Как-то, уже во взрослом возрасте, я услышала, как мама и старший брат выясняют что-то на повышенных тонах.
Я не помню, о чем они говорили, но одна фраза заставила меня просто замереть на месте. На одну из маминых реплик брат ответил: "Ничего! Переживешь!"
И так он это сказал, что я на секунду просто встала, как вкопанная.
Потому что я сотни раз слышала эту фразу - в точности, до мельчайших интонаций - на протяжении всего своего детства. Только из маминых уст. Она обычно говорила её, когда ругала за что-то брата, который был тогда школьником.
Теперь это был абсолютный перевертыш. Брат отвечал маме её же словами, с абсолютно её же интонациями, много лет спустя.
Теоретически я полностью понимала весь механизм этой ситуации. Но впервые смогла увидеть его настолько явно на практике.
Родительские голоса живут в нас всю жизнь.
Самые частые фразы родителей, которые мы слышим в детстве, интериоризируются в нас по мере того, как мы взрослеем.
Проще говоря, становятся нашей внутренней речью.
Независимо от эмоционального окраса и посыла.
Высказывание Януша Корчака "Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Что посеешь, то и пожнешь", - оно об этом.
Но смысл его не в том, что повзрослевшие дети как-то сознательно хотят отомстить своим родителям или сказать неприятную вещь, чтобы задеть их.
Повзрослевшие дети просто воспроизводят привычную модель поведения и услышанные в детстве фразы на автомате. В точности. Как пластинки.
Что записалось в детстве, то и играет периодически при общении с родителями. И не только с ними.
После того случая с мамой и братом,
понаблюдав за собой, я стала замечать много фраз из детства, которые чаще всего говорю родителям уже я.
С мамой я общаюсь мамиными фразами, которые слышала в детстве. С папой - папиными.
До слез меня тронуло наблюдение, что я говорю папе те же слова, которыми он успокаивал меня, когда я болела. Теперь тяжело болеет папа, и я обращаюсь к нему так же, как он ко мне в детстве, с тем же характерным пришептыванием.
А ещё поняла, что самые нежные и милые мамины и папины словечки, их же интонациями, я говорю уже своим детям. И даже домашних животных я глажу с теми же словами, с которыми гладил их папа, когда я была маленькой.
Пластинка работает не только в обратную сторону, на родителей, но и в будущее, на наших детей.
Более того, она работает через поколения. Я стала замечать, что сейчас, став взрослой, обращаюсь к своей маме один-в-один так же, как она обращалась к своей маме, моей бабушке.
А мои дети будут точно так же успокаивать своих приболевших детей и внуков, как папа успокаивал меня, с тем же характерным пришептыванием.
А вы, друзья, можете отрефлексировать, какие именно ваши фразы принадлежат на самом деле вашим родителям?