28 декабря 1925 года умер Сергей Александрович Есенин - один из самых популярных в наше время поэтов Серебряного века. Наверное, каждый даже совсем не читатель назовёт вам ассоциативный ряд от "берёзок" до "хулигана". Но так как мы Есенина таки читали, то попробуем вкратце разобраться, о чём же он писал и чем запомнился на фоне своих не менее талантливых современников.
Творчество Есенина условно составляет единый сюжет с единым лирическим героем в центре (такое мы уже видели у Блока). Этот лирический герой заимствует многое из реальной биографии писателя, но было бы ошибкой полностью их отождествлять.
Ещё при жизни Есенина его друзья жаловались на особую фамильярность некоторых поклонников, воспринимавших поэта как старого знакомого, думавших, что всё о нём знают. Очень распространённая ошибка. Мы не будем её повторять, поэтому оставим в стороне его биографию и будем говорить только об эволюции лирического героя как явлении художественном.
Раннюю лирику Есенина (до выхода сборника "Радуница" в 1916 году) принято относить к новокрестьянской поэзии - было такое неформальное объединение авторов, название говорит само за себя. В это время интеллигенция тянулась к чему-то такому свежему, “из народа”. Есенин использовал эту моду себе на пользу: играл стереотипного крестьянина на выступлениях, соответствующе одевался. По воспоминаниям Маяковского, из умных читателей этому образу мало кто верил, но какое-то время Есенин его всё же придерживался.
Справедливости ради, его карьера началась удачно и без игры в народность. По приезду в Петербург он направился показать свои стихотворения Блоку. Тот записал в дневнике: “Днём у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губ... 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915”.
Итак, какими же были эти стихотворения девятнадцатилетнего парня из деревни, которые смогли заинтересовать одного из ведущих поэтов того времени.
Главных источников образности ранней поэзии Есенина было два: христианство и фольклор. В отличие от большинства современников, он был чужд построению собственной религиозной философии. Его христианское сознание - народное, сюжеты и герои взяты не из Библии, а из фольклорных рассказов и легенд. Христианство не становится здесь поводом для размышлений. Иисус, Матерь Божья, святые - близкие, земные герои, живущие среди той же природы.
Центральное для этого периода представление о Рае также связано с привычной земной обстановкой. Он либо уже воплотился в природе, либо вскорости наступит. Таким образом, идеализированные пейзажи родных мест автора соединяют в себе реальность и сакральное, становятся отражением идеи Рая (что вполне себе в духе символизма).
Пространство крестьянского двора разрастается до масштабов вселенной, многое вокруг воспринимается через образы домашних животных, вроде "осень - рыжая кобыла", "отелившееся небо // лижет красного телка". Животные вообще тема для Есенина очень важная, как он позже писал:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Православная образность ранней лирики была во многом именно образностью: она не несла глубокой философской нагрузки, что встречается у других новокрестьянских поэтов, но использовалась скорее как атрибут народного представления о красоте и спокойствии, для создания лирического настроения. Оттуда же и типичная иконописная цветовая гамма (золото, голубой и синий), и часто слышимый перезвон.
Среди этого природного рая и живёт лирический герой ранней лирики. Он соединяет в себе разные народные типы: и спокойный созерцатель природы, и странствующий монах, но в то же время и бунтующий подросток, иногда даже разбойник. Колебания между этими типажами можно проследить в стихотворениях Есенина всех периодов.
Выбирать конкретные тексты для примера очень сложно, так как здесь всё зависит от личного вкуса, но общее представление о вышеперечисленных образах можно получить из таких стихотворений: "Чую радуницу Божью…", "Пойду в скуфье смиренным иноком...", "Осень", "Я странник убогий...", "Гой ты, Русь, моя родная", "Микола", "Не ветры осыпают пущи...", "Сохнет стаявшая глина", "Наша вера не погасла...", "В том краю, где жёлтая крапива…". Уже по этому списку можно заметить, что стихотворения Есенина практически никогда не имеют заглавий.
Революционный 1917 год Есенин встречает на волне восторга и ожидания обновления жизни. С бывшим футуристом Шершеневичем они составляют декларацию имажинистов - нового авангардистского литературного объединения. Как положено, сначала поругали всех предшественников, включая символистов и даже футуристов. О самих себе говорили крайне расплывчато: нужен бунт, эпатаж, “образ” как центр поэзии. Долго это объединение не просуществовало. Но это всё не так важно.
Как и любой по-настоящему талантливый автор, Есенин был гораздо больше любых деклараций и стилей. Литературоведение часто выбирает для лучших писателей определение весьма условно: они никогда не вписываются в рамки какой-то школы. Есть такое правило: характерные черты любого стиля проще изучать по творчеству второ- и третьестепенных авторов. Так что нужно не сосредотачиваться на этих определениях, а читать книги. Ну это к слову.
А вот что касается собственно стихотворений, то здесь Есенин и правда заметно меняется. Он отходит от религиозной образности, утопий. Лирика всё больше сосредотачивается не на окружающем мире, но на герое, который сменяет идиллическую природу на враждебный, мрачный город, где превращается в известного всем нам хулигана и скандалиста: "Я последний поэт деревни…", "Хулиган", " Всё живое особой метой…", "Да, теперь решено. Без возврата...", "Мир таинственный, мир мой древний…”, "Снова пьют здесь, дерутся и плачут…”.
В начале 20х годов история всё сильнее входит в стихи Есенина, особенно это ощущается после возвращения из зарубежного путешествия. К примеру, это поэмы “Пугачёв”, “Русь советская” или “Анна Снегина”. Одновременно лирический герой всё чаще подводит итоги жизни, усиливается мрачный настрой: "Мы теперь уходим понемногу…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Я усталым таким еще не был…", "Мне осталась одна забава…”, "Ты прохладой меня не мучай".
Помимо стихотворений, на протяжении всего творчества Есенин также писал небольшие поэмы. Только по одним ним можно вкратце проследить его эволюцию: от ранних "Миколы" или "Руси", через революционную, во многом авангардистскую, провокационную "Инонию", к более историческим "Руси советской" и "Анне Снегиной". И, конечно, лично для меня вершина последнего этапа -, "Чёрный человек".
А если кому хочется отвлечься от привычных есенинских берёзок, то можно разбавить впечатление циклом с восточным колоритом “Персидские мотивы”. Правда, как мы помним:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Вокруг смерти Есенина сложился целый комплекс слухов и домыслов. Сознательно их не пересказываю. Вместо этого хотелось бы закончить советом почитать стихотворение Маяковского "Сергею Есенину", написанное по случаю смерти нашего сегодняшнего героя. При жизни они много конфликтовали, но посмертное послание всё расставило по своим местам.