриквартальными двориками в центре, и напоминающей города-сады периферии. В отличие от равнинных городов — Москвы, Ленинграда, Минска — классическая архитектура Севастополя не рассчитана на «осевое» восприятие, типичное для послевоенного «триумфализма». В этом городе все рассчитано на динамику движения по улицам, которые идут вдоль склона, а поперёк устроены улицы-лестницы, есть и диагональные «спуски» с центрального холма, отчего с каждой новой точки открывается новый вид на город, морские пучины. Решение использовать сохранившиеся фундаменты довоенных домов сделало трудным расширение даже главных улиц. Между домами, фиксирующими углы кварталов, были сделаны разрывы и парадные дворы-курдонеры, открывающие вид на дома, выстроенные выше или ниже по склонам. Стоящие по красным линиям здания были ограничены по высоте половиной ширины улицы (примерно, не выше 13 метров по карнизу, т.е. три — максимум четыре этажа). От этого город только выиграл, сохранив живописность морского берега, изрезанного многочисленными бухтами.
Можно было бы и еще всякого разного рассказать про Севастополь. Но лучше его посетить. Что я и сделаю, как только подвернется случай. На этом буду заканчивать.
Спасибо что Подписывайтесь на мой канал и я постараюсь вас радовать.
Кстати, у меня есть несколько очерков о Крыме, вернее, о его столице и самом Севастополе:
"Знаковые" лица Симферополя, Неаполь скифский, Симферополь Экскурсия по Севастополю Мыс Фиолент Херсонес